Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Острая тема

Испытание для всей планеты

Учительская газета, №13 от 31 марта 2020. Читать номер
Автор:

Обучение в условиях пандемии

Невероятно быстрое распространение коронавируса и превращение его в пандемию произошли на наших глазах. Ситуация меняется буквально со дня на день, предсказать развитие событий не берется никто, хотя с каждой ушедшей неделей накапливается информация, эксперты, медики выдают все новые сведения. Сейчас, когда болезнь захлестнула всю планету, стали понятны элементарные меры предосторожности. Одна из них – соблюдение дистанции.

Министерства образования многих стран поступили мудро, отправив школьников на каникулы пораньше. А вот когда учебный процесс возобновится в привычном виде, тоже неизвестно. Судя по ежедневно обновляемым новостным сайтам, в США уже предложили школам не начинать последнюю четверть, завершить учебный год сейчас. Во Франции родителям, чьи дети должны были пойти в государственные садики ближайшим летом в возрасте трех лет (там это называется первой ступенью школы), сообщили, что пока запись не ведется. В Германии говорят о продлении карантина. Во всех странах, включая РФ, все чаще звучат предложения перейти на дистанционное обучение на неопределенный срок.

Использование ИКТ – естественный шаг. Казалось бы, чего проще: практически во всех школах, вузах есть доступ в Интернет. Однако согласно проведенному сайтом Deutsche Welle (http://dw.com) обзору далеко не все просто и приказа министерства недостаточно для успешного внедрения дистанционного обучения. Немецкие специалисты указывают на основные сложности. Одна из них чисто техническая: с переходом многих бизнесов на работу из дома резко взросли нагрузки на сети. Добавим к этому изоляцию, социальное дистанцирование и выросшую потребность в общении. В самом начале эпидемии на интернет-форумах начали мелькать одни и те же сообщения и предупреждения. Помимо подготовки собственно к заболеванию миллионам людей пришлось подготовиться к тому, что они оказались отрезаны от родных и близких. Простой пример: если ваши дети находятся на учебе или работают по контракту в другой стране и они или вы заболели, не пытайтесь добраться до них и советуйте им не суетиться. Все заболевшие оказываются помещенными в карантин. Даже если вы сумеете долететь, доехать, доплыть, вас просто никуда не пустят. Моя коллега из Австралии ежедневно получает сводки от сына, находящегося в Швейцарии, и молится о его выздоровлении, а также об устойчивой работе Интернета.

Другая проблема не менее серьезна. Приказ-то издан, а как его выполнять? Все ли педагоги, особенно старшее поколение, умеют вести занятия виртуально? Проведенное «Немецкой волной» исследование показало неожиданные результаты. Оказывается, лучше всего в Европе подготовлены к новой ситуации в Эстонии. Крошечная страна с населением 1,3 миллиона человек уже довольно давно сделала Интернет доступным для всех, независимо от места жительства, даже самые отдаленные хутора имеют wi-fi. Эстонцы организовали курсы подготовки педагогов к цифровому обучению более десяти лет назад, разработали программы, позволяющие установить связь между учениками, учителями и родителями. Их школьную сеть eKool используют более 200000 человек в любой обычный день. Когда сеть запустили для онлайн-уроков в середине марта, эстонцы сначала всполошились: в течение двадцати минут программа не работала. Оказалось, что включились не только дети и педагоги, но и сидящие дома родители. Проблема была мгновенно устранена. Был также создан своего рода штаб помощи педагогам, которые испытывают трудности с аппаратурой и программами. Однако абсолютное большинство учителей чувствуют себя в новых условиях вполне уверенно, а остальные очень быстро адаптируются с помощью специалистов.

Немцы отметили, что в Германии о таком уровне информатизации пока только мечтают, однако они намерены сделать все возможное для того, чтобы все их образовательные программы работали, и оказывают поддержку всем работникам образования.

Как обстоят дела у нас? Приказ-то издан, но сколько учителей, преподавателей вузов в нашей стране реально умеют работать в онлайн-режиме? Судя по буквально посыпавшимся мне посланиям, звонкам, отнюдь не все. Знаю из достоверных источников, что недавно в одном столичном вузе в большой аудитории собрали всех преподавателей и провели инструктаж по дистанционному обучению. Возможно, то же самое сделали во многих вузах, и не только в столице. Честно сказать, информация вызвала содрогание. Во-первых, если среди собравшихся был хотя бы один носитель вируса, можно ожидать, что вскоре весь преподавательский корпус окажется не в состоянии вести занятия. Во-вторых, обучить людей, никогда этим ранее не занимавшихся, за полчаса всем навыкам работы онлайн вряд ли возможно. Но, по крайней мере, предпринимаются попытки сделать все необходимое для продолжения процесса обучения.

Я не возьмусь давать советы и делать глобальные обобщения, потому что действительно ситуация во всем мире меняется молниеносно. Как педагогу и родителю с большим стажем, мне кажется, что уже можно подойти к решению дифференцированно. Например, как советуют специалисты, отменить последнюю четверть для всех классов, кроме двух экзаменационных. Это позволит существенно сократить нагрузки на персонал и на Сеть. Учебный процесс можно организовать более рационально. Давайте подумаем: если все ученики сейчас отправлены на каникулы до 12 апреля, а ведь срок может быть продлен, есть ли смысл в условиях продолжающейся пандемии приводить детей в школу на две недели, потом уходить на майские праздники, потом снова выходить на две недели? Конечно, здесь есть другая проблема: если родители выйдут на работу, с кем оставлять детей? Но и тут возникают конструктивные решения. Например, жители подъезда собирают трех-четырех учеников и оставляют их под присмотром одной бабушки.

Учащиеся девятых и одиннадцатых классов обычно проводят четвертую четверть за повторением и подготовкой к экзаменам. Подобные занятия куда легче организовать онлайн. Учителя могут выкладывать на сайт школы задания, консультации, делать записи уроков. Мы пока не знаем, можно ли будет проводить, например, ЕГЭ (ведь это массовое скопление людей в одном помещении) в обычные сроки. Неизвестно, сколько может быть заболевших, насколько тяжело будет проходить болезнь. Судя по данным Всемирной организации здравоохранения, никаких закономерностей нет, каждый случай уникален. СМИ сообщают о бабушке 90 лет, которая переболела и пошла на поправку, и о детях, родившихся с вирусом. Вероятно, переболевших гораздо больше, чем свидетельствует статистика о зарегистрированных, подтвержденных случаях. Просто у абсолютного большинства людей болезнь протекает практически как обычный грипп или простуда, то есть они даже не обращаются к врачам.

Пандемия – огромное испытание для всей планеты. Важно стараться не впадать в панику. Обучение новым для себя навыкам работы помимо прочего еще и хороший способ отвлечься, сохранить деятельный образ жизни.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt