Компьютером в школе уже давно никого не удивишь. И даже целыми компьютерными классами. И то, что мало-помалу к мировой информационной Сети подключаются все новые и новые образовательные учреждения, тоже воспринимается как само собой разумеющееся. Но скептики частенько заявляют, мол, если процесс этот был инициирован из Москвы, то «до северных морей» он доберется ой как не скоро – только после того, как полностью оснастят техникой центральные районы страны. Так ли это? Действительно ли Магаданская область в силу удаленности от центра обречена и здесь быть последней? С этими вопросами мы обратились к Дмитрию ТАРАНЦОВУ, заместителю начальника Управления образования администрации Магаданской области.
– Дмитрий Стефанович, на каком этапе сейчас находится процесс компьютеризации школ Магаданской области?
– Если коротко – на этапе практической завершенности. Кроме существующей федеральной программы компьютеризации сельских, поселковых и городских школ мы разработали свою собственную, областную программу. И в течение последних трех лет очень активно занимались ее реализацией. На сегодняшний день самое современное компьютерное оборудование есть в каждой школе области. Тот федеральный норматив, который определило Министерство образования – на 80 учащихся один компьютер, – мы далеко обошли. Посудите сами: на 80 школ области приходится порядка 600 единиц компьютерной техники. Поэтому сейчас главная задача – заменить то оборудование, которое было поставлено еще в 90-е годы и не соответствует современным СанПиНам.
– Если не секрет, откуда у вас такие возможности?
– C 2001 года мы очень тесно сотрудничаем с Минобразованием в рамках упомянутых федеральных целевых программ. На условиях софинансирования вкладывали свои бюджетные деньги. Кроме того, выделялись и внебюджетные средства, этому в свое время активно содействовал губернатор области Валентин Цветков. Как вам известно, Магаданская область – особая экономическая зона. Используя эти возможности, мы стали здесь, на месте, проводить торги, конкурсы, и свои же поставщики обеспечили нас компьютерами по ценам заметно ниже тех, что предлагал центр. Помимо федерального и областного бюджета за счет внебюджетных средств мы закупили компьютеров на 25 миллионов рублей. Другими словами, нам удалось на территории области привлечь все источники финансирования для реализации задуманного.
– Некоторые считают, что наши педагоги в основной массе не готовы к использованию компьютера и интернет-технологий в образовательном процессе. Насколько это справедливо по отношению к Магаданской области?
– Разумеется, соответствующая подготовка педагогического состава – это главное. Поэтому, прежде чем начать оснащение школ, мы дали задание институту повышения квалификации начать обучение (или переобучение) учителей. В обязательном порядке через эти курсы прошли преподаватели не только информатики, но и всех других предметов – как минимум по одному представителю от методколлектива предметников школы. На сегодняшний момент примерно 70% обладают знаниями и умениями по применению дорогостоящей техники на своих уроках.
– Согласитесь, компьютер без программного обеспечения – всего лишь «железо». Как решается вопрос снабжения школ электронными учебниками?
– Комплект из двадцати компакт-дисков, содержащих набор обучающих программ, был поставлен в каждую школу вместе с оборудованием. Кроме того, мы постарались изыскать средства для снабжения школ и другими электронными продуктами. Нужно тем не менее понимать, что на сегодняшний момент у нас нет возможностей самим на месте создавать какие-либо конкурентоспособные программы, равно как и тиражировать имеющиеся. Поэтому будем решать эту проблему, опять-таки централизованно, через Министерство образования, на условиях софинансирования.
– Школьные библиотеки – отдельный разговор?
– Да, у нас подписано соглашение с Минобразованием о компьютеризации в 2004 году всех школьных библиотек, снабжении их электронными каталогами, медиатеками и т.д. Свои 50% суммы по договору мы уже проплатили, уверен, встречные действия не заставят себя долго ждать.
Другая задача, которую мы начали выполнять с 2002 года – подключение школ области к сети «Интернет». И планировали завершить ее к 2003 году. Но, к сожалению, как оказалось, не все зависит от нашего желания и даже от финансовых возможностей. Дело в том, что, согласно заключению экспертов Министерства связи, наши коммуникационные сети имеют ограниченные пропускные способности. Поэтому школы в отдаленных районах подключить, конечно, можно, но качества связи не будет никакого. Как в анекдоте: «Связь есть?» – «Есть. Но не работает».
Тогда мы попытались 13 отдаленных школ подключить к мировой Сети через спутник. Надо сказать, это очень дорогое удовольствие. Но стараниями двух министерств – связи и образования – все для этого уже было найдено: и средства, и подрядная организация, которая бралась установить оборудование. Все, кроме… спутника. Как выяснилось, здесь, на Дальнем Востоке, существует своего рода «белое пятно» – огромная территория, над которой спутник связи не летает. И Магадан здесь не одинок, это касается части Хабаровского края, Чукотки и т.д. Выход один: запустить такой спутник, траектория полета которого пролегала бы над нашим регионом. Проблему эту планируется решить в самое ближайшее время.
На данный же момент 52% всех образовательных учреждений области все же имеют выход в интернет. Пока это все, что нам позволяют технические возможности коммуникационных сетей.
– Хорошо, допустим, все школы и библиотеки подключены к мировой Сети. Но здесь уже начинаются другие проблемы: кто будет оплачивать интернет?
– Конечно, в муниципальных бюджетах средств на это нет и не предвидится. Наверное, можно было бы пойти по проторенному пути: сдавать интернет в аренду, то есть предложить населению что-то вроде дополнительных платных услуг – во внеурочное время, конечно. А из полученной прибыли оплачивать собственные расходы. Но мы решили пойти по другому пути. С 1 сентября текущего года, в соответствии с принятым федеральным законом о внесении изменений и дополнений в закон о финансировании образовательных учреждений в пределах государственного стандарта, начнется целевое выделение средств на выплату заработной платы, учебное оборудование, учебные расходы (а сюда же можно отнести и оплату интернета) из областного бюджета. И главы районных администраций теперь при всем желании не смогут потратить их на другие цели, как это было не раз.
– Очевидно, при распределении средств будет учитываться и количество учащихся в школе?
– Не только. Прежде всего мы должны посмотреть, что это за образовательное учреждение – обычная школа, гимназия, лицей, каков уровень преподавания информатики, насколько активно там используются интернет-технологии и т.д. Вполне возможно, что одним трех часов работы в Сети в день будет слишком мало, а другим – чересчур много.
– Дмитрий Стефанович, при этом ведь, так или иначе, наверняка учитываются и возможности самих детей и родителей по использованию интернета.
– Не секрет, что многие дети видят компьютер дома гораздо чаще, чем в классе. И по Сети гуляют вполне самостоятельно, без сопровождения взрослых. Так что по большому счету доступ в интернет есть практически у всех – если не в стенах школы, то за ее пределами уж точно. Хотя, понятное дело, все это – за собственные деньги, на которые мы не должны рассчитывать.
– Как я слышал, здесь, в Магадане, уже есть предложения создать локальные сети, которые, в частности, объединили бы образовательные учреждения города.
– Да, это довольно интересная идея. Но мы все же должны сначала завершить то, что запланировали, – создать до 2005 года единое информационное поле для всех образовательных учреждений области.
– Что может нарушить благоприятный ход событий, помешать вам реализовать намеченное?
– Крайний вариант – прекращение финансирования упомянутых программ. Но ведь очень важно также понимать, что компьютеры и программы для них нуждаются в постоянном обслуживании, обновлении, они очень быстро устаревают и морально, и физически. Ни в коем случае нельзя затягивать с поставкой во все школы электронных учебников, ведь без них дорогостоящая техника не может быть использована в полном объеме.
Комментарии