search
main
0

Исполины хрупкого сложения Они никогда не повышали голос. А новые поколения их услышали…

Небывалой красоты праздником отметил детский театр “Глобус” 90-летие 3-й новосибирской школы, которую в разное время заканчивали поэт-фронтовик Богатков, известная писательница Николаева, замечательная артистка Смирнова и в чей школьный музей теперь приезжает в год не менее тысячи гостей. Школа была и женской гимназией в начале века, и мужской школой – в середине, и политехнической, а сейчас славится своими компьютерными технологиями и программой “школа-вуз”.

Некогда обветшавшее, благородное старинное здание реконструировано и превращено в часть нового учебного комплекса. Но, несмотря на новый дизайн, здесь нетрудно благодаря школьному музею и общему стилю школьной жизни услышать голос минувшего. Ни одна самая инновационная гимназия не сочинила устава более универсального и предметного, чем петровские “Регалии”, гласившие: “…гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам”.
Задолго до наших дискуссий указал Ломоносов на главную мотивацию учения: “Имеет каждая наука равное участие в блаженстве нашем”.
Правда, Петр I смотрел на эти вещи иначе и просто повелел архиереям не допускать до блаженства супружества тех дворянских отпрысков, которые не окончили учения.
С любопытными этими материалами познакомила меня в Музее народного образования при Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки учителей удивительный человек – Светлана Михайловна Бородуля.
– Более сорока лет проработала я в профтехобразовании, – рассказывает она, – считала, что на свете нет ничего прекраснее, чем общение с детьми. А теперь работаю с музейными фондами, вот недавно родственники сдали нам архив нашего знаменитого земляка Католикова, читаю и плачу. А воспоминания одной из первых учительниц Козловой, работавшей в бесплатной начальной школе, созданной еще во время строительства железной дороги инженером-строителем Будаговым в лесной глуши! В одном из первых бараков на месте будущего города Новосибирска разместили самое необходимое: с одной стороны баню, с другой – школу. Смирнова, открывшая в Новониколаевске, который и уездным городом даже не был, сначала женскую прогимназию, а потом и гимназию… Какие это были люди! Изумляешься…
Чтобы оценить мужество и подвиг типичных чеховских женщин, начинавших образование в глухой тайге, стоит вспомнить слова насмешника Вяземского о том, что “у нас от мысли до мысли пять тысяч верст”. И вдруг – школа!
Хотя формально никаких методистов в ту пору не было, но методики и технологии преподавания – назови мы их так – вполне можно бы позаимствовать у наших предков. Например, в 1897 году вблизи Каинска создали учебную сельскохозяйственную ферму, откуда масло шло на экспорт! Эта ферма была основой школы маслоделия и молочного хозяйства. Можно сказать – прообраз станции Шацкого и предвосхищение идей Макаренко!
Города Новосибирска, с его наукой и культурой мирового уровня, тогда еще и в проекте не было. В 1894 году состоялась лишь, закладка железнодорожного моста через Обь, и вскоре возникла Бугаевская бесплатная школа для детей строителей. Но какова программа деятельности этой крохотной школы в бараке: начинает работать бесплатная библиотека на средства меценатов, бесплатная воскресная школа для взрослых, различные мастерские, хор и театр. Приезжавшие в Сибирь “настоящие артисты” непременно заманивались в школу, где прослушивали детей, консультировали учителей, участвовали в спектаклях. Юные сибиряки вместе со своими учителями и родителями так распелись, что поставили… оперу “Иван Сусанин”, рецензию на которую опубликовал губернский “Томский справочный листок”. Особенно изобретательно были выполнены декорации: ведь их придумывали и художественно воплощали неординарные, талантливые люди – авторы ажурного железнодорожного моста через “бабушку” Обь. Билеты распространились молниеносно, доход от благотворительного спектакля пошел на поддержку добровольного пожарного общества. Тогда еще не знали, как крепко надо поддерживать это общество: трагедия случилась внезапно, как все подобные катастрофы…
В 1909 году пожар уничтожил почти весь Новониколаевск. В чудовищных обстоятельствах, городская управа принимает решение в первую очередь строить школы. В 1910 году городское управление Новониколаевска заключает договор с талантливым томским архитектором А.Д.Крячковым (в тридцатых годах он получит Большую Золотую медаль Парижской выставки за проект стоквартирного дома, удобнее и прекраснее которого до сих пор в Сибири не построили). Речь в договоре идет о строительстве 12 оригинальных кирпичных зданий с водопроводом, паровым отоплением, бытовыми удобствами и прочим комфортом. Школы, начинающие работу в первые же два года после начала строительства, получали значительную ссуду сроком на двадцать пять лет.
Сибиряки принимали на себя ответственность за всех детей, а не только за “класс имущих”: в 1911 году в возрождающемся городе открыли Учительскую семинарию, а в 1912 году вводится всеобщее начальное образование. Для этих целей одной из первых и возведена та самая 3-я школа, девяностолетие которой Новосибирск щедро отпраздновал в театре “Глобус” – ведь новосибирские театры родом из школьного новониколаевского драмкружка, значит, и международные их победы из тех же истоков. Более того, эта школа выучила и директора театра “Глобус”, заслуженного деятеля культуры России Марию Ревякину.
Как не вспомнить слова Чехова, сказанные сто лет назад о сибиряке: “Девять месяцев не снимает он рукавиц и не распрямляет пальцев: то мороз в сорок градусов, то луга на двадцать верст затопило, а придет короткое лето – спина болит от работы и тянутся жилы. Когда уж тут рисовать? Оттого, что круглый год ведет он жестокую борьбу с природой, он не живописец, не музыкант, не певец. По деревне вы редко услышите гармонику и не ждите, чтоб ямщик затянул песню…” Теперь живописцев, музыкантов, певцов, артистов Новосибирска знают во всем мире.
– Мой отец учился у настоящей народной учительницы, хоть и без всяких она была званий, – рассказывает заслуженная учительница России из Академгородка Галина Волошина. – Звали ее Прасковья Михайловна Богатырева. Была она дочерью томского священника. Крестьяне села Лотошное теперешнего Краснозерского района пригласили ее в начале века учительницей начальной школы, которую сами построили и всем миром содержали. Ее жизнь и ее авторитет были так святы, что ей единственной сами жители Лотошного соорудили памятник, когда она умерла, и похоронили на площади в центре села.
Прасковья Михайловна приехала в глухое село под Рождество 1904 года – в санях с ней ехали книжки, елка, подарки для детей, музыкальные инструменты.
Во время Отечественной войны одно из двух зданий школы отвели под детский дом, и уже немолодая Прасковья Михайловна отдавала сиротам все свои деньги и продовольственные карточки, пропадала дни и ночи с ребятами.
И фамилия у нее Богатырева, и сила духа богатырская. Между тем сложения она была хрупкого как и первая учительница детей строителей Стефанида Павловна Козлова, и первая создательница женской гимназии в Новониколаевске Павла Алексеевна Смирнова, приехавшая в Сибирь вслед за строителями из Самары. “Удивительны были в ней всегда прямая осанка, добрые, внимательные глаза, проникающий в душу голос, который она никогда не повышала”, – рассказывают люди, знавшие Смирнову.
Среди ее учеников были и теперешний писатель, и художник, и певцы, но главное – люди, способные любить, ценить высокое благородство учителей и бережно хранить память об этих хрупких исполинах культурного преобразования Сибири.
Никогда не повышавшие голос, они благодаря Музею народного образования в Новосибирске и театру “Глобус” услышаны новыми поколениями уже в новом тысячелетии. Оказывается, ни методики их не устарели, ни гражданственные и педагогические идеи. Каждая из них, как Суворов, могла бы сказать: “Потомство мое прошу: брать с меня пример”. Надо лишь перестать суетиться – и этот голос войдет в сердце навсегда.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте