Культуру России невозможно представить без русского народного искусства. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Ориентируясь на данные позиции, коллектив одного из наших дошкольных отделений в 2002 году создал музей «Истоки русской культуры». Работа, проходящая в музее, направлена на патриотическое воспитание детей, содействие развитию коммуникативных компетенций, поддержку творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.Наши воспитанники и обучающиеся района любят приходить в музей. Здесь они знакомятся с историей России, с бытом и жизненным укладом наших предков, с традиционными народными праздниками, их обычаями и обрядами. Здесь же они открывают для себя мир народного декоративно-прикладного искусства, узнают о способах создания предметов народных промыслов и русского национального костюма и о том, как мастера передают свое мастерство из поколения в поколение.В течение учебного года для детей всех возрастных групп в нашем музее проводятся экскурсии, творческие занятия, досуги, развлечения, тематические праздники с использованием русского народного фольклора.Интегрированные занятия с детьми на основе народного искусства обогащают развитие детей, приобщают к миру искусства, формируют основы гражданственности, воспитывают культуру поведения, уважение к истории своей Родины. В нашем музее стало доброй традицией отмечать народные праздники: Святки, Масленицу, Пасху, Троицу – праздник русской березки, отмечая которые дети, родители и педагоги вместе играют в народные игры, соревнуются в ловкости, силе и сноровке.Особенность нашего музея в том, что он менее всего походит на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа! Он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. В нашем музее наиболее последовательно воплощена идея сотворчества детей, педагогов и родителей, что позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, а не объектами воспитания. Реализуя принцип «Музеи для детей и руками детей», основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций переносится на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.Одна из важнейших функций музея – образовательно-воспитательная – осуществляется посредством массовой и просветительской работы.Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. В нашем музее широко используются и другие формы. Одна из форм работы нашего музея, подсказанная современностью, – деятельностный подход. В музее организуются творческие занятия, в ходе которых доступность экспонатов позволяет потрогать их, подержать в руках, что помогает детям погрузиться в прошлое, в историю и превращает музей в эффективное средство преемственности культуры и передачи социального опыта. Окружающие предметы народного быта воспитывают у детей чувство красоты, любознательность, и наши посетители сами творчески проявляют себя – соблюдая традиции народных умельцев, они старательно мастерят игрушки из ткани – куклы-закрутки, плетут ковры, расписывают платки и деревянные ложки. Не отстают от детей и взрослые гости музея – студенты педагогического колледжа, воспитатели и учителя образовательных организаций района, которые с интересом и удовольствием осваивают способы создания предметов народного промысла. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, уважение к человеку, бережное отношение к природе. Соприкасаясь с фольклорным искусством, каждый ребенок проявляет свои таланты и артистические способности не только в исполнении народных песен и танцев, играх, но и в театрализованных представлениях, ощущая себя частичкой большого сплоченного, дружного творческого коллектива.Подобные занятия интересны не только дошкольникам, но и ученикам начальной школы и как следствие востребованы учителями, поскольку в музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Музей дает учащимся «очеловеченные» знания и максимально интегрируется в общеобразовательный процесс.С методическими разработками интерактивных занятий, проводимых в нашем музее, любой заинтересованный педагог может ознакомиться на портале Городского методического центра, копилку которого активно пополняет работа музея.Таким образом, работа музея «Истоки русской культуры» выходит за рамки жизни дошкольного отделения комплекса и становится востребована как дошкольными отделениями, так и отделениями начальной школы других комплексов района, обретая новое качество – качество культурного центра.Светлана ЯКУШЕВА, старший воспитатель школы №170 имени А.П.Чехова,Марина ГРОМОВА, педагог-организатор школы №170 имени А.П.Чехова
Комментарии