search
main
0

Ирина Гришина, Москва: Государство или семья – кто должен помочь ребенку определиться с профессией?.

В том, чтобы ребенок со временем стал взрослым, который хорошо знает свое дело, заинтересованы и семья, и государство. Поэтому и те, и другие вкладывают в него немало ресурсов. Но мотивы их могут быть разными.

Для государства ребенок – один из миллионов других, который в будущем должен органично встроиться в существующую систему и работать на нее, принося максимальную пользу стране. Для семьи же ребенок – это продолжатель рода, \”любимое дитятко\”, носитель семейных традиций и ценностей, тот, кто позаботится о родителях в старости. На первый взгляд, одно не противоречит другому, но в реальности не все так однозначно.

Какую профессию желает родитель своему ребенку? Такую, которая прокормит его самого и его семью, интересную и перспективную, где он будет чувствовать себя на своем месте и проявит лучшие способности. У государства иная задача: ему нужно насыщать специалистами области, наиболее перспективные с точки зрения государственных интересов, и те, где наблюдается дефицит кадров.

Чтобы регулировать процесс попадания молодых людей в нужные сферы, власти открывают обучение по определенным специальностям и выделяют бюджетные места в колледжах и вузах. Этому же служит целевой набор. У государства есть множество инструментов влияния. Например, в 2010 году 80% школьников шли учиться в вузы, а с 2016 года эта цифра снизилась до 48%. Колледжи и вузы дают не просто разный уровень образования, но учат разным профессиям: первые, в основном, готовят специалистов рабочих профессий, тогда как вторые делают упор на интеллектуальные, гуманитарные и творческие направления. Приведенные цифры показывают, как государство смогло в короткое время \”профориентировать\” значительный процент абитуриентов.

Чем более социально незащищенной является семья, тем сильнее школьник зависит от возможности учиться на бюджете. Платное образование для многих недоступно: за чертой бедности в России в 2019 году находится более 18 миллионов человек. Выбор детей из этой категории ограничен доступными для них учебными заведениями и представленными там специальностями.

Возможность учиться на бюджете, как правило, сопровождается конкурсом, и чем интереснее и перспективнее специальность, тем больше абитуриентов в нем участвуют. При поступлении в колледж сравнивают в основном средний балл аттестата, тогда как вузы принимают по результатам ЕГЭ. Если школьник собирается поступать в рейтинговый вуз, ему нужны очень высокие баллы, ведь конкурирует он со школьниками со всей страны и участниками олимпиад. Усилий школы, которая должна не только подготовить ребенка к экзамену, но и помочь ему освоить школьную программу, часто бывает недостаточно. В таких случаях семье придется записывать ребенка на курсы или искать репетиторов. А это снова деньги, которых может не быть.

Тем не менее государство стремиться создавать возможности для более осознанной профориентации школьников. Так, во многих школах есть кружки и секции, существуют специализированные центры дополнительного образования, где школьники могут заниматься бесплатно. В столице, например, есть Московский дворец пионеров на Воробьевых горах или Малый Мехмат МГУ. Существуют государственные проекты, направленные непосредственно на профориентацию школьников, причем как федеральные, так и региональные. Три наиболее крупных на сегодня проекта – \”WorldSkills Russia\”, \”Билет в будущее\” и \”Кванториум\”. Используя эти возможности, подростки могут сильно увеличить свои шансы сделать достойную карьеру.

Государство выделяет ресурсы, чтобы помочь школьникам выбрать любимое дело, но воспользоваться этой возможностью или нет, решают родители и сам ребенок.

Семья – это общность, в которой формируется характер ребенка, его отношение к себе и к миру. Именно в семье развиваются такие важные качества, как целеустремленность, вера в свои силы, умение находить общий язык с другими людьми. Родители могут создавать ситуации, способствующие развитию способностей ребенка и обнаружению им новых интересов; а могут, наоборот, запрещать все подряд, настаивать на своем и учить \”не высовываться\” без надобности. Дети, имеющие большой опыт участия в разных кружках, секциях, совместных играх, вырастая, лучше понимают, чем хотят заниматься, в чем они более успешны.

Иначе обстоит дело у тех, кому многое запрещалось: любое новое дело вызывает страх, неуверенность в себе трансформируется в лень и безразличие ко всему. Если подростку ничего не интересно, и профессию он выбирать не хочет, то лучшее, что могут сделать для него родители, это отправиться вместе к специалисту по профориентации. Многие из таких экспертов, кстати, являются психологами, могут не только помочь узнать о профессиях, но и мотивировать подростка.

Как помочь ребенку определиться с профессией? Советы родителям:

1. Объясните, что вообще из себя представляет профессия, для чего она нужна. Обратите внимание, что благодаря профессии человек не только зарабатывает, но и самореализуется, развивает свои личные и профессиональные качества. Профессия дает возможность выполнять полезные для общества функции и решать некоторые из его проблем: каждый может стать \”суперменом\” в своем деле. Большинство людей, которыми мы восхищаемся, достигли славы именно благодаря профессиональным успехам.

2. Помогите разобраться в том, какие профессиональные направления существуют и как развиваются. Хороший инструмент – \”Атлас новых профессий\”. Полезно изучить его вместе, обсуждая, какие профессии и почему привлекают ребенка. Часто бывает, что дети ошибаются в своих суждениях (например, школьник может быть уверен, что работа актера – это исключительно красивая одежда, захватывающие съемки и вечная слава). Мягко объясните ребенку, в чем он не прав, и расскажите о реальных преимуществах работы в разных областях.

3. Помогите ребенку составить подробное представление о себе: своих способностях, интересах, сильных сторонах и ограничениях, об опыте, который может быть важен для дальнейшего самоопределения. Покажите, каким образом те или иные таланты ребенка могут востребованы в разных профессиональных направлениях.

4. Предложите ребенку на выбор варианты дополнительного образования. Помимо проектов и возможностей, описанных выше, существуют разнообразные курсы и тренинги в сферах IT, развития soft skills, лидерства и предпринимательства, проектной и исследовательской деятельности, лаборатории и спецкурсы при вузах и т.д. Многое из перечисленного доступно в онлайн-формате.

5. Съездите с ребенком на экскурсии в разные компании: сейчас многие из них открыли свои двери для школьников. Там же можно найти стажировку: в последнее время все больше компаний хотят \”хантить\” своих сотрудников еще до выпуска из школы. Хороший опыт деятельности в социально-значимых проектах может дать волонтерство, благодаря которому подросток не только увидит, какие общественные проблемы нуждаются в решении, но и сможет внести свою посильную лепту в их решение. Важно, чтобы гипотеза о будущей профессии выдержала испытание практикой: тогда это будет более осознанный выбор.

6. Познакомьте ребенка с успешными специалистами из интересующей его области. Наверняка, в вашей телефонной книге окажется кто-то такой или хотя бы тот, кто сможет дать нужный контакт. Можно обратиться к и вовсе незнакомым людям, если вы уверены в их профессиональном таланте, иногда они отвечают и бывают готовы пообщаться с подрастающим поколением. Нам в программе \”Система Выбор\” всегда удается находить нужных специалистов даже по самым редким профессиям.

7. Помогите ребенку проанализировать весь опыт, который ему удалось получить, а также его предположения о будущей работе. Чтобы было проще выбрать, акцентируйте его внимание на следующей мысли: \”Ты выбираешь не на всю жизнь, поэтому не надо бояться. Выбирай то, что больше всего тебя вдохновляет, на что тебе не жалко времени и сил, что по-настоящему тебе интересно. Тогда ты точно сможешь многого добиться\”. И помните, эти слова не скажет вашему ребенку государство. Если повезет, их может сказать неравнодушный учитель, но верить в него и всеми силами его поддерживать должна, прежде всего, семья.

Читайте также:

Роль педагога в профессиональном самоопределении учеников http://www.ug.ru/insight/713

Об авторе:

Ирина Гришина – руководитель направления профориентации и развития подростков образовательной компании MAXIMUM Education.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте