Педагогическую профессию можно сравнить с игрой, в которую мы играем каждый день, считает Роза МЕЛЕКЕСОВА. И это весьма увлекательное занятие, поскольку жизнь учителя складывается из событий, историй, ситуаций, требующих твоего деятельного участия. Жизненная установка педагога, выбравшего математику, такова: «На возможности, которые открываются перед тобой, следует всегда отвечать «да!».
Найти свой ход
В детстве ученице Розе нравились в школе многие предметы, к примеру труд, где девочки со старанием готовили еду и потом сами подчистую ее съедали, еще увлеченно шили и вязали нужные вещи. Привлекала история, когда хотелось заглянуть в учебник дальше (что там интересного?). На уроках математики захватывало дух от сложности и логичности решения задач. А еще девочка открыла для себя радость занятий спортом. За годы учебы в спортивном классе в воткинской школе №10 доросла до второго взрослого разряда по плаванию.
А уже в старших классах способная ученица сказала свое бескомпромиссное «да» царице наук, выбрав математический класс в школе №17. После выпускного приняла твердое решение поступать на механико-математический факультет Казанского университета. Учась в вузе, практику проходила в Воткинском лицее, там же и начала свою педагогическую деятельность, которая продлилась целых четырнадцать лет. По совместительству была заместителем директора по воспитательной работе. «Вот она, накатанная стезя для карьеры», – подумает кто-то. Дальше – следующая ступенька, и можно предугадать, что впереди.
Но недаром Роза Муслухетдиновна сравнивает педагогическую профессию с игрой. В игре порой важно при всех ходах найти еще один, не такой, может, и понятный сразу, но, несомненно, твой.
Легкое и доступное бесплодно
«Я беру человека, запираю его, истязаю ученьем, ибо слишком хорошо знаю: легкое и доступное – бесплодно, потому что оно легко и доступно. Напряжение и пот – вот чем меряется польза от работы» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель»). В книге романтика и философа (одного из своих любимых писателей) Роза Мелекесова искала слова и смыслы, которые объясняли события, происходящие в ее жизни. Интересно, что, когда она стала читать этот роман с дочерью, та заметила: «Книга трудная. Тут думать надо!»
В начале педагогической деятельности, да и потом судьба не раз испытывала молодую учительницу на крепость характера – справится ли, выдержит?
Вести математику в гуманитарном классе? Да! Руководить методическим объединением математиков? Да! Читать лекции в Институте усовершенствования учителей о работе методобъединения? Да! Создать в лицее скаутскую организацию, каждое лето ходить с детьми на байдарках? Да! Регулярно готовить учеников к олимпиадам? Да! Разрабатывать проекты, представлять их успешно на республиканских и всероссийских конкурсах? Да!
За все происходящее в жизни Роза Муслухетдиновна благодарна судьбе. И конечно, людям, которые были с ней рядом. Признается, что ей всегда везло, было у кого учиться. Например, ее первый руководитель – заслуженный учитель РФ директор лицея Наталья Михайловна Хохлова – научила по-новому думать (сейчас это мышление называется проектным). А заслуженный работник высшей школы РФ, доктор наук, профессор Нина Юрьевна Ерофеева стала не только научным руководителем, а еще другом и наставником. «Благодарю всех, кто учил меня, не проявляя жалости, ставя перед решением, казалось, невыполнимых задач», – вот так тепло вспоминает Роза Мелекесова всех своих педагогов. В их ряду и Экзюпери со своим максимализмом мыслителя-романтика: «Невозможно стать великим зодчим, строя всю жизнь балаганы. Созидая поистине великое, вы переродитесь, вы превзойдете самих себя».
Работа в Удмуртском госуниверситете (его филиал есть в Воткинске) стала очередным вызовом педагогу, который также был принят с благодарностью. После защиты кандидатской диссертации в 2011 году она стала заместителем директора по научной работе и заведующей кафедрой педагогики. Очередная проверка на прочность? Конечно! Но еще и то, что «ты угадаешь свое призвание по той неотвязности, с какой оно тебе сопутствует», как мудро заметил автор «Маленького принца».
Работая в вузе, Роза Муслухетдиновна продолжала вести свой любимый предмет, математику, уже по совместительству – в лицее. Не могла она оставить занятия с детьми. Признается честно: «Мне важно держать руку на пульсе всего нового, что происходит с преподаванием математики в школе. Я прежде всего учитель».
Всегда с большим интересом наблюдала за конкурсом «Учитель года», внимательно изучала выступления лучших педагогов страны, особенное впечатление произвели уроки и мастер-классы кандидата физико-математических наук и учителя года России-2020 Михаила Гурова. Говорит, что в полном восторге от того, как он строит занятия, высокий уровень, просто дух захватывает. А какой он философ с тонким чувством юмора!
Работа в вузе была весьма плодотворной. Результатом стали 32 научные публикации, проведение трех всероссийских конференций, конкурса педагогических инноваций имени Ивана Степановича Михеева и другие значимые мероприятия.
Сама Роза Муслухетдиновна рассуждает так: «В профессиональном пути педагога есть две особенности. Первая состоит в том, что он живет по стереотипу, его жизненный путь – школа – вуз – школа. А вторая заключается в том, что часто учитель знает только один свой предмет, не уделяя внимания другим научным областям. На мой взгляд, все это может привести к узости мышления». Учитель математики Роза Мелекесова уверена, что именно трудовая деятельность в вузе помогла ей избежать этой опасности. Научная работа сформировала тип мышления, который сегодня позволяет ей успешно решать многие школьные проблемы.
В 2018 году заместитель директора по научной работе филиала университета Роза Мелекесова оказалась перед выбором. Ей предложили возглавить школу. Стоит ли соглашаться? Червячок сомнения настойчиво подкидывал вопросы: «Для чего тебе это надо? С кем будешь работать? Как?» Помог принять решение внутренний математик, ведь за 25 лет работы им была выведена формула успеха: все легкое и доступное бесплодно, результат измеряется приложенными усилиями.
Раскрыться, как интересная книга
Школа №7 в Воткинске славилась своими кадетскими классами. В 2003-м ей было присвоено имя конструктора Михаила Калашникова. Сам Михаил Тимофеевич одобрил это решение и пожелал коллективу и ученикам «наилучших успехов в обучении и воспитании высокоэрудированных, дисциплинированных, интеллигентных и преданных Родине кадет-патриотов». Естественно, эта честь, оказанная школе, обязывала ко многому. Как признавалась новый директор, первое, что она поняла, приняв дела: у школы огромные перспективы, большой потенциал. Благодаря этому Роза может и сама раскрыться, как интересная книга.
Прошедшие четыре года утвердили руководителя в том, что найден верный ориентир для развития. Одно из важных новых направлений деятельности – создание городской многофункциональной консультационной службы для родителей «7-Я-Воткинск» на базе школы №7. Дело новое и необычное, но необходимость такой помощи родителям явно назрела.
Федеральная инициатива «Современная школа» в рамках нацпроекта «Образование» дала такую возможность. Была подготовлена конкурсная заявка, и проект получил грантовую поддержку. Служба для родителей была создана по принципу одного окна. В сеть входят 15 организаций и более 70 специалистов из различных учреждений города. Зачем это надо школе? У директора есть на это ответ. Часто коллектив школы в одиночку бьется над какой-либо проблемой. Как, к примеру, оказать помощь проблемному ученику, когда нет нужного специалиста в школе? Предложить родителям перевести ребенка в школу, где есть нужный профессионал? Но это не решит проблему. Гораздо продуктивнее, если каждая образовательная организация, находясь в общей сети, будет брать на себя решение одной большой, общей для всех задачи. От такого партнерства выиграют все участники процесса.
Время показало, насколько своевременно было решение создать такую городскую службу на базе школы. У родителей детей города Воткинска и прилегающих к нему Воткинского и Шарканского районов появилась возможность получить нужную квалифицированную помощь.
Школе №7 в 2018 году был присвоен статус республиканской инновационной площадки. Для формирования научной базы инновационного развития здесь подготовили и защитили проект по созданию в школе комфортной образовательной среды. Сохранив бережно все важное и нужное, что было накоплено коллективом за тридцатилетие, команда педагогов во главе с директором уверенно берет новые высоты, своевременно реагируя на запросы общества. Сегодня здесь обучаются почти 70 детей с ОВЗ, у каждого свой индивидуальный образовательный маршрут. Недавно в школе появилась сенсорная комната.
Гордость школы – кадетские классы. Любо-дорого видеть подтянутых и галантных ребят практически на всех городских мероприятиях. Они уверенно держат курс на знания, здоровье, культуру, гражданственность. Наряду с образованием получают разностороннее развитие – обучаются танцам, шахматам, боевым единоборствам. Кстати, школа №7 единственная в городе входит в программу «Самбо в школу», здесь оборудован зал для занятий этим видом спорта.
Без уроков Роза Муслухетдиновна не мыслит себя. Любит атмосферу учебных занятий, когда ученики поглощены процессом поиска новых знаний и решения задач. Все 29 лет своей педагогической деятельности вела уроки математики, был опыт работы учителем физики. Преподавала и такие предметы, как основы выбора профессии, индивидуальный проект.
Ей удается при большой нагрузке находить время для занятий в фитнес-клубе. И потому что надо быть в форме, и потому что получает от физических нагрузок удовольствие, сказывается спортивная закалка, привитая в детстве.
Впереди у Розы Мелекесовой много планов. Ей в удовольствие процесс познания, открытия нового. В конкурсе «Учитель года» решила участвовать именно с этой целью. Важно, что полученный опыт можно передать другим, помочь коллегам, возможно, кого-то вдохновить. Не случайно в 2022 году 11 педагогов школы принимают участие в этом престижном профессиональном конкурсе, из них 6 педагогов стали финалистами на муниципальном и региональном уровнях.
Конечно, победы доставляют радость. Но есть в жизни и то, что гораздо ценнее пьедесталов. Ведь как мудро заметил Экзюпери: «Скудеют те, кто поверил, будто чего-то добился, будто чем-то владеет. Радость трудиться над цветком не похожа на радость сорвать цветок».
Надежда ТУМОВА, Воткинск, Удмуртская Республика
Комментарии