Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Испытание проектом. В Кировском районе Самары создана сетевая модель взаимодействия школьников

Учительская газета, №43 от 25 октября 2011. Читать номер
Автор:

Объединенной командой школ №34, №32, лицея авиационного профиля №135 Самары был разработан сетевой проект «Мы вместе». Цель проекта – создание условий и тьюторская поддержка летнего трудоустройства школьников.

Сегодня большинство самарских школьников стремятся максимально эффективно использовать свободные от учебы месяцы. Некоторые подростки используют это время для заработка. Для одних это возможность получить деньги на карманные расходы, для других жизненная необходимость, подспорье для семейного бюджета. Не стоит забывать и о психологическом факторе – у подростков, как правило, существует потребность проявить себя, совершать взрослые поступки, иметь возможность видеть результат своего труда – как эстетический, так и материальный.Чем ближе лето, тем острее стоит вопрос, куда пойти работать. Сегодня едва ли не каждый самарский подросток на «ты» с компьютером, умеет работать с информацией, для многих не проблема иностранный язык (иногда не один). Таких ребят с удовольствием берут на работу с компьютерными базами данных, привлекают к организации культурно-массовых мероприятий, проведению социологических опросов и рекламных акций.Те, кто такими навыками не владеет или просто не хочет напрягать уставшие от учебы мозги еще и на каникулах, но не прочь потрудиться физически, могут поработать в бригадах по озеленению и благоустройству города, в центрах социального обслуживания населения и даже на некоторых производствах.Но каждый ли желающий подработать школьник может это сделать? И как найти работу? Чтобы выяснить, какие проблемы возникают у ребят, уже имеющих опыт трудоустройства в летнее время, мы провели социологическое исследование. Социологический опрос показал, что информацию о работе подавляющее большинство ребят получили через родителей. Подростки не знают о действующих в городе программах и о Центре по трудоустройству молодежи. Среди проблем, с которыми столкнулись подростки при трудоустройстве, отсутствие информации и сбор огромного количества справок при устройстве на государственное предприятие.Работу над проектом ребята начали с изучения нормативно-правовой базы по проблеме летнего трудоустройства школьников. Они выяснили, что на федеральном, региональном и местном уровнях действуют законы и целевые программы по организации подростковой трудовой занятости. Изучив Трудовой кодекс, регламентирующий право несовершеннолетних на труд и обязанности работодателей, общаясь с экспертами, узнали, что, к сожалению, закон не позволяет уменьшить количество справок, необходимых для трудоустройства подростков.За соблюдением законов следит Государственная инспекция труда Самарской области. Школьники встретились с заместителем руководителя Государственной инспекции труда Самарской области Владимиром Морозовым, который дал обстоятельные рекомендации по временному трудоустройству. Ребята узнали, что не стоит доверять сомнительным кадровым агентствам и компаниям, которые берут деньги за трудоустройство, и верить обещаниям «занести вас в базу» за отдельную плату. Опасаться стоит и предложений от компаний, которые обещают хорошие деньги за ничегонеделание. И если в процессе работы возникают разногласия по правовым вопросам, необходимо обратиться в городской Центр юридической помощи молодежи, где квалифицированные юристы бесплатно помогут молодым людям разрешить даже самую сложную проблему.Чтобы выяснить возможности трудоустройства самарских школьников, подростки обратились к руководителю центра занятости молодежи «Самарский» Ольге Петрухиной. Из беседы с Ольгой Юрьевной узнали, что преимущественным правом при направлении на работу пользуются дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды, дети, лишенные попечения родителей, дети из комиссии по делам несовершеннолетних, дети из семей безработных граждан. В 2010 году трудоустроены 333 подростка этой категории.Таким образом, оказалось, что в рамках городских целевых программ выделенные денежные средства позволили трудоустроить летом 2010 года всего около 37% подростков от общего числа обратившихся за помощью в трудоустройстве несовершеннолетних граждан.Для того чтобы решить эту проблему, школьники обратились к социальным партнерам. Ими стали Самарская губернская Дума и Дума городского округа Самара. Результатом взаимодействия с депутатами Сергеем Ивановым и Николаем Митряниным стало обращение к руководителю Департамента труда и занятости населения Самарской области О.Б.Фурсову с просьбой об увеличении субсидий в 2011 году для трудоустройства школьников в период каникул.Проектная группа «Мы вместе» приняла участие в заседании профильного комитета Думы городского округа Самара по проблеме летнего трудоустройства школьников, на котором обратила внимание депутатского корпуса на проблему недостаточности финансирования временного трудоустройства школьников.По приглашению руководителя центра занятости молодежи «Самарский» г. о. Самара Ольги Петрухиной ребята побывали на деловой встрече «Мастерская трудоустройства». Из общения с работодателями, участниками встречи узнали, что нынешний рынок труда предоставляет большой выбор вакансий для трудоустройства подростков. Ребята в возрасте 14-15 лет могут работать курьерами, рекламными агентами, благоустраивать территории парков и скверов, оказывать помощь инвалидам на дому, ремонтировать книги в библиотеках, участвовать в археологических экспедициях. Ребята постарше, в возрасте от 16 лет, имеющие соответствующие навыки, могут выполнять печатные работы на компьютере, работать экскурсоводами, интервьюерами, промоутерами, помощниками продавцов и официантов в летних кафе, разнорабочими на строительных объектах.Если нет желания устраиваться на эти позиции, можно пойти другим путем и стать волонтерами в некоммерческих организациях и добровольческих лагерях. Для подростков, выбравших журналистику, будет весьма полезна работа в молодежных редакциях. Для школьников, не равнодушных к искусству, подойдет работа ассистентом или курьером в галереях, театрах, мастерских и других творческих организациях. В эти места можно устроиться и на лето, и на постоянной основе.Из неформального общения с ребятами и экспертами участники проекта выяснили еще одну проблему. Кировский район географически удален от центра занятости молодежи «Самарский». Школьники Кировского района, пытаясь трудоустроиться через центр, сталкиваются с временными и материальными проблемами.Раньше трудоустройством школьников занимались специалисты Комитета по делам молодежи при администрации Кировского района, и устроиться на работу школьнику было гораздо проще. Всю бумажную волокиту, например оформление ведомости, актов выполненных работ, выполняли взрослые. Подростку, чтобы устроиться на работу, всего лишь нужно было обратиться или к заместителю директора по воспитательной работе школы, в которой он обучался, или приехать к нам. Пакет документов, необходимых для трудоустройства, был небольшим.Школьники работали, как правило, или в своей школе, или где-то поблизости от дома. Им не нужно было из наших спальных районов ездить в центр города, тратить деньги на проезд. Да и родителям было спокойнее.Для решения этой проблемы ребята вновь обратились в центр занятости молодежи «Самарский» и достигли договоренности с руководителем центра о проведении 13 мая 2011 года на базе ЦВР «Крылатый» ярмарки вакансий для школьников.Для того чтобы проинформировать учащихся школ Кировского района о ходе кампании по летнему трудоустройству, в рамках проекта были опубликованы статьи в районной газете «Кировский вестник» и в школьных газетах образовательных учреждений Кировского района, разработаны свод правил для учащихся, желающих поработать в каникулы, и буклет «Я и труд». Свод правил для учащихся, желающих поработать в каникулы, разместили также на школьных сайтах и ВКонтакте. Провели пиар-акцию «Мы вместе» в школах Кировского района, посвященную летней кампании трудоустройства несовершеннолетних. Ярмарка вакансий позволила многим решить проблему летнего трудоустройства. Каждый из членов проектной группы стал тьютором для ребят из своих школ при трудоустройстве этим летом. Результат реализации проекта – увеличение на 1,5 миллиона рублей финансирования организации занятости несовершеннолетних граждан из бюджета Самарской области, трудоустройство школьников в своих образовательных учреждениях. Но самый главный итог – создание сетевой модели взаимодействия школьников Кировского района Самары.Проект был представлен на городской и региональный туры конкурса социально-образовательных проектов «Гражданин». По результатам федерального этапа в состав 20 лучших команд страны – участников финала акции «Я – гражданин России» – вошли и школьники объединенной команды средних школ №№34, 32, ЛАП №135 Самары.Финал акции прошел с 10 августа по 31 сентября 2011 года во Всероссийском детском центре «Орленок» на базе детского лагеря «Комсомольский». Проект «Мы вместе» признан одним из самых технологичных и стал участником парада образцовых социальных проектов.​Ирина СЕМЕНОВА, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №34 Самары


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту