Как разнообразить урочную деятельность? Утомления не происходит, если на протяжении урока виды деятельности меняются. Однотипные упражнения утомляют ребенка. На уроках объяснения нового материала я предлагаю ученикам вывести алгоритм теории нового материала. На основе 3-5 немецких предложений учащиеся самостоятельно выводят правило образования прошедшего разговорного времени, будущего времени, выявляют особенности модальных глаголов в немецком языке. На уроках закрепления нового материала практикую различного рода подстановочные задания (вставьте пропущенные слова, подберите слова, подходящие по смыслу, подберите окончание предложения, исключите лишнее слово). На этапе обобщения знаний эффективна групповая работа в проекте по учебной теме. Проектная деятельность включает работу со справочниками, творческую работу группы по выработке коллективного мнения об изучаемой теме, что формирует не только знания, но и умение общаться. Способным ученикам предлагаю заняться мини-исследованиями. По теме «Экологические проблемы поселка Туруханск» некоторые ребята сделали электронные презентации, куда включили результаты такой работы.
Любовь ЧАЛКИНА, учитель немецкого языка туруханской средней школы №1, Красноярский край
С 2000 года работаю со школьниками на основе индивидуально ориентированного плана, который предполагает продвижение каждого ученика в собственном темпе в рамках учебной темы и сроков, которые на нее отведены. При этом ребенок может выбрать уровень, на котором он предполагает изучать данный материал.
При систематизации учебного материала по уровням оценки я использую таксономию мыслительных действий Блюма, задания на оценку «5» обязательно предполагают анализ. Такой план предполагает увеличенный объем самостоятельной работы, так как у учащихся складываются индивидуальные образовательные траектории.
Что делать, если на внеклассные мероприятия дети идут из-под палки?
В первую очередь, когда учитель впервые встречается с классом, важно презентовать учащимся свою креативность. Если учителю удастся показать неординарность своей личности и увлечь своим предметом, то на внеклассные мероприятия дети будут ходить, чтобы общаться с учителем, который им по душе. Первые уроки должны быть очень интересны как по содержанию, так и по форме. Если педагогу удастся преодолеть обыденность во внеклассной работе, то дети будут посещать праздники и мероприятия.
Наша школа работает по методике И.П.Иванова «Коллективное творческое дело». На школьном уровне дети сами планируют каждое мероприятие, проводят его совместно с учителями и представителями всех классов и потом так же коллективно анализируют. Одна группа выдумывает и организует мероприятие спортивной направленности, другая – интеллектуальной направленности, а третья – художественной… В результате одни идут на брейн-ринг, вторые – на спортивную эстафету, третьи оформляют викторины и выставку, в перерывах даются концертные номера.
На уровне классных коллективов по такой же методике проходят классные праздники. За семь лет в нашем классе не повторились ни Новый год, ни День защитника Отечества, ни 8 Марта, ни День науки.
Возможно, кто-то скажет, мол, в условиях поселка этого добиться легче, но с этим можно и поспорить. Если с детьми выработать основные законы класса, в основе которых самостоятельность и инициатива, а затем системно и последовательно реализовывать их на практике, то можно обеспечить активность ребят в организации внеклассной работы.
В 5-м классе, чтобы сплотить ребят, попавших из разных начальных школ в мой класс, я организовала праздник «День России». Мы сами с ребятами придумали задания для каждой группы: подобрать эмблему, придумать название команды, исполнить музыкальный номер, провести игру с другими группами, ответить на вопросы викторины, отгадать загадку из истории быта, искусства, ремесла на Руси. Вот уже второй год этот праздник ребята считают самым веселым и увлекательным. А мне, как классному руководителю, важно поддерживать инициативу детей, консультировать их, подсказывать, быть самым активным и заинтересованным участником всех игр и конкурсов, чтобы эта атмосфера и опыт деятельности отложились в сознании как учеников, так и родителей, принимавших участие в празднике. Классному руководителю и учителю-предметнику важно не число пришедших на мероприятие, а факт участия детей и результат. Формы могут быть разные:
конкурс сочинений, рассказов, эссе, переводов;
олимпиада по предмету;
конкурс презентаций по теме;
конкурс кроссвордов;
конкурс проектов;
«Что? Где? Когда?»;
работа над рефератом, исследованием, проектом;
конкурс газет, заметок, репортажей учащихся о классе или предмете;
интеллектуальные викторины, игры, в том числе и семейные.
Я считаю, что ребенок имеет право не посещать мероприятие, которое ему неинтересно, а чтобы оно было интересно, нужно «искать и не сдаваться!».
Комментарии