search
main
0

Искатель высшей правды

В интерпретации читателя XXI века

Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Александр Пушкин «Бесы»

 

Каждая конференция, посвященная юбилею великого писателя или ученого, – это не только форма выражения признания авторитета известной личности, но еще и подтверждение неразрывности нашей связи с великим человеком или великим явлением, связи ментальной, глубинной. Следование мыслям великого человека дает нам возможность оказаться на каком-то ином духовном и интеллектуальном уровне, до которого мы сами никогда бы не смогли подняться.

Об этом говорили многие участники конференции «Ф.М.Достоевский. Духовно-нравственные поиски героев Достоевского в интерпретации читателя XXI века», состоявшейся в Московском городском Доме учителя и посвященной 200‑летию со дня рождения писателя.

Организация торжественных мероприятий была определена указом президента. В указе было следующее обоснование юбилейных торжеств: «Учитывая выдающийся вклад Ф.М.Достоевского в отечественную и мировую культуру…» Такая конференция была необходима, потому что само имя этого писателя, его произведения, его мысли все больше и больше приобретают значение провидческое, а потому и духовно-лечебное. Каждый школьник и учитель чувствуют, что ритм и темп современной нашей жизни заставляют скользить по поверхности событий, когда сама цель движения начинает ускользать.

А глубокое погружение в творчество Достоевского – это момент духовного оздоровления для каждого участника конференции. Ведь время подготовки к докладу, статье – это форма активного самообразования, время творческого поиска, то есть всего того, что мы настойчиво пытаемся развить и у учащихся, и у учителей. (К слову сказать, это 17‑я гуманитарная конференция, которую провел Московский городской Дом учителя за последние 6 лет, и мы увидели, как через активное участие в подобных форумах вырастают профессионально учителя и их питомцы: несколько раз попробовав себя в творческой исследовательской работе, получив ее оценку через публикацию работы, многие ребята выбрали и будущую профессию, поступив на гуманитарные факультеты МГУ, РГГУ, МПГУ, МГИМО.)

Конференцию в этом году пришлось проводить в условиях, заданных эпидемиологической ситуацией… И было тревожно… Как получится, будет ли востребовано мероприятие? Результат даже удивил избыточностью желающих участвовать в разговоре о писателе. Среди выступавших были старшеклассники, студенты, учителя, преподаватели высшей школы. Это объясняется острой потребностью и взрослых, и юных в обсуждении насущного, главного, тревожащего… Что такое человек, которого техногенное общество ранжирует в сторону минуса? Как ему жить и на какие постулаты и принципы опираться, чтобы не превратиться в Лужина («Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел») или Свидригайлова («Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша»)?

Если проанализировать темы докладов на конференции, то можно утверждать: серьезный разговор о Достоевском помог каждому выступавшему в поисках ответов на серьезные жизненные вопросы. Что именно было предметом обсуждения на гуманитарной конференции? Чьи исследовательские работы запомнились? Приведем в пример несколько работ: «Тема материнства в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», автор Дарья Свистушкина, ученица 11‑го класса школы №1793; «Общие темы у Достоевского и Вудхауза», автор Ольга Чичигина, доцент МГУ; «Некоторые аспекты нравственной проблематики романа Е.И.Замятина «Мы» и традиция Ф.М.Достоевского», автор Иван Удальцов, студент МГИМО; «Учебный проект как один из способов изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», автор Ольга Маевская, учитель русского языка и литературы Газпром школы; «Своеобразие художественного стиля Достоевского», автор Владимир Андреев, ученик 10‑го класса школы №1574; «География жизни Ф.М.Достоевского», автор Ольга Болотова, ученица 10-го класса школы №1799, и исследование «Отражение актуальных проблем современного мира в творчестве Ф.М.Достоевского» учениц 10-го класса Экономического лицея РЭУ имени Г.В.Плеханова Арины Скриповой, Полины Багуцкой и Софьи Беловой.

Почти все доклады, представленные в ходе работы конференции, заслуживают публикации и внимания будущего читателя. Готовя конференции, мы намеренно уходим от стандартного протокола проведения такого мероприятия. Качество работ определяется тем, что каждый будущий участник получает возможность предварительных консультаций по выбранной теме, возможность доработки, а иногда и переработки темы. И в этом нам охотно помогают научные сотрудники ИМЛИ, Литинститута имени Горького, сотрудники наших крупнейших издательств «Просвещение» и «Русское слово».

Наша задача не фиксировать работу (хорошо выступаешь, не очень, не выступаешь), а использовать конференцию как возможность развития, интеллектуального старта для любого, кто захотел выступить. Ведь через чтение Достоевского закладывается культурный код нации. Чувствуя, словно выхватывая из сегодняшнего времени главные вопросы, ребята ищут помощи у Достоевского. Вот в одном из докладов читаем цитату из «Дневника писателя»: «Я никогда не примирюсь с тем, что только 1/10 людей получает высшее развитие, в то время как 9/10 принуждены копаться всю жизнь в грязи». А вот из доклада Марии Горшковой, студентки 3‑го курса МПЭК РЭУ имени Г.В.Плеханова: «В нелегкие моменты своей жизни я всегда вспоминаю Достоевского и все уроки, пройденные вместе с ним. Свое совершеннолетие я провела именно с этим писателем…»

Вспоминаются слова Достоевского: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием». Уже это утверждение обязывает нас сегодня «втянуть» в разговор о писателе и школьников, и учителей.

Интерес к Достоевскому со временем только нарастает. Он предсказал, по существу, вектор духовных изменений человека XX и XXI веков: одни жертвовали жизнью во имя победы над великим злом, именуемым фашизмом, другие в это же время сжигали в топках Бухенвальда детей. И все имели физиологический статус «человек».

В сегодняшней литературе исчез герой. Есть персонаж, которому больше удается разрушение, чем созидание. Есть персонаж, которому нравится сомнительный совет, что для жизненного успеха надо полюбить себя. Почему же мы удивляемся количеству равнодушных, холодных и безразличных ко всему людей? Они ведь и «полюбили себя» (случайно ли, что главной государственной задачей становится воспитание?). Но ведь есть и другие… И от них вопрос: у кого учиться? К кому идти за советом и духовным исцелением?

Такого учителя мы видим в Достоевском. Он остро поставил ряд кардинальных для человечества тем и проблем: какова природа добра и зла, как уживаются в душе человека стремление к саморазрушению и самовосстановлению? В чем сущность и назначение жизни, как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения достоинства личности, как соединить в единое целое справедливость, законность, правосудие? Достоевский напряженно искал пути решения этих проблем. Будто к нам обращены его слова в «Дневнике писателя»: «У нас есть, бесспорно, жизнь разлагающаяся. Но есть, необходима и жизнь вновь складывающаяся, на новых уже началах. Кто их подметил и кто укажет? Кто хоть чуть-чуть может определить и выразить законы этого разложения и нового созидания? Или еще рано?»

Думается, уже не рано. Беспокоит, чтобы не опоздали…

Все вопросы нашего времени – вера или рационализм, самобытный путь России, своеволие человека или подчинение его высшей идее – были осмыслены Достоевским и пророчески им разрешены на художественном, публицистическом и мировоззренческом уровнях. Наше время – время больших смут и обольщений, по выражению одного журналиста, названо трагедией непрочитанных книг. Будем читать Достоевского, будем помнить и говорить о нем… И будем у него учиться! А обо всем, что было на этой конференции в Московском городском Доме учителя, вы прочитаете в сборнике материалов конференции. И уже скоро… И запомним слова Достоевского: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация», то есть без любви к человеку и Родине! Думается, Достоевский ответил на слова Пушкина в эпиграфе.

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, Московский городской Дом учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте