Три удивительные судьбы в русской истории. Разные люди, разные призвания, но все они имеют много общего. Казалось бы, что может объединять композитора Николая Римского-Корсакова, путешественника Николая Пржевальского и дипломата Николая Игнатьева? Одна страна, эпоха – да. Тем не менее есть то, что стало началом, истоком тех славных дел. Увлеченные молодые люди получили глубокое и всестороннее развитие. Но именно военное образование являлось для трех деятелей, известных в России и получивших мировое признание, начальным этапом их карьеры. Интеллект, сила воли, военная дисциплина, опыт экспедиционных военных походов и неуемная энергия творчества и исследования не только выкристаллизовали уверенность в выборе дела всей жизни, но и расширили диапазон талантов Римского-Корсакова, Пржевальского и Игнатьева.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
В детстве будущий великий русский композитор писал, что мечтал стать военным моряком и географом, быть морским путешественником. Будучи участником кругосветной морской экспедиции, Николай отмечал, что хочет сочинять музыку, изучать русские былины и летописи. Впоследствии появятся такие великие музыкальные произведения, как оперы «Садко», «Снегурочка» и др. Как же сложилась его творческая биография?
Родившись в городе Тихвин (сейчас Ленинградская область) в 1844 году, Николай Римский-Корсаков получил прекрасное домашнее образование. В 1856‑м Николая по традициям семьи отправляют поступать в Морской кадетский корпус в Петербург. Довольно успешно он изучает грамматику, историю, французский язык, астрономию и особенно арифметику и географию. Его увлекают военное дело, стрельбы из пушки, починка корабля, он даже несколько раз выходил в открытое море на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. В то время он отмечает: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты». Несмотря на это, в свободное от занятий в кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещает по возможности оперные спектакли Глинки в Мариинском театре, а оставшиеся карманные деньги откладывает в основном, чтобы покупать ноты.
После шести лет обучения Римский-Корсаков с отличием оканчивает Морской кадетский корпус. По успеваемости он становится шестым в выпуске, его сразу принимают гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков осуществляет свое первое кругосветное путешествие. Экспедиция к берегам Северной Америки проходит через Великобританию, Испанию, Норвегию. В 1875 году он оканчивает Минный офицерский класс и переходит на береговую службу, чтобы продолжить занятия музыкой. В 1873-1884 годах будущий композитор служит инспектором военных оркестров флота. Общение с представителями кружка «Могучая кучка» дает Николаю вдохновение и новые силы для написания музыки. Он создает Симфонию №1, которую в тот же год исполняет оркестр под управлением Балакирева. Впоследствии в опере «Садко» мы можем заметить уникальные приемы, придуманные композитором. Он создает «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Чередование высоких и низких звуков дает ощущение волн. Факт «цветового созерцания тональностей» Римским-Корсаковым был впоследствии изучен многими исследователями. Этот феномен объясняют сензитивностью восприятия будущего композитора, обусловленной силой визуальных впечатлений от морских путешествий, наложенных на систематические музыкальные занятия.
Любовь Николая к народному творчеству, упорная работа и вдохновение позволили создать шедевры музыкальной культуры: оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» и многие другие произведения. Известный литературный критик Владимир Стасов писал: «Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?»
Николай Павлович Игнатьев
Граф Николай Павлович Игнатьев, родившийся в 1832 году, занимает особое место среди российских дипломатов второй половины XIX в. Дед и отец Игнатьева были военными. Отец П.Н.Игнатьев участвовал в Заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. Во время событий 14 декабря 1825 года в Петербурге он первым со своей ротой явился по зову Николая I на Сенатскую площадь и этим заслужил благодарность царя. Наследник крестил впоследствии его старшего сына Николая. В 1840-1860‑х годах П.Н.Игнатьев занимал высокие военные и административные должности, а в 1870‑х являлся председателем Комитета министров. Мать М.И.Игнатьева была сестрой известного владельца гусь-хрустальных заводов Мальцева. До самой своей кончины отец оставался ближайшим другом и советчиком сына и состоял с ним в регулярной переписке. Свой графский титул Н.П.Игнатьев унаследовал от отца, которому он был присвоен в декабре 1877 года.
Игнатьев с блеском окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию Генштаба, во время Крымской войны служил в гвардейском корпусе в Прибалтике. В качестве военного атташе он приехал в Лондон, где ему было поручено изучить новейшие достижения артиллерийского и инженерного дела. Его донесения содержали ценнейшую информацию о новейших английских видах оружия и о состоянии британской армии, в них давался также блестящий анализ политики. Игнатьев принадлежал к категории дипломатов, получивших военное образование, что не было характерно для второй половины XIX в. История показывает, что ранее, в первой половине ХIХ в., военных в дипломатии было немало. Многие командующие армиями, генералы вели мирные переговоры и заключали договоры, а генерал-губернаторы российских земель имели прямые межгосударственные отношения с соседними странами.
Николай Игнатьев перенял некоторые традиции и приемы военной дипломатии, практиковавшиеся в основном в Азии и на Дальнем Востоке, поскольку именно там началась его дипломатическая деятельность. Известный российский историк В.М.Хевролина отмечала, что своими личными и деловыми качествами он заметно выделялся в дипломатической среде и привлекал к себе пристальное внимание отечественных и зарубежных политических кругов и прессы. Игнатьев предлагал направить военно-разведывательные экспедиции, преследующие также и научные цели, в Персию, Афганистан.
В 1858 году в Среднюю Азию, Афганистан и Кашгар были направлены три экспедиции. Одну из них – в Хиву и Бухару – возглавлял сам Игнатьев. Ему удалось благополучно совершить переход по пустыне, исследовать устье и течение Амударьи до Чарджоу (около 700 км) на предмет возможного плавания русских судов и заключить выгодное для России торговое соглашение с Бухарой.
Последующая миссия в Китае была тяжелой. После 11‑месячных безуспешных переговоров в Пекине Игнатьеву удалось заключить новый договор. По ходатайству французского посланника в Пекине Наполеон III наградил Игнатьева орденом Почетного легиона. Крупнейшим достижением Игнатьева как дипломата стало заключение Сан-Стефанского договора с Турцией в 1878 году, которым признавалась независимость Румынии, Черногории и Сербии, создавалось государство Болгария и в целом укреплялись позиции России на Балканах.
Можно утверждать, что дипломат Игнатьев являлся одним из самых ярких и неординарных деятелей своего времени. Как личность Игнатьев был очень интересной и своеобразной фигурой. Он обладал личной храбростью, не терялся в сложных обстоятельствах и умел находить неординарные решения. Такие качества, как энергичность, настойчивость, обаяние, в сочетании с умением быстро сходиться с людьми, располагать их к себе и подчинять их своему влиянию играли большую роль в арсенале его дипломатических приемов.
Николай Михайлович Пржевальский
«Как вольной птице трудно жить в клетке, так и мне не ужиться среди «цивилизации», где каждый человек прежде всего раб условий общественной жизни. Но простор пустыни – вот о чем я день и ночь мечтаю. Дайте мне горы золота, я за них не продам своей дикой свободы», – говорил Пржевальский.
Николай Михайлович Пржевальский родился в 1839 году в Смоленской губернии в семье помещика. В детские годы здоровье Николая потребовало от его матери особого внимания. Она закаляла сына, прививала выносливость, терпение и умение осуществлять длительные прогулки и походы в любую погоду. Любимыми книгами Николая были описания путешествий, рассказы о нравах зверей и птиц, разные географические книги. Читал он очень много и до мелочей запоминал прочитанное. Часто товарищи, проверяя его память, брали знакомую ему книгу, читали на любой странице одну-две строчки, а дальше уже Пржевальский говорил наизусть целые страницы.
Окончив гимназию в Смоленске, Пржевальский мечтал о военной карьере. Военное образование начиналось с Рязанского (Полоцкого) пехотного полка. Он мечтает о путешествиях, все силы и средства отдает подготовке к ним. Пржевальский вводит строгий режим: много работает в университетском зоологическом музее, ботаническом саду и в библиотеке.
Дослужившись до прапорщика, Николай поступает в Академию Генерального штаба в Петербурге. Досрочно оканчивает ее с отличием, уделяя особое внимание истории, географии, естественным наукам. Пржевальский пишет ряд научных работ, учебник по географии и преподает в юнкерском училище. В академии Н.М.Пржевальский составил «Военно-статистическое обозрение Приамурского края», высоко оцененное Русским географическим обществом и послужившее основанием к избранию его в 1864 году членом общества. С этим обществом в дальнейшем были связаны вся его жизнь и деятельность.
В 60‑е годы ХIХ в. организуется экспедиция на побережье Японского моря. Пржевальский по приглашению П.П.Семенова-Тян-Шанского исследует бассейн реки Уссури, озеро Ханка. Свое Уссурийское путешествие Н.М.Пржевальский считал предварительной репетицией перед сложными экспедициями в Центральную Азию. Будучи начальником войск Генерального штаба в Сибирском военном округе в Уссурийском крае, он получает чин капитана и возглавляет первую Центральноазиатскую (Монгольскую) экспедицию в Китай, Тибет и Монголию. Пржевальский первым из европейцев попадает в северную часть Тибета. Следом за первой организуются еще четыре экспедиции. Николай собирает материалы о Чингисхане, уникальные данные о местных племенах и народах, флоре и фауне. Все исследования были проведены по разработанной Николаем Михайловичем схеме: военно-глазомерная съемка, астрономическое определение широт, биометрические определения высот, метеорологические измерения, изучение флоры и фауны с составлением на месте коллекций и эскизов. Этнографические наблюдения дополнялись рисунками и фотографиями.
Ни почести, ни слава, ни известная материальная обеспеченность не могли удержать страстного путешественника на месте. Пройдя более 30 тыс. км, Пржевальский составил карты Центральной Азии, ценнейшие книги, были собраны ботанические (более 15 тыс.), зоологические (более 7,5 тыс.) и минералогические коллекции, этнографические данные. Например, после похода в Уссурийский край Николай Михайлович пишет: «Как-то странно непривычному взору видеть такое смешение форм севера и юга, которые сталкиваются здесь, как в растительном, так и в животном мире. В особенности поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой. Охотничья собака отыскивает вам медведя или соболя, но тут же рядом можно встретить тигра, не уступающего в величине и силе обитателю джунглей Бенгалии».
Научные изыскания Пржевальского по итогам экспедиций в достаточно короткое время получают мировую известность, переводятся на многие языки. Генерал-майор Николай Михайлович Пржевальский был избран почетным членом Петербургской академии наук, удостоен множества золотых медалей Русского географического общества, университетов зарубежных стран. Погиб Николай Пржевальский неожиданно, заразившись брюшным тифом в очередной экспедиции. На месте разбитого им лагеря на берегу Иссык-Куля установлен памятник.
Традиции военного образования сильны и сегодня
Проект «Кадетский класс в московской школе» предоставляет возможность направить свои силы на изучение основ государственного и муниципального управления, войдя в систему образовательной профильной подготовки в стенах Президентской академии. Хочется верить, что те школьники, кто выбрал кадетский профиль образования, смогут по примеру великих соотечественников не только достичь высоких результатов в обучении, но и найти себя в самых различных областях науки и искусства, в деле служения на благо Отечества.
Елена УЛУНЯН, психолог, эксперт, победитель гранта Москвы в области образования, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС
Комментарии