search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области
0

Ирина Евдокимова, Московская область: Знания на грани нервного срыва.

Проблемы управления школой всегда неразрывно связаны с работой ее руководителя. Достижения школы, ее имидж, привлекательность или непривлекательность для родителей – заслуга всего коллектива, провалы – «заслуга» только директора…

Если школа привлекательна для родителей – это хорошо, но возникает серьезная проблема: многие родители хотят, чтобы ребенку дали максимальный багаж знаний, который понадобится для продолжения образования, а также для будущей профессиональной деятельности. В современном стремительно меняющимся мире это сделать практически невозможно, а действовать по принципу «чем больше, тем лучше» (родители, например, хотят: два иностранных языка, углубленный русский и математику, информатику, риторику и т.д. и т.п.)… опасно. Во-первых, неизвестно, как это скажется на психике и здоровье ребенка, во-вторых, может оказаться, что всё «мимо цели» – за десять лет учебы мир изменится до неузнаваемости, в-третьих, позиция «ну это же должен знать каждый культурный человек!» мне кажется ошибочной.

Но вернемся к нашему первокласснику, который радостно ходит в школу и не подозревает, что результат его образования – это услуга и товар, за который он расплачивается своим потраченным временем, жизненными силами, а часто еще и… родительскими деньгами. И неизвестно, что из изученного в школе пригодится в жизни, а затраченное (впустую?) время не компенсируется… Соответственно, директор школы должен настроиться и настроить весь коллектив так, чтобы максимально продумать и решить, как помочь ребенку получить знания и не получить нервный срыв, научиться учиться и одновременно социализироваться в обществе.

Поэтому, мы не можем продолжать измерять образование по принципу «сколько часов/недель/месяцев ушло на данный предмет?». Закономерно, что при увеличении количества часов на предмет вдвое, качество подготовки учащихся тоже возрастет, но не более чем на 10-15 процентов – иными словами, просто увеличивая нагрузку на ребенка, мы не улучшим качество.

Сейчас многие учителя сетуют на слабую память учащихся, что также имеет свое объяснение: современные информационные технологии обесценивают попытки нагружать память, так как нужные данные всегда можно найти в Интернете. Соответственно, при максимально возможной модернизации школы директору нельзя забывать и о «примитивных» меловых досках, и о бумажных учебниках. Как показывает практика, наличие в школе открытого Wi-Fi нередко негативно сказывается на работе учащихся (зачем мыслить самому, если можно воспользоваться достижениями других?).

А теперь – к родителям, которые привели свое чадо в школу: часто они не могут понять, что двадцатилетний разрыв со времени их обучения, опыт которого они часто принимают за единственный критерий истинности, заметно изменился, изменились и цели, и содержание образования, появились новые общественные потребности. Нередко родители за критерий школьного благополучия или неблагополучия принимают и «отметки», которые затем становятся причиной максимального количества конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Но к безотметочному обучению и качественной оценке знаний они тоже не готовы…

К сожалению, и престиж учителей в обществе по-прежнему оставляет желать лучшего, а образовательный уровень современных родителей только растет – отсюда недоверие к школе и учителю. К тому же родителей, хорошо осведомленных о своих правах, может не устроить в учителе всё: возраст, пол, внешность, образование, личные качества, даже уровень материального положения, на который учитель может нередко повлиять только ценой собственного нервного срыва из-за колоссальных перегрузок… При этом директор школы должен суметь убедить родителя (иногда даже работающего в местном образовательном ведомстве), что учитель со средним педагогическим образованием и 25-летним опытом работы даст его ребенку в начальной школе гораздо больше, чем некто со степенью доктора педагогических наук. Поверьте, так оно и есть…

Часть родителей при этом считает, что школа хороша только тогда, когда после ее окончания ребенок может легко поступить в «топовый» вуз. Убежденные и целеустремленные мамы и папы даже готовы принять любые условия (дополнительные «платные» предметы, спонсорская помощь, чрезмерная учебная нагрузка на учащихся и т.д.), если школа гарантирует поступление в те вузы, которые соответствуют рейтингу родительских ожиданий.

Но социологические исследования показывают: набор учебных предметов, принятых сегодня на вооружение в школах, к сожалению, не совпадает с интересами молодых людей (опять вспоминаем про лаг в 20 лет – разница между временем учебы родителей и детей). И директору требуется определенная смелость и прозорливость, чтобы ввести предметы (хотя бы в рамках внеурочной деятельности), которые не отпугнут родителей, но заинтересуют учащихся, помогут им развиваться в правильном направлении и пригодятся во взрослой жизни.

Всё это, а также оснащение и обновление материальной базы, заключение договоров и осуществление закупок, участие в общественных мероприятиях и многочисленных заседаниях, написание бесконечных бумаг и заполнение масштабных отчетов лежит на плечах директора школы. И очень жаль, что в сутках только 24 часа, потому что дома нас ждут родные и близкие, которым мы тоже очень нужны!

Об авторе

Ирина Константиновна Евдокимова – директор школы №5 г. Реутова (Московская область), член жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте