В залах Государственного Исторического музея открылась выставка «Крестьянский мир в русском искусстве», составленная из экспонатов Государственного Русского музея. Крестьянство предстает перед посетителями в двух аспектах: крестьяне как создатели художественной среды своего обитания и крестьянство и его быт как объект изобразительного искусства в работах национальных художников.
Идея раскрыть широкой общественности красоту и художественные богатства изделий крестьянского труда принадлежит их собирателю и исследователю В.Воронову (1887-1940). В 1929 году Василий Сергеевич организовал выставку «Русское крестьянское искусство» в Историческом музее. Впервые представленные на ней изделия – домашняя утварь, крестьянская одежда, элементы расписного и резного домового декора – предстали не как образцы материальной культуры, а как произведения искусства. До той поры они в таком качестве не воспринимались, но постепенно отношение к крестьянскому искусству стало меняться. Сегодня оно хотя и признано специалистами неотъемлемой частью национальной культуры, но находятся на периферии внимания общественности и государственной политики. После длительного перерыва – в 85 лет – российской общественности решили напомнить об истоках нашего национального искусства два главных музея страны – Государственный Исторический и Государственный Русский.
В этой связи хочется сказать несколько слов не только о самом народном искусстве, но и о его творце – крестьянстве. «Хлеб – всему голова», – сказано нашими предками, но и в рационе современного россиянина он остается на тех же позициях. Этот продукт испокон веков создавался трудом крестьянина. В современном языке слово «крестьянин», согласно Ожегову, – «тот, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец». Русскому народу, взятому в его целом, рассуждает национальный корифей Менделеев, обладающему большим количеством земли, способность к сельскому хозяйству исторически привычна, но обращает внимание на российскую специфику: преобладающее большинство русских земель значительную часть года должно оставаться без обработки. Крестьяне не имеют возможности применить свой труд в течение 6-8 месяцев. Отсюда особенность русского земледелия и название русской работы – страда.
Страда есть в подлинном смысле страдание. Труд у нас и считается страданием, наказанием – не утешением, не радостью, не потребностью, как должно быть, по мысли Менделеева, в стране, в которой галушки не валятся с неба. Глядите кругом, приглашает он, много ли труда делается у нас с любовью? Только надобность заработка дает у нас труд, только страх призывает к нему, а жажды и жадности труда нет, оттого ни избытка, ни сбережений еще не видно.
С.Швецов в своей книге о дореволюционной Сибири приводит любопытный диалог с крестьянами, переехавшими с плодородных земель в другой край, где земли победнее. На вопрос, почему они оттуда выселились, ответили: «А потому, что хлеб задавил!» – «Как «хлеб задавил»?» – «А так: урожай 250 – 300 пудов на десятину, а хлеба девать некуда, самая лучшая пшеница 50 коп. за пуд, да и той никто не берет. Тут как жить будешь? Поневоле уедешь, хоть и хорошо там».
Эта же проблема реализации стоит и сегодня перед нашей страной. В 2001 году страна получила рекордный урожай зерновых. Но радости ответственным за сельское хозяйство это не принесло, а только дополнительную головную боль. Как реализовать полученные излишки?
Качество нашей пшеницы не конкурентно среди высокосортных разновидностей на мировом рынке. А среди фуражных кормов большая конкуренция. Чтобы реализовать «свалившиеся с неба» в буквальном смысле слова лишние тонны зерна, требуется затратить дополнительные усилия и хозяйственную изворотливость. Если хранить излишек, то тоже хлопотно: нужны резервные складские помещения. Налицо разнонаправленность интересов: доходы получит государство, а усилия требуются от них, чиновников. Какой выход?! Ориентироваться на заграничные поставки. Чиновникам меньше проблем, когда государство закупает зерно – это накатанный путь. Общественность стала забывать, что Россия на протяжении веков была аграрной страной и торговала зерном на мировых рынках. Кроме экономических последствий, эта забывчивость сказывается и на нашей исторической колее, которая размывается ходом перестроечных шагов.
Замена единства на одинаковость
Для современного этапа развития цивилизации характерной и объективной чертой является глобализация. Под этим понятием объединены процессы, которые охватывают всю нашу планету и касаются всей жизни землян. Разнообразие культур, этносов, социально-государственных устройств, языков отражает в себе разнообразие социально-исторических траекторий развития тех или иных народов, но под прикрытием прививки «общечеловеческих ценностей» начинает утверждаться система ценностей одного народа или общества. После краха гитлеровского плана на мировое господство современные претенденты отвергают путь военной агрессии. Они прибегают к другим методам, предлагая унификацию всех форм социально-экологического и культурного бытия под свой «образец», якобы единственно правильный.
Книга лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица «Глобализм: тревожные тенденции» содержит разногласия и различные подходы к проблеме глобализации и предлагает различать глобализацию как объективный процесс и как политику глобализации. А в рамках последней политику глобализации, проводимую администрацией США. Если поддерживать усилия сегодняшнего мирового лидера на «общечеловеческие ценности», то вместо единства человечества получим одинаковость.
Представляете себе результаты глобализации по-американски? В какую бы страну ни приехал – все питаются в макдоналдсах, одеты в джинсы, пьют кока-колу, архитектурный пейзаж сведен к стеклобетонным небоскребам, досуг организован по-голливудски. Жизненная энергия, подпитываемая в фитнес-клубах и с помощью пищевых добавок, будет расходоваться на достижение финансового успеха. Ведь именно он является главной ценностью американской цивилизации. Успех глобализации по-американски принесет в другие страны все, чем располагает лидер. Не надо будет тратить деньги на путешествия, так популярные сегодня, потому что исчезнет желание, куда бы то ни было ездить: везде одно и то же. Особенности народного быта в других странах, национального характера создают интерес и именно этим «не общим выраженьем» лица привлекают к себе заграничных туристов, питая чужестранцев свежими эмоциями и впечатлениями, одновременно принося доход в национальную казну.
Животворные лучи
Палитра культур «сканирует», по выражению русского публициста и социолога Н.Данилевского, ландшафтно-географические, температурно-климатические условия воспроизводства жизни человечества и живого вещества на Земле. Игнорируя эти истоки, мы теряем и самих себя, особенности русской культуры. Это не значит, что нужно скатываться в другую крайность – абсолютизировать «русское своеобразие». Именно это подчеркивает в своих «Заметках о русском» Д.Лихачев: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других». К числу таких «акцентов» прежде всего надо отнести присущее русской культуре предпочтение «гуманизма» перед «эстетизмом». Западноевропейские исследователи русской культуры признавали, что «русские сводят мир к человеку и упорно оценивают мир с человеческой точки зрения». Эта особенность, присущая и живописи, и литературе, и музыке, и театру России, накрепко сплавляет их в единую национальную культуру, насыщая ее общими гуманистическими идеями.
Будучи до 1920 г. самым многочисленным сословием, русское крестьянство было основным создателем народного творчества и внесло огромный вклад в создание национального искусства. Народная мудрость отметила: «От крестьянской работы не будешь богат, будешь горбат». Но, осознавая тяжесть своей доли, народ в то же время не отчаивался, в долгие месяцы суровой зимы его спасало творчество. Крестьяне украшали свой быт, доставляя себе эстетическую радость, праздник для души и черпали в творчестве жизненные силы. Произведения, экспонируемые на выставке «Крестьянский мир в русском искусстве», напоминают нам о нашей самобытной культуре, жизненной стойкости наших предков, помогавшей им преодолевать беспросветность повседневности. Работы народных талантов подтверждают слова Ф.Достоевского: «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить». Оно раскрывает идеалы, к которым народ стремится.
Народное искусство развивалось как художественная обработка утилитарных предметов (расписной и резной домовый декор, утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда, украшения, игрушки) в виде домашнего ремесла, удовлетворявшего нужды крестьянской семьи и жителей ближайшей округи, и небольших ремесленных центров, обслуживающих своими изделиями ограниченный круг людей. Талантами народных умельцев создается часть предметной среды, окружающая человека и эстетически ее обогащающая. Каждая губерния России имела свой индивидуальный почерк в художественной обработке утилитарных предметов, стихийно возникали центры декоративно-прикладного искусства, составившие в совокупности палитру народного творчества.
В Толковом словаре Владимира Даля: крестьянин – крещеный человек, мужик, землепашец или земледел, селянин, поселянин. Поэтому выставку открывают четыре иконы, в одной из них – «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре» – святые выступают как покровители лошадей. Вот что говорится в аннотации к выставке: «В бытовом жанре тема жизни крестьянства главенствовала с ХVIII века, то есть с момента его зарождения в России. Она в значительной мере повлияла на развитие других жанров, и прежде всего портретного и пейзажного. Художники первых картин из жизни «поселян» не изображали труд. Их занимали сельские праздники, крестьянские трапезы и свадебные сговоры.
К числу самых ранних картин о русской деревне принадлежит холст «Крестьянская пирушка» (конец 1760 – начало 1770-х) А.И. Вишнякова (?). Напоминающее театральную сцену полотно несет печать своего времени – «галантного века».
Венецианов – этап в развитии русской живописи
Тему крестьянского труда прочно утвердил в живописи А.Венецианов (1780-1847). Сын московского купца, занимающегося, в частности, продажей картин, Венецианов рано начал увлекаться живописью, «списывая предметы с натуры». В 1802 г. переехал в Петербург, где брал уроки у крупнейшего портретиста того времени В.Боровиковского. Служит в Департаменте почт и затевает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Но карикатуры настолько остросатиричны, что навлекают гнев Александра I, и издание закрывают. В середине 1810-х Алексей Гаврилович выходит в отставку, покупает имение в Тверской губернии, и большую часть времени живет в деревне. Перед ним открывается мир крестьянской жизни и русской природы. Победа в войне 1812 г. вызвала в обществе интерес к народной теме, обострила вопрос о судьбе русского крестьянства, отдавшего свою жизнь за Отечество, но оставшегося в подневольном, рабском положении. Художник создает целую галерею крестьянских образов, которые ему хорошо знакомы, он видел и наблюдал их каждый день. Они разные по облику и характеру, но для портретиста важно раскрыть их моральную чистоту и донести до зрителя истинное человеческое достоинство. В его полотнах – бытовые темы крестьянской жизни и национальные характеры. Впервые произведения Венецианова появились на публичной выставке в Академии художеств в 1824 г. В академическом искусстве господствовала тогда историческая живопись с ее культом героя. На выставках академии посетители привыкли видеть большие композиции с полными драматического действия сценами из мифологии, из истории и Библии. Поэтому представленные на выставку работы Венецианова академия отнесла к низшему жанру. Но в селе Сафонково Тверской губернии он организует школу, где учит рисованию и живописи учеников, взятых преимущественно из крепостных. Он рассматривал свою деятельность как общественный долг, связывая искусство с просветительством, и писал: «Искусство рисования и сама живопись суть не что иное, как орудия, содействующие… просвещению народа».
Драгоценная ноша национальной культуры
Еще один «акцент» русской культуры – синтетичность, на которую обратил внимание А.Блок: «Русскому художнику нельзя и не надо быть «специалистом». Писатель должен помнить о живописи, архитектуре, музыке. Бесчисленные примеры благодетельного для культуры общения …у нас налицо… Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга – философия, религия, общественность, даже политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры». Подтверждением этих проникновенных слов является период с начала 1860-х годов. Подготовка знаменитых реформ, в частности отмена крепостного права, в центре внимания российской общественности. Крестьянская тема становится главной для всех видов отечественного искусства – литературы, живописи и музыки. Художники поэтизируют положительные моменты, бичуют и обличают пороки правящих классов, часто идеализируют бедняков. В представленных на выставке картинах этого периода – Ф.Васильев «Деревня» (1869) и П.А.Суходольский «Крестьянский дворик» (1863) – отражены ужасающая бедность и разруха народного быта.
В следующие два десятилетия крестьянская тема расцветает в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. Зритель знакомится с ранним И.Репиным (1844-1930). Его «Крестный ход» (1870) отражает волнующие художника вопросы религиозной веры в среде крестьян, их исступленная жажда чуда и равнодушие духовенства. Печальные моменты из жизни крестьян отражает работа В.Максимова «Слепой музыкант» (1884), но они сменяются мотивами красоты и изобилия родной земли – И.Прянишников. «Возвращение с ярмарки» (1883), Г.Мясоедов. «Страдная пора (Косцы)» (1887).
Художников начинает интересовать уже не нищета и бесправие их героев, а красота их лиц и традиционных нарядов, раскованная пластика движений. Появляются работы, отражающие мир народных сказок и поверий, старых национальных традиций. Многие ищут новые средства выразительности, «отрадного». Кризис народнических идей нашел отражение и в искусстве. От бичевания язв общества художники переходят к пленэрной живописи. Развитие искусства начинает определять поколение И.Левитана – В.Серова – В.Коровина.
Заканчивается ХIХ век, в котором еще успевают проявить себя и художники, придерживавшиеся заветов народничества и повествовательной сюжетной живописи, – Н.Касаткин. «Осиротели» (1891) – и группа их сверстников, тяготеющих к импрессионизму, писавших бессюжетные жанры в пейзаже широкой кистью – А.Архипов. «Рыболов (На реке)» (1898).
Новый – ХХ век – начинается кровопролитной японской войной и первой русской революцией 1905-1907 гг. В отечественной живописи тоже поиски нового подхода к отражению действительности. Появляются авангардисты. Среди них – Гончарова, Малевич, Филонов, которых привлекает жизнь русской деревни. Картина Н.С. Гончаровой «Уборка хлеба. 1908. Бабы» (1910) не содержит никакого повествования или действия. Застывшие фигуры крестьянок изображены плоско и мощно. В их позах как бы сгусток длящихся веками движений, ставших ритуалом, полным глубокого религиозного смысла. К.Малевич свой беспредметный холст «Красный квадрат» (1915) называет «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Облик крестьянина в работе П.Филонова как бы пронизан окружающим пространством, оно входит в него своими элементами.
В это же время свой расцвет переживает неоклассицизм, ориентированный на искусство эпохи классицизма и ампира. Младшие «мирискусники» – Б.Кустодиев и З.Серебрякова в среде крестьянства находят естественность, гармонию и духовное здоровье, крупным городам предпочитая сельский мир.
Новый общественный строй после октябрьской революции сказывается на судьбе деревни. Погруженные в раздумья крестьяне у С.Герасимова и фигуры крестьян без лиц у Малевича были своего рода предчувствиями трагических судеб русской деревни: на рубеже 1920-1930-х она понесет многомиллионные потери во время «ликвидации кулачества как класса».
В советской действительности появляются новые формы организации крестьянского труда – колхозы. Это находит отражение и в работах художников. Как и все виды искусства, живопись в этот период формирует тип нового положительного героя – человека открытого, ударника труда, активного общественника, непримиримого к недостаткам жизни. Таковы картины С.Дымшиц-Толстой «Председатель II съезда колхозников-ударников Е.Федорова» (1935-1938), А.Пахомова «Портрет ударницы Молодцовой» (1931), А.Дейнеки «Колхозница на велосипеде».
Представленные совместно работы станкового и декоративно-прикладного искусства раскрывают взаимосвязь и место каждого из них в жизни общества. В то время как станковое искусство, название которого происходит от присутствия станка (мольберта, скульптурного станка) в работе художника, носит самостоятельный характер и не имеет прямого утилитарного или прикладного назначения, произведения декоративно-прикладного искусства наиболее полно раскрывают свое содержание в ансамбле, для эстетической организации которого они созданы.
Технический прогресс с помощью радио и телевидения обеспечил человечеству возможность быть в курсе событий, происходящих в мире, в том числе и культурных. Насыщенный информацией досуг оттеснил от творчества подавляющее число людей, они стали зависимыми от индустрии развлечений, так же как от индустрии питания. Много говорим о свободе, в то время как насаждение клишированных образцов интернациональной «культуры» низводит творческий потенциал многомиллиардной телевизионной аудитории в разных странах к рабской зависимости от низкопробных образцов масскультуры.
«Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни» (В.О.Ключевский). Трудную душевную работу каждого в поисках указанных известным русским историком ценностей мы заменяем суетой, подобно людоедке Эллочке.
Завершая рассказ о выставке «Крестьянский мир в русском искусстве», необходимо отметить, что она отражает и поступь нашего времени. Конкретный грандиозный проект реализовался силами новой организационной структуры – Попечительского совета – на средства, предоставленные генеральным спонсором – ОАО «РОСНО» и спонсорами музея: ОАО «Внешторгбанк», Бритиш Американ Тобакко Россия, Финансовая корпорация «УРАЛСИБ», ОАО «НОВАТЭК». Это отрадно, что российский бизнес поддержал важную для нашего самосознания акцию да еще дополнил экспозицию современными дизайнерскими и электронными технологиями кино- и фотоматериалов. Но нужен следующий шаг, направленный на привлечение посетителей в музеи. А для этого хорошо бы арсенал PR-технологий, удачно применяемый в предвыборных политических баталиях, переключить на культурные мероприятия. Национальное не надо выпячивать как превосходство над другими народами, но его надо знать, чтобы чувствовать себя равными среди других народов.
Комментарии