Я принципиальный противник реформирования отечественной системы образования в том виде, в каком ее предлагает Министерство образования и науки РФ.
Общественный совет при президенте озабочен перспективами развития образования до 2030 года. Согласен – любая система образования со временем и с учетом состояния общества требует определенных реформ. Но то, что предлагается проектом закона «Об образовании в РФ» сегодня, ведет нашу систему образования только назад! Один из самых главных вопросов сегодня: где нам взять хороших учителей? Причем это должны быть педагоги, во-первых, любящие детей, во-вторых, знающие и любящие свой предмет, в-третьих, имеющие высокий социальный статус и материальное обеспечение, соответствующее обществу-2030. Все остальное – потом! Только в этих условиях школа сможет готовить выпускников для будущего. Поэтому все дело совершенствования подготовки школьников к жизни в обществе-2030 надо начинать с подготовки новых учителей и реформы педагогического образования. Государственным преступлением считаю переход педуниверситетов на двухуровневую подготовку специалистов – бакалавриат, что бы нам ни говорили, ориентирован на минимум научных и профессиональных знаний. Сразу после войны у нас уже были учительские двухгодичные институты. Но это как результат войны! К тому же бакалавр с неполным высшим образованием тарифицируется куда ниже существующих ныне нищенских учительских ставок. Кто захочет идти на работу в школу? Настоящей второй ступенью полного высшего образования должны стать ординатура и аспирантура! Не буду говорить о других специальностях, но подготовка учителей химии сегодня в педвузах идет несравненно хуже, чем до перестройки, – за последние 20 лет кафедры химии педвузов не получили практически ни одного серьезного прибора, не снабжаются ни реактивами, ни посудой. Объем часов на изучение химических и методических дисциплин сократился в 2-3 раза. Аспирантура по химии во многих вузах закрыта. Объем хоздоговорных исследовательских работ на этих кафедрах теперь стремится к нулю. А в Минобрнауки РФ додумались до того, что методику преподавания химии в педвузах вовсе преподавать не нужно. Иначе как прямую провокацию такие предложения я не могу понять и принять. Сказанное вполне относится и к кафедрам физики. Будущих учителей учат работе с компьютерами, а простого паяльника многие выпускники в руках не держали… Во-вторых, разработку документов о содержании и методах преподавания в педвузах и школах нужно вести не в комиссиях и подкомиссиях Думы, а на научной базе академии образования. Иначе зачем нам такая академия?
Комментарии