search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Инженерный клуб

Как технология становится трамплином для самоопределения

Педагоги все чаще сталкиваются с родительской тревожностью в отношении того, что дети посвящают все больше времени компьютерам и смартфонам, при этом сокращается время прогулок, живой коммуникации. Какие условия нужно создать в современной школе и какие инструменты использовать, чтобы остановить соскальзывание мира детского взросления в гиподинамичное одиночество бесцельного потребления медиаконтента, притом что есть спрос на трудовые навыки? Одним из важнейших инструментов в современной школе может стать предмет «Технология».

Важны soft skills: самоопределение, работа в команде, планирование своего времени и многое другое. Личностные результаты обучения крайне ценны, они показывают ориентацию на человека. Но как сделать так, чтобы индивидуальные интенции становились частью общего? В основе обострения между общим и индивидуальным в современной школе, на наш взгляд, лежит основная причина, которая заключается в том, что современный окружающий мир имеет характер бесконечной вариативности и информационной доступности, в нем образовательная роль школы в процессе взросления ослабевает, распределяясь на других агентов влияния вне системы образования. И в условиях крайне быстрой изменчивости мира вопрос универсальности компетентностного ядра ученика, которое бы позволяло уверенно себя чувствовать школьнику в реальности социально-экономических взаимоотношений завтра, где окружающий мир требует брать ответственность на каждом этапе, в каждый момент взрослой жизни, становится ключевым.

Современный школьник ищет возможность и требует права самостоятельно решать, какое содержание ему наиболее важно и интересно. Чтобы не обострять напряжение между всеобщими требованиями к образованию и индивидуальными потребностями, можно пойти по пути реализации на школьном уровне модели смешанного качественного предпрофессионального и дополнительного образования, которая внутри себя имеет вариативные и гибкие стратегии, направленные на самоопределение, тем самым выстраивает новое школьное технологическое образование.

Поскольку рынок рабочих специальностей стабильно открыт, то общее образование должно брать на себя ответственность в решении задач профилизации и профпропедевтики. На современном этапе развития образования школа обязана создавать такие условия для формирования у подрастающего поколения базовых профессиональных навыков, которые могут помочь им после окончания школы выйти на рынок самозанятости и реализовать свой потенциал.

Технология становится активным аттрактором разного опыта раннего профессионального самоопределения школьников.

Школа №2103 взяла курс на развитие инженерной составляющей. Отчасти это произошло из-за усиления инженерного образования в рамках проекта «Инженерный класс». Наш инженерный клуб объединил школьников с 6‑го по 10‑й класс. Создание инженерного клуба вращалось вокруг одной идеи: собрать в одном месте детей, мотивированных на инженерное творчество и изобретательство. При этом основой работы клуба была идея объединения школьников в разновозрастные группы, которые бы в режиме коллективной работы разрабатывали тот или иной инженерный проект.

Система дополнительного образования выявляет точки индивидуального роста детей, ставя задачу их содержательного и предметного усиления через предмет «Технология», предъявляя к предмету ясные требования. Эта модель показала, как личное заинтересованное участие в творчестве и коллективная работа в проекте в рамках решения возникающих внутрипроектных задач создают у школьников основание для осознанного и мотивированного дальнейшего освоения предметного содержания и постановки индивидуальных образовательных целей в рамках задач персональной профилизации.

Для эффективной реализации модели был изменен важный инфраструктурный параметр. А именно было осмысленно и оправданно повышено качество оснащения кабинетов технологии школы, созданы отдельные самостоятельные проектно-производственные пространства для проведения исследований: инженерная лаборатория старшей школы и робототехническая лаборатория в младшей школе, кулинарная студия в подростковой школе. Именно такой подход, с нашей точки зрения, перспективен для модернизации технологического образования в школе.

Задачи, которые решаются в системе дополнительного технологического образования, ориентированы на формирование мульти- и метанавыков в полипредметности, направленных на проектный образ организации учебной работы со стороны как учащихся, так и педагогов.

Алексей ЛАПКОВ, директор школы №2103, кандидат педагогических наук;
Дмитрий ЗАХАРЖЕВСКИЙ, педагог дополнительного образования, руководитель инженерного направления школы №2103

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте