В день открытия конкурса «Учитель года России-2013» его участники покинули среднюю школу №29 Подольска и отправились ночевать в гостиницу только около 10 часов вечера. Нужно было проверить все флешки, презентации, расставить особым образом школьные парты… позаботиться о тысяче мелочей, очень важных для профессионалов.
И вот утро первого рабочего конкурсного дня. А мы, журналисты «Учительской газеты», в роли учеников. Уроков предстоит много, не каждый школьник выдержит, а уж наши бедные российские школьники к нагрузкам приучены… Однако на конкурсе напряжение искупается яркостью педагогов, оригинальностью поворота тем (темы, напомним, учителя не выбирают, а получают в соответствии с календарно-тематическим планированием). С первого взгляда на жюри участники понимают – бояться его было бы просто глупо… Ведь часть судий межпредметных групп первого тура – такие же участники конкурса предыдущих лет, как никто понимающие коллег! А вот то, что группы межпредметные, то есть в них собраны как со стороны участников, так и со стороны жюри представители различных школьных предметов, вовсе не должно успокаивать. Мол, сделаю фактическую ошибку, заметит только один-два эксперта, а остальные все равно из других предметных областей. Нет, заметивший погрешность коллегам обязательно сообщит… А что смотрит, к примеру, историк у филолога? Конечно, «общепедагогическую картину личности». Ищет учителя в каждом участнике.
Но пора сказать несколько слов о тех учебных занятиях, которые мы видели сегодня.Учитель литературы из Оренбургской области Кирилл Демушов, как уже знают внимательные читатели нашего сайта, которые видели галерею конкурсантов 2013 года, участвует в конкурсе второй раз подряд. Урок словно бы стал продолжением его прошлогоднего «Методического объединения», а вернее, утверждения: «Обучение строится на основе диалога. Диалог на основе литературного произведения». На занятии с одиннадцатиклассниками действительно шел диалог на тему «Величайшая тайна в мире». Речь шла о «Гранатовом браслете Куприна», тайной была любовь-трагедия главного героя Желткова. Филолог предложил ребятам не просто понять концепцию любви Куприна, но и прожить ее. Ребята пришли к выводу, что трагедия это была нужна, чтобы главная героиня Вера научилась чувствовать. И стали раздумывать дальше: а можно ли избежать подобной трагедии в собственной жизни, но при этом не упустить любовь?
На занятии учителя начальных классов из Амурской области Оксаны Дмитриевой третьеклассники превратились в ученых, а их класс – в лабораторию. Изучали «самое обычное и самое удивительное вещество на Земле» – воду. Цель перед ребятами была поставлена такая: доказать, что вода – одно из условий жизни на Земле. С помощью статей, элементарного оборудования дети открывали, что вода содержится в растениях, животных, человеке, что в воде одни вещества растворяются полностью, а другие нет… Младшеклассники, к своему удивлению, узнали, что питьевой воды на Земле всего 1% от всей остальной. Затем все вместе – учитель и ученики – составили таблицу со свойствами воды. Оказалось, например, что лед легче воды, и это спасает нашу планету от обледенения.
«Я сегодня не ваш учитель, я дирижер», – удивил десятиклассников биолог из Санкт-Петербурга Сергей Софенко. В руках у него дирижерская палочка, материалы к уроку лежат на пюпитре для нот, а каждый удачный ответ, интересная идея награждаются аплодисментами, словно гениальное соло в оркестре. Однако биологическая тема для урока была самая серьезная – «Гипотезы возникновения жизни». Ученики рассмотрели креационизм, самопроизвольное зарождение, панспермию, постарались понять, на какие вопросы отвечает каждая теория: как или почему? В конце Сергей Алексеевич похвалил своих подмосковных учеников: «Мы с вами великолепно исполнили концертный номер». И, что самое важное, задумались о ценности жизни.
О правилах жизненного успеха на английском языке? Конечно! «Rules for success» на уроке Марины Долгачевой из Волгограда семиклассники поняли сразу, а вот правила просмотрового чтения предстояло услышать в песенке. Получилась целая scanning strategy. Затем полученные знания необходимо было применить на практике – заполнить полки виртуальной библиотеки в правильном порядке. Замечательно, что на уроке использовались практически все виды деятельности – аудирование, говорение, чтение, изучалась лексика, ребята запомнили, как произносятся имена и фамилии англоязычных писателей и названия их произведений.
Спортивный зал сегодня не пустовал, ведь на конкурсе в этом году рекордное число учителей физкультуры. На шестом уроке пришла очередь пятиклассников размяться. Учитель физической культуры из Белгородской области Валерий Махов придумал для них целую серию игр под названием «Легкоатлетическое путешествие». Ребята незаметно совершенствовали технику прыжков и бега, а по их собственному мнению, просто радовались жизни, соревновались, кто быстрее прибежит, дальше прыгнет, лучше сумеет сделать узел на веревке. Если бы Валерий Игоревич остался в подмосковной школе немного подольше, он бы обязательно повел ребят в поход, ведь в своем родном учебном заведении он занимается с юными туристами.
Историку из Республики Бурятия Алексею Тухалову досталась тема «Русские земли XII-XIII веков». Задавая ребятам вопросы, Алексей Петрович опирался в том числе на уже имеющиеся знания семиклассников по теме. Очень по-доброму он просил ребят говорить, не стесняться, подбадривал: «Я знаю, что вы знаете». И действительно, оказалось, что школьники знают многое, а что не знают, способны самостоятельно изучить. Разделившись на три группы, вернее, на три княжества – Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, ребята превратились в специалистов по этим землям – географов, экономистов, политологов, специалистов по международным отношениям. Изучив документы, они по очереди выступили, донесли новые знания до одноклассников.
Учитель географии в этом году на конкурсе в единственном числе – это Наталия Федотова из Костромы. Она сразу пригласила шестиклассников… в сказку, а точнее, в знаменитую историю, написанную Льюисом Кэрроллом, – «Алиса в стране чудес». «Потерянными в Зазеркалье» оказались ребята из Московской области. И чтобы найти путь из сказки обратно в Подольск, школьникам нужно было научиться ориентированию. И они учились читать карту, определять стороны света, понимать условные знаки. В конце урока Наталия Константиновна подарила подольским шестиклассникам открытки от костромских шестиклассников, а учителю этого класса – карту Костромы. Уходя с урока, дети попросили у Наталии Федотовой автограф…
Не всем быть чемпионами, как, допустим, немец Роберт Хартинг, который этим летом на мировом первенстве по легкой атлетике в Москве метнул диск аж на 69,11 метра. Нет смысла гнаться и за хорваткой Сандрой Перкович: ее диск улетел в Москве на целых 68 метров без одного сантиметра. Учитель года Липецкой области, преподаватель физкультуры из елецкой школы №24 Сергей Алиев от своих подопечных восьмиклассников подобных рекордов и не требовал. А просто учил метать, да и не диски даже, а мячи – с места и с разбега, по возможности метко, но главное – с удовольствием. Крепкий рабочий урок вышел, где всему нашлось место – и легкой разминке, и учебным упражнениям, и игре. Возможно, без лишних изысков, но к чему устраивать шоу из обычной тренировки? Это ведь не кино, не блокбастер на большом экране. Но когда через пару-тройку лет подросшие ученики Сергея Сергеевича смогут ловко забросить букет цветов на балкон любимой девушки, они наверняка вспомнят своего елецкого наставника добрым словом.
Историк Роман Овсенев из саратовской гимназии №87 начал свой разговор о движении декабристов с… бутылки Кока-Колы. В бутылке со всем известной красной этикетке плескалась абсолютно прозрачная жидкость. «Какая же это Кока-Кола? – не выдержав, робко поинтересовалась худенькая восьмиклассница со второй парты. – Кока-Кола темная, а у вас там что-то на простую воду похожее». «Вы мне не верите? – картинно вскинул брови Роман Русланович. – Мне?! Учителю?!» Оказалось, что действительно не верят. Боятся, краснеют, смущаются, но не верят. «И это правильно! – развеселился Овсенев. – Никому нельзя верить на слово. Любую информацию, которую вам пытаются навязать, нужно проверять самим. Иначе, как понять, где правда, а где ложь?» И тут же, в подтверждении своих слов, рассказал, что, вот, например, барон Корф называл декабристов «скопищем безумцев» и «гнойным наростом на великолепном теле самодержавия», а Герцен – «фалангой героев», «богатырями, кованными из чистой стали». И кому из них прикажете верить? Вот так от фальшивого лимонада и перешли к истории общественного движения первой четверти XIX столетия, его причинам, целям и участникам. А на самоанализе Роман Русланович признался: заинтриговать детей в начале урока – это его любимое дело. Они после таких шуток становятся куда стремительнее и находчивее.
Литератор из Хар-Булукской школы Республики Калмыкия Андрей Лиджиев разбирал с семиклассниками «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тщательно и в то же время с каким-то юношеским трепетом проанализировал ключевые эпизоды легендарного сочинения Ермолая Еразма, чтобы вместе с ребятами подтвердить вынесенные в эпиграф слова академика Лихачева о том, что «нравственность едина во все века и для всех людей». Свой путь в большую педагогику Андрей Владимирович начал относительно недавно, отсюда и чрезмерное волнение, и строгое, беспрекословное следование всем мыслимым и немыслимым методическим правилам, но столь яркий старт – участие во Всероссийском финале конкурса «Учитель года» наравне с маститыми коллегами-стажистами не может не впечатлить: то ли еще ждет молодого филолога впереди?
С семиклассниками встречалась и учитель русского языка и литературы из гимназии №115 города Уфы Оксана Шарафутдинова. Рассуждали о природе гениальности, попутно наслаждаясь великолепным в своей стройности ломоносовским «Вечерним размышлением о божием величестве при случае великого северного сияния». Прежде чем познакомить ребят с поэзией одного из первых отечественных пиитов, Оксана Закиевна попросила семиклассников подобрать три-пять словосочетаний, характеризующих северное сияние. «Танец неба», – сказал один. «Яркий свет», – добавил другой. «Красота движений», – заметил третий. «А теперь посмотрите, какие удивительные эпитеты и метафоры нашел Ломоносов: «Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл!», – воскликнула гостья из Башкортостана. «Ну, – пожали плечами дети, – все почти так же, как у нас». – В седьмом классе ребятам еще сложно оценить всю мощь ломоносовской поэзии, – чуть позже объясняла Оксана Шарафутдинова членам жюри во время десятиминутного самоанализа. – Через два года, вернувшись к этой теме вновь, они смогут прочувствовать ее куда глубже. Сейчас же мне было важно познакомить детей с Ломоносовым-человеком, несгибаемым, целеустремленным, упрямым. Чтобы показать им, что гений – это не только талант, но еще и колоссальное терпение и трудолюбие. Но высокую самооценку детей, считающих, что они пишут не хуже Михаила Васильевича, я оценила.
А вот словесник Олег Шлокин из Бейской школы-интерната Республики Хакасия решил дать в 10-м классе урок русского языка. Но говорил не о причастных оборотах или бессоюзных предложениях, но об экологии языка. Потому как замусорен он сегодня, по мнению Олега Викторовича, будь здоров, почище промышленных свалок на окраинах городов-миллионников. Заимствования, жаргон, интернет-сленг, ненормативная лексика: тяжко нынче приходится «великому и могучему», просто дышать нечем. «Поколение next» (простите за иноязычное определение) лихо переводило тексты с «русского» на «русский», охотно заменяя все эти «хобби», «аргументы» и «тет-а-тет» на родные и близкие «увлечения», «доводы» и «с глазу на глаз». Столь же охотно старшеклассники согласились, что Россию все же лучше называть Россией, а не Рашей. А потом вышли за дверь и на каком языке продолжили общаться – на литературном русском или пресловутом «олбанском» – для учителя и жюри осталось тайной. Впрочем, Олег Владимирович надеется, что семена сомнений в души своих подопечных заронил, и ребята найдут и прочитают рекомендованную им книгу Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».
И вновь обсуждение проблем экологии, только на сей раз уже на английском языке, под чутким руководством Любови Савельевой из 21-й школы города Ульяновска. В первые мгновения урока десятиклассники честно признались: быть «зелеными» им не под силу. Но всего через тридцать минут убедились: не так страшен черт, как его малюют. Всего-то, оказывается, и нужно, что выбирать бумажные пакеты вместо пластиковых, выключать воду, когда чистишь зубы и гасить свет, выходя из комнаты. А то, что во время с виду вполне светской беседы удалось еще и массу новой лексики отработать, для старшеклассников и вовсе стало приятной неожиданностью. В финале Любовь Александровна пригласила своих новых юных друзей принять участие в международном молодежном проекте «День Земли», который проходит ежегодно в апреле. «Буду рада, если на карте России, кроме Москвы и Ульяновска, появится еще один «зеленый» город-участник – Подольск».
Оксана Родионова, Анна Хрусталева,фото авторов
Комментарии