search
main
0

Искусство, которое лечит. Арттерапия завоевывает школу

Понятия «арттерапия» мне не удалось найти ни в Большой медицинской энциклопедии, ни в Российском энциклопедическом словаре. Такого термина там нет. Зато есть замечательная чеховская фраза: «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют». То, что творческий процесс не только преображает внутренний мир, но и производит исцеляющее действие, знали еще наши предки, малюя на скалах мамонтов. Сегодня это знание подкреплено наукой. Более того, положительное воздействие искусства на человека уже оформлено в направление, которое определяется понятием «арттерапия». Рассказывает врач-психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии им. Мечникова, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования (АППО), председатель Ассоциации арттерапии Александр КОПЫТИН.

– Собственно, позитивное воздействие творчества, а также положительные эффекты, связанные с восприятием произведений искусства, отмечены давно. С глубокой древности. Человек так или иначе ощущал эту целительную силу. Вся практика ритуалов предполагает, выражаясь современным языком, арттерапевтический эффект. С начала ХХ века появилось несколько областей деятельности человека, которые помогли сформулировать первые представления об исцеляющей природе искусства. К таким можно отнести, в частности, врачебную деятельность психиатрии, когда врачи наблюдали за творчеством больных и отслеживали при этом его гармонизирующее влияние на их личность и избавление от душевных недугов. Также немаловажными оказались наблюдения инновационной педагогики. Было замечено, что вовлечение детей в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда предполагается отход от академической живописи и ребенку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.

Во многих случаях арттерапия связывается с лечебно-коррекционным использованием различных искусств, хотя это не совсем точно. Сегодня арттерапия – это лечебно-коррекционное использование изобразительного искусства, которое предполагает творчество самого человека: ребенка или взрослого. Она этим отличается от эстетотерапии, где лечебное воздействие связано с восприятием образа искусства. В арттерапии основополагающее – вовлечение человека в создание художественного образа.

– Александр Иванович, ограничиваются ли цели арттерапии только лечением?

– Нет. Несмотря на то, что терапию мы чаще всего ассоциируем с лечебной практикой, арттерапия, по большому счету, является универсальным методом и для лечения, и для психопрофилактики, то есть предупреждения эмоциональных и поведенческих нарушений, и для развития эмоциональной сферы, творческих и познавательных способностей ребенка. В этом плане арттерапия может применяться художниками, педагогами – людьми, незнакомыми с приемами лечебного воздействия.

– Им будет достаточно своих знаний?

– Думаю, да, тем более что будущие педагоги осваивают основы психологии. Если они будут четко представлять себе, что арттерапия имеет в качестве педагогической развивающую компоненту, то станут воздерживаться от вторжения в область лечения, так как это выходит за рамки их компетентности.

– С ребенком какого возраста можно заниматься арттерапией?

– Практически с любого. Но для того, чтобы ею с ним заниматься, необходимо прежде всего войти с ребенком в контакт. К тому же он должен элементарно владеть изобразительной техникой. Совсем необязательно уметь создавать образы, но уметь держать в руках кисточку надо.

– Как применяется арттерапия в работе с детьми?

– Первый опыт применения в зарубежной практике состоялся, как я уже упоминал, в школах, которые пытались включить в учебные программы компонент творческого развития. Оформившись как специальность, арттерапия попала прежде всего в специальные школы, где были дети с нарушениями развития, с особыми потребностями. В последние полтора-два десятка лет есть явная тенденция использования арттерапии в общеобразовательных программах. В рамках профессионального сообщества в Великобритании существуют даже специальные секции, которые занимаются внедрением арттерапии в общеобразовательные процессы. Это отражает желание использовать ее как профилактическое средство, помогающее детям с мелкими нарушениями поведения, эмоций вернуться в норму, воздействуя на ранних этапах на их психику.

– Форма занятий арттерапией – это…

– Без сомнения, это – не урок. Чтобы появлялся эффект, надо разводить образовательный процесс с арттерапевтической работой. Это нужно для того, чтобы у ребенка формировались адекватные ожидания от арттерапевтических занятий, поскольку он, естественно, будет переносить на них свои ожидания от уроков рисования. Специалисту важно подчеркивать отличия арттерапевтического метода как целостной системы, даже как философии. Если арттерапия будет проводиться в рамках образовательного процесса, то ребенок не почувствует себя свободным, не раскроется.

– Как строится работа с детьми?

– Все зависит от особенностей конкретного ребенка, в частности, здоров он или отягощен эмоциональными, поведенческими нарушениями. Имеет значение также временной формат: краткосрочная ли программа или ориентированная на несколько месяцев. Работа арттерапевта может проходить индивидуально или в группе, а также с семьей, где родители ребенка – участники занятий. Если специалист работает с группой, то количество детей в ней определяется их возрастом. Чем они младше, тем немногочисленнее должна быть группа.

Подходы в работе с детьми отличаются и по степени директивности. Высокая степень – это жесткая организация деятельности детей, когда предлагается единственно возможный вариант темы. Допустим, ведущий говорит: «Нарисуй сегодня свои воспоминания о первом дне посещения школы». В то же время весьма популярен недирективный подход, когда специалист не направляет деятельность ребенка, а ограничивается функцией создания оптимальной обстановки для работы. В этом случае ребенку предоставляется максимальная свобода выбора, и он фактически является ведущим, а арттерапевт ведомым. Недирективный подход во многом импровизационный компонент, и в этом его сложность.

– Чем занятие арттерапией отличается от урока рисования?

– Уроки рисования как раз имеют директивный оттенок. Кроме того, там идет ориентация на эстетические характеристики рисунка, на развитие некоего изобразительного навыка, в то время как в арттерапии это не имеет большой ценности. Арттерапевт работает над тем, чтобы ребенок смог отвлечься от этих критериев, мог воспринимать свою деятельность, не опасаясь критических оценок. Отличие также состоит в том, что в арттерапии присутствует момент ассоциаций, эмоционального отклика. Занятия арттерапией допускают применение нетрадиционных для художественной практики материалов, создание предметных композиций. Здесь могут участвовать готовые вещи, которые ребенок может найти в кабинете, дома. Допустим, ему нужно принести те предметы, что ассоциируются с мамой, папой, сестрой, братом, и расположить их на столе, тем самым передав отношения в семье. Очень часто используется коллаж: эта техника позволяет преодолеть страх перед изобразительной деятельностью.

– В чем особенность работы с больными детьми?

– В том, что дети, страдающие ярко выраженной задержкой интеллектуального развития, часто не способны создать законченный образ, сложную продукцию. Здесь работа может допускать технику манипулятивного характера, то есть ребенок не творит какой-то образ, а мнет глину, пересыпает песок. Это позволяет развить его коммуникативные способности: благодаря таким манипуляциям он может передавать окружающим значимые для него чувства.

– А создание образа – обязательное условие?

– Нет, но законченный образ связан с понятием символической коммуникации, он несет в себе определенное распознаваемое значение, на основе которого строится взаимодействие с ребенком.

– Любое занятие с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Можно ли нарисовать примерную схему?

– Арттерапевтическое занятие, как правило, имеет структуру, независимо от своей модели и временной продолжительности. Оно состоит из трех частей. Вводная часть, называемая разогревом, готовит ребенка к занятию изобразительной деятельностью. Это могут быть любые упражнения, стимулирующие его эмоционально: от гимнастики до игр. Основная часть предполагает работу над созданием некой продукции. Здесь тема может быть свободной либо заданной специалистом. Заключительный этап – это показ рисунков, их обсуждение. Ведущий может вести комментирующее сопровождение, но это зависит от возраста ребенка и его способности видеть в своей продукции психологическое содержание. Заключительная часть подразумевает подведение итогов, когда ведущий спрашивает, какими ребята видят результаты своей работы.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте