search
main
0

Ирина МИРОНОВА: Люблю делать новые миры для песен и для людей!

Новая героиня нашей рубрики – ведущий клипмейкер России Ирина Миронова. Она стояла у истоков появления индустрии клипмейкинга в нашей стране. За почти 25 лет сняла более 1000 роликов, именно ее руками сделаны топовые клипы для звезд отечественной эстрады в самых различных музыкальных стилях и направлениях. Кроме основной режиссерской деятельности Ирина Миронова занимается развитием своих видеошкол, где учит качественно снимать и разбираться в процессе создания видео. О профессии «клипмейкер», технической революции, авторских школах и работе с дочкой мы и поговорили.

Ирина МИРОНОВА
Фото из личного архива Ирины МИРОНОВОЙ

– Ирина, хотела бы начать с актуального. Вы создали две видео­школы: мобильную Mironova online school и офлайновую – «По воскресеньям я снимаю кино». Давайте по порядку.

– Mironova online school – это скорее видеоакадемия по количеству собранного в ней моего авторского материала для изучения видеологии как таковой. Не могу сказать, что занимаюсь именно преподаванием. Скорее я делюсь собственными знаниями и опытом, подталкивая к саморазвитию, получая при этом обязательно удовольствие от процесса.

Школа появилась в 2020 году, в период пандемии. По сути, это ви­део­уро­ки, которые доступны 24/7 – в любой момент можно зайти на сайт, выбрать класс и удобный к нему тариф из трех доступных, оплатить и сразу приступить к изучению. Работа в классе происходит самостоятельно. Это мой принцип самодисциплины: умение самодисциплинироваться – базовый навык для умения хорошо снимать видео. Каждый класс состоит из 10 уроков, каждый урок длится 2 часа. То есть 20 часов вы изучаете в любое удобное время дня или ночи с остановками и перемоткой по необходимости. И в каждом уроке есть упражнения, которые закрепляют теорию. Чтобы научиться реально хорошо снимать, нужно начать вообще снимать регулярно, держать в руках каждый день инструмент и практиковаться – это приблизительно как с игрой на скрипке.

Я строю большие планы по расширению школы и ее продвижению. Хочу сделать настоящую видеоакадемию, где будут всевозможные классы по всем дисциплинам видеологии: прикладные, теоретические, классические, трендовые. Конечно, для реализации больших планов нужно финансирование, и мы с моей командой сейчас в активном поиске инвестиций. Может быть, в следующем интервью расскажу вам о еще одной своей новой видеоакадемии, уже настоящей! (Улыбается.)

– А что думаете о вузовском образовании? В том числе о преподавании там?

– Я действующий режиссер-клипмейкер, так что преподавать регулярно у меня не получится, да и не хочется. Я с удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в собственном авторском изложении, сильно отличающемся от любого вузовского. Но это не преподавание, я не беру на себя ответственность за знания учеников. В вузах у меня случаются мастер-классы и специализированные авторские программы. В прошлом году Университет «Синергия» пригласил меня записать видеоуроки по авторской программе для их нового факультета «Продюсирование видеопроизводства».

– Ирина, вы тот человек, который создавал индустрию «клипмейкинг». Как все начиналось?

– Заниматься клипмейкерством я начала больше 20 лет назад параллельно с Федором Бондарчуком, Филиппом Янковским, Сергеем Кальварским, Тимуром Бекмамбетовым. Это мои соратники, те, кто строил новую, никому тогда не известную индустрию под названием «клипмейкинг». Наши первые клипы сразу были красивые и очень крутые, со сценарной проработкой, трюками, поставленной хо­рео­графией и качественным постпродакшеном. Раньше мы снимали на пленку, в основном на камеру 35 мм, это был высокий уровень, в том числе высокобюджетный.

Индустрия развивалась с характерными периодами спада и подъема. Спад обычно был связан с техническими новинками. Первый такой спад случился, когда на прилавках обычных видеомагазинов по­яви­лись фотоаппараты, на которые можно было снимать видео. А вторая волна была связана с появлением смартфонов, тогда упала стоимость клипов. В какой-то момент плохих и неинтересных клипов стало слишком много, и артисты поняли, что некачественные клипы делать неполезно, потому что песни и шоу продаются хуже. Эффект от артиста, который в клипе выглядит скучно, дешево или нелепо, снижается до нуля. Поэтому многие вернулись к истокам – делать клип как хорошее кино, продолжать создавать сказку по всем правильным законам. Именно такой подход я пропагандирую.

– Как вы восприняли техническую революцию, когда появились смартфоны, фотоаппараты с функцией видеосъемки?

– Я была первая в России, кто эту революцию запустил! В профессиональных кругах у меня была репутация человека, снимающего на разные видеокамеры, самые крутые и самые бытовые одновременно. Я всегда пропагандировала идею снимать любой видеокамерой, в том числе сломанной или непрофессиональной. Поэтому компания Nokia в 2006 году предложила мне снять настоящий музыкальный клип на их новый тогда мобильный телефон.

Это был клип на песню «Morning» в исполнении Полины Гагариной, и он получился отличимым от любого снятого на профессиональную камеру. Причем на монтаже пришлось специально зумировать картинку до зерна так, чтобы была видна разница в качестве изображения. А задача была простая – донести легкость использования мобильного и показать высочайшее качество видео. Когда быстро выхватил мобильный из кармана и снял любое происходящее здесь и сейчас. Чем теперь все без исключения занимаются и для бизнеса, и для удовольствия в социальных сетях и т. д.

– Ирина, вы добились больших успехов. Что вас мотивирует?

– Меня несут три белых коня! (Улыбается.) Первое – это амбиции! Правда, к 50 годам этих амбиций стало чуть меньше, и приходится себя дораскачивать до сильного желания. Второе – это никогда ничего не делать бесплатно, даже для самого себя! Перестают работать многие инструменты. Пропадает цена ситуации, а значит, пропадает энергия на ее решение. Цена вопроса – это хороший движок, если вы спрашиваете про мотивацию. Я стараюсь держать цену ситуации, даже просто внутренне, не обесцениваю усилия и время ни свои, ни чужие. Играть в большие бюджеты полезно в любом деле. Еще одна мотивация – это желание работать с людьми. Люди меня заряжают своими мечтами и фантазиями, желанием получить не просто клип, а новый мир для песни. Вот я эти новые миры и люблю делать – на песни и для людей.

– А снять клип по дружбе за символическую цену можете?

– Я пробовала, плохая идея! Кому-то покажется, что если ты профессионал, то бюджет на производство может быть меньше. То есть чем больший ты профессионал, тем меньший бюджет для создания клипа тебе нужен. А все как раз наоборот. Если я такой крутой профессионал, что мне не нужна команда для создания клипа и даже не нужна дорогая техника, потому что я все равно сниму хорошо на любую, даже на самую дешевую, камеру наилучшим образом, то это значит, что я столько стою, как вся команда вместе взятая со всей сложной и дорогостоящей техникой. Да, я могу снять на смартфон, но это не значит, что стоимость работы будет меньше. Потому что денег стоит не техника сама по себе, а профессионал – его голова и то, что в ней.

– Если к вам обратился артист, чьи песни не по вкусу, как поступаете?

– Как обычно, беру любую песню и снимаю наилучшим образом для этой песни и человека, ее исполняющего. Чтобы понять, как снять песню наилучшим для нее образом, не нужно эту песню любить. Ее нужно понять. Если бы я снимала лишь те песни, которые люблю, то сняла бы только два клипа за всю жизнь. И они были бы никому не нужны, потому что это музыка барокко и очень старый джаз. В работе клипмейкера дело не личного вкуса, а профессионализма, уметь песни не любить, а слышать. Моя профессия заключается в том, чтобы найти в любой музыке то хорошее и красивое, что можно усилить визуализацией и показать людям, еще не полюбившим эту песню. А полюбить можно любую песню, то есть всегда найдется кто-то, кто полюбит именно эту песню искренне, всей душой, если услышит или увидит ее.

– Вам проще работать со статусными артистами или молодыми?

– Работа с молодыми артистами самая тяжелая. У дебютантов, как правило, амбиции зашкаливают, что хорошо, а опыта применить эти амбиции по назначению не хватает, что плохо. Новый артист, еще не ставший артистом, как цунами! (Улыбается.) Артисты состоявшиеся, профессионалы обычно спокойные и послушные. Они помогают тем, что не мешают. Более того, молодые артисты сами часто что-то снимают на смартфон и пребывают в иллюзии понимания, как в большом профессиональном продакшене все устроено. Такая попытка уравнивания их собственного видеоопыта и моего – ошибка. Обесценивается сама возможность получить от меня как от профессионала большее…

– Расскажите о школе с заманчивым названием «По воскресеньям я снимаю кино».

– Название этой школы я придумала как фактический логлайн к фильму, когда ты понимаешь, где, что и о чем конкретно. Это мощнейшее погружение в мир видеопроизводства в офлайн-формате. Кроме того, приятный досуг. А поскольку на занятиях, кроме прочего, я даю сильные упражнения на креативность и развитие воображения, то могу сказать однозначно, что эти знания и навыки будут максимально полезны в любой области жизни.

Живая группа собирается один раз в год на 10 недель по воскресеньям. Я лично внимательно изучаю заявки на участие, которые прошу отправлять на мейл, указанный на сайте школы. Там же размещены программа (от истории мирового кинематографа до текущих трендов мобильной съемки) и график занятий. Это необходимо для формирования группы, где все участники будут максимально интересны, комфортны и полезны друг другу.

– А какая целевая аудитория?

– Программа рассчитана на широкую публику. Но чаще всего в этой группе оказываются женщины в возрасте от 25 до 45 лет, которые уже реализовали себя в своей профессии и стремятся к новой ступени нескучного саморазвития. Чтобы двигаться дальше, надо развиваться. Из двадцати человек группы именно клипмейкером становится один в лучшем случае. Но все остальные продвигаются в своем саморазвитии через изучение мира кинопроизводства настолько, насколько ставят себе планку. Многих своих «студенток» я снимаю в клипах, и это полезный опыт для раскрытия собственных потенциалов и понимания неожиданных возможностей. Вот мы тут с вами общаемся, а на втором этаже ресторана меня уже ждет коллега Люба, которая пришла в мою школу как фотограф. А теперь снимает крутые видеоролики, как и мечтала. И это только один пример.

– Это правда, что ваша дочь Дарья Грушевская пошла по стопам мамы?

– Похоже на то! Но не сразу. С детских лет она оказывалась на моих съемочных площадках и в кадре, и за кадром, пока не осознала, что делать это она вовсе не обязана. Так и заявила мне в семь лет прямо в кадре, что я не имею права снимать ее без ее письменного согласия. Что правда! Именно по письменному согласию мы обычно и снимаем актеров в клипах. Дарья с раннего детства занималась профессионально музыкой и в старших классах пошла в эту сторону. Как пианистка участвовала и побеждала во многих конкурсах. Но перед дверью в консерваторию передумала и оказалась в Литературном институте, где поняла, что уже умеет писать сценарии, и вернулась на съемочную площадку. Сейчас ей 21 год, и она мой ведущий режиссер монтажа. Клипы последних трех лет я делаю именно с ней. Горжусь! Посмотрите нашу совместную работу – документальный музыкальный фильм для Первого канала «Кристина Орбакайте. Главная роль».

Мне с дочкой работать дико весело и легко. Монтировать ее обучил мой родной брат, с которым мы делали клипы последние лет 15. Пожалуй, многие лучшие мои клипы я монтировала с братом! Получается, в семье у нас определенно на клеточном уровне любовь к видео­про­из­вод­ству. Или я это все себе намечтала и семью вовлекла! (Улыбается.)

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте