До 2008 года я работал учителем и заведующим кафедрой математики одной известной московской гимназии. А последний год – старшим преподавателем МФТИ. Я читал годовые циклы лекций для курсов повышения квалификации учителей математики в сетке МИОО и МЦНМО. Сейчас периодически провожу недельные курсы лекций для учителей математических классов Москвы и разных городов России. Доска и мел – вот единственные инструменты, которые я мог использовать до недавнего времени. С появлением различных графических программ для персонального компьютера положение должно было бы измениться. Однако, испробовав несколько таких программ, был разочарован, ибо ни одна из них меня не устроила.
В конце прошлого года я читал лекции по сложным олимпиадным геометрическим задачам в зимней математической школе для одаренных детей. Мне необходимо было изготовить довольно много геометрических рисунков. И я решил прибегнуть к помощи недавно приобретенного, нового для меня продукта «1C:Математический конструктор» версии 2.0.
Не без удивления обнаружил исключительно замечательные качества этой программы, а именно:
незатруднительная и быстрая инициализация;
дружественность интерфейса по отношению к пользователю;
наглядность и удобство в работе;
точность получаемой геометрической конфигурации;
красивый дизайн как рабочего стола, так и самих чертежей;
и, что немаловажно, сравнительно малый дисковый объем файлов-рисунков.
Отмечу, что c момента решения использовать эту программу до получения первого файла-рисунка прошло не более получаса. Я испытал огромную радость, почувствовав себя первооткрывателем, и тут же понял: этот софт меня не подведет. Так оно в дальнейшем и оказалось.
По поводу такого замечательного свойства программы, как малый объем генерируемых файлов, могу добавить, к примеру, что файл с рисунком для решения одной идейно и конструктивно сложной задачи на построение (с использованием инструментов «степень точки», «радикальная ось» и «радикальный центр» окружностей) занимает на диске не более пятидесяти килобайт памяти!
При демонстрации школьникам и учителям полученных мною рисунков на полотняном экране через медиапроектор выяснилось еще и такое свойство кадра (точнее, свойство программы, создавшей рисунки), как полная убедительность, ясность и теоретическая прозрачность.
Я не сразу догадался, что демонстрировать рисунки можно в интерактивном режиме. Как будто само геометрическое построение вы проводите на экране компьютера или на белой простыне. Разумеется, при этом надо постоянно повторять слушателям: «Конечно, вы понимаете, что требуется известная вам стандартная процедура с использованием циркуля и линейки для построения этой параллельной прямой (биссектрисы, перпендикуляра и тому подобное)».
Наша со слушателями радость от этого открытия была безграничной!
Кроме всего прочего, данный «Математический конструктор» – инструмент точный. Не раз в конце построения я слышал, как тот или иной ученик радостно восклицал: «Получилось!». Это в том случае, когда, к примеру, искомая прямая действительно касалась данной окружности, как того требовало условие задачи.
Разумеется, данная версия программы не лишена некоторых незначительных недостатков. Но я думаю и надеюсь, что они будут устранены в следующих версиях.
Хочу также сказать, что, судя по продукту, разработчики рассматриваемого «Математического конструктора» на профессиональном уровне владеют не только математикой, но и методикой ее преподавания в школе. И это не может не радовать!
Леонид ШЛЯПОЧНИК, кандидат физико-математических наук
Комментарии