В отечественной педагогической традиции есть личность, самой своей судьбой призванная объединить в себе прошлое, настоящее и будущее российского образования, связать дореволюционную российскую, советскую педагогику и педагогику российского зарубежья, интегрировать педагогику с философией, психологией, культурологией, этикой, социологией и политологией. Это Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) – крупнейший отечественный философ, политолог, правовед, этик, литературовед и лингвист, педагог и психолог, историк образования, видный общественный деятель российского зарубежья, ученый с мировым именем.
Причудливая линия судьбы
Сергей Иосифович родился 16 (28) августа 1887 года при необычных, но нередких в тогдашней России обстоятельствах. Его отец Иосиф Владимирович Гессен был сосланным в Усть-Сысольск Вологодской губернии студентом-юристом, а мать Анна Макарова (по национальности коми) – дочерью хозяина квартиры, где проживал ссыльный студент.
Под давлением родителей молодая мать отказалась от ребенка. Мальчик переходил из одной семьи ссыльных в другую (с двух до девяти лет прожил в Одессе), пока наконец отец не забрал сына в свою большую семью, где Сергея приняли как родного. Это в значительной степени определило его дальнейший путь. Учеба в 1‑й петербургской гимназии очертила первоначальный круг его интересов – философия, история, литература. Семейное окружение, влияние отца, видного деятеля партии кадетов, ученого-юриста, издателя, общение с друзьями – единомышленниками отца по кадетской партии обусловили демократическое мировоззрение юноши. Обозначившиеся способности получили свое развитие и обогащение во время учебы в Германии на философском отделении Гейдельбергского, а затем Фрейбургского университетов (1905-1909).
Путь в педагогику
После возвращения на Родину С.И.Гессен начинает в 1914 году свою педагогическую деятельность на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Он также ведет занятия в известной частной женской гимназии М.Н.Стоюниной, в Петер-шуле, где читает лекции по логике, педагогике, психологии.
Дальнейшее становление и развитие педагогической системы С.И.Гессена происходило уже в драматичной обстановке Гражданской войны.
Сначала Сергей Иосифович руководил историко-философским факультетом Томского университета, который называли сибирскими Афинами за его благодатную научную и культурную атмосферу. Здесь он создал не потерявшую свей актуальности концепцию университетского педагогического образования как новой научно-образовательной системы, дополняющей классический университет. В учебные планы им были введены курсы педагогики, психологии, гигиены, физического воспитания. Он активно сотрудничал со студентами, поддерживал идеи автономии и академических свобод.
В 1920 году С.И.Гессен стал профессором кафедры педагогики Петроградского университета, читал лекции по введению в философию в Педагогическом институте имени А.И.Герцена.
В декабре 1921 года Гессен по льду Финского залива вместе с женой и двумя сыновьями перебрался в Финляндию, где уже находились его отец и единокровные братья. Так для Сергея Иосифовича началась эмиграция, из которой мыслитель вернулся на Родину только благодаря своим работам.
Три цвета жизни
Можно выделить три периода зарубежной жизни Сергея Иосифовича, и связаны они с городами и странами, где ему пришлось волей судьбы обитать: берлинский (1922-1923), пражский (1923-1935) и последний пятнадцатилетний – варшавский и лодзинский (1936-1950). И каждый из этих периодов знаменовался не просто территориальной спецификой, но крупной вехой в становлении и развитии педагогической системы С.И.Гессена.
В Германии Сергей Иосифович, невзирая на скромное материальное положение и бытовые условия, самозабвенно погружается в научную деятельность. Два года, проведенные в берлинских библиотеках и насыщенные напряженной интеллектуальной деятельностью, принесли свои плоды. В 1923 году вышли в свет фундаментальные «Основы педагогики», которые сразу сделали его имя широко известным. Кроме чисто научных результатов издание привело и к переменам в судьбе Гессена. В 1923 году его пригласили в Прагу в качестве профессора педагогики Русского высшего института имени Я.А.Коменского.
В Чехии С.И.Гессен стал признанным лидером русского педагогического зарубежья и очень значимым деятелем в эмигрантских кругах. Наряду с педагогическими проблемами мыслитель занимался философскими, политологическими исследованиями, литературоведением и структурной лингвистикой. О масштабе и значимости научной деятельности Сергея Иосифовича в это время красноречиво свидетельствует проблематика его выступлений. На международной конференции в Праге он делает доклад «Мир через школу», на VIII Международном философском конгрессе – «Принцип всеобщности в педагогике». Гессен участвовал в конгрессах по вопросам образования взрослых в Англии.
С 1936 году начинается завершающий (пятнадцатилетний) период жизни С.И.Гессена в Польше. Это было для мыслителя временем мощной научно-педагогической активности и плодотворности, признания его как видного ученого-педагога. Гессен органично вписался в национальную педагогику Польши, сыграл важную роль в развитии польской школы и науки. Складывается его новая семья, в которую вошел и его младший сын Дмитрий, ставший позднее известным польским русистом, одним из авторов Польско-русского словаря.
Начавшаяся с нападения нацистской Германии на Польшу Вторая мировая война резко негативно изменила жизнь С.И.Гессена. Убежденный противник фашизма, он преподавал в организованных Сопротивлением подпольных учебных заведениях – комплетах, дававших знания за среднюю и высшую школу, участвовал в Варшавском восстании. Лишь случай спас мыслителя сначала от отправки в концлагерь, а затем и от расстрела. Его уже поставили к стенке, но пулеметная очередь прошла над головой.
К близким Сергея Иосифовича судьба оказалась неблагосклонна: в концлагерях погибли его первая жена и старший сын, друзья в различных странах. Сгорели рукописи книг, которые С.И.Гессен писал на протяжении всей войны. Вот почему список основных публикаций Гессена по педагогике обрывается 1939 годом.
Однако Сергей Иосифович нашел в себе силы в послевоенное время вернуться к активной научной и преподавательской деятельности. Он заведовал кафедрой педагогики Лодзинского университета, читал курсы педагогики, истории философии, философии воспитания и права. Здесь он собрал вокруг себя молодых талантливых ученых, ставших затем цветом польской педагогической науки (В.Оконь, Т.Новацкий, А.Каминский, В.Щерба).
Свобода и демократия
Научная деятельность С.И.Гессена сосредотачивалась на нескольких основных направлениях: философия воспитания и роль системы образования в современном демократическом обществе, теория обучения.
Первое направление воплощено в работах «О понятии и цели нравственного образования» (1936), «О памяти морального воспитания» (1936), «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (1939). Наиболее полно взгляды ученого по данной проблематике должны были быть представлены в книге «Философия воспитания» (1937). В ней упор делался на философские основы педагогики, прежде всего на приоритет нравственного воспитания. Но уже почти готовая рукопись погибла вместе со всем архивом во время Варшавского восстания.
В целостном виде оценку процесса исторического развития отечественной педагогики С.И.Гессен дал в работе «Русская педагогика в XX веке» (1939). Оригинальным явился замысел той трактовки, которая была положена в основу осмысления ее генезиса, – трансформация коммунистического идеала в образовании. В этом труде он выделил и предметно охарактеризовал основные педагогические течения, действовавшие на протяжении первой трети XX столетия.
Вторым направлением в педагогических работах С.И.Гессена, представленным в статьях «Школа и хозяйство» (1938) и «Школа и демократия на переломе» (1938), было определение миссии школы в современном обществе. Как можно судить уже по названиям, в центре внимания Гессена находился комплекс проблем, связанных с общими тенденциями и механизмами демократизации образования.
По замыслу Гессена, современная школа базируется на принципах равенства образовательных возможностей и демократической всеобщности, единства и целостности и широко понимаемом трудовом начале. Она должна быть доступной для всех, ее содержание – ориентировано на самостоятельный творческий труд, обеспечивающий самоактуализацию личностных потенций детей.
В конце 1940‑х годов мыслитель пишет свои заключительные педагогические работы «В защиту педагогики», «Образование и экономика», «Педагогика и мир экономики», в которых ему удалось реализовать давний замысел изучения феномена связи образования и хозяйства, экономического образования, что оказало влияние на разработку концепции профессионального образования.
Но наиболее значимым являлось участие С.И.Гессена в разработке Всеобщей декларации прав человека. По просьбе Генерального директора ЮНЕСКО совместно с такими мыслителями, как М.Ганди, Ж.Маритэн, П.Тейяр де Шарден, он принял участие в работе Комитета по философским основам прав человека, на который возлагалась задача разработки теоретических основ Всеобщей декларации. Работая в Комитете экспертов, Гессен представил свои соображения по этим вопросам, которые отражены в завершающей прижизненной статье «О правах человека в либерализме, социализме и коммунизме», опубликованной в официальных изданиях ЮНЕСКО на английском и французском языках.
Критическая дидактика
В русле третьего направления научно-педагогической деятельности С.И.Гессеном была подготовлена фундаментальная монография «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики» (1939, издана в 1947‑м), которая стала выдающимся вкладом в дидактику. В ней излагаются сформулированные ученым принципы единой школы, ее цели и задачи, основы организации учебного процесса. В сфере содержания общего образования для С.И.Гессена базовым выступало органичное (целостное) содержание образования, выстроенное на идее самостоятельного и творческого труда.
Но главное, что С.И.Гессеном была всесторонне обоснована сердцевина философско-педагогической концепции критической дидактики, в основе которой находится трактовка образования как педагогики культуры, приобщающей личность к культурным ценностям нации и человечества через творческое разрешение сверхличностных задач. Цель критической дидактики – образование свободной, критически мыслящей личности. По утверждению С.И.Гессена, ценности становятся достоянием личности только в результате активного, самостоятельного и творческого познания личностью окружающей действительности.
В целом можно констатировать, что предложенная С.И.Гессеном концепция критической дидактики явилась наиболее философско, психологически, педагогически, дидактически и методически обоснованной теорией общего образования в отечественной педагогике ХХ века.
Ренессанс Гессена
Сергей Иосифович скончался 2 мая 1950 года в Лодзи, здесь же был похоронен «по православному образу», а затем перезахоронен в Варшаве. Провожая мыслителя в последний путь, известный философ Т.Котарбиньский сказал: «Нас оставил человек редкостного благородства и мудрец, мудрец без сомнения».
После смерти С.И.Гессена долгое время его работы переиздавались только в Италии. Как в отдельных изданиях, так и в 14 томах масштабной серии «Проблемы педагогики», издававшейся под руководством профессора Римского университета Луиджи Вольпичелли в течение более двух десятилетий (начиная с 1939 года), опубликовано более 20 его работ, фактически составлено собрание философско-педагогических сочинений мыслителя. В 1970‑е годы в Вадо-Личуре при учительской семинарии была создана педагогическая библиотека имени Гессена с постоянным центром информации о его творчестве.
С конца 1950‑х годов становится возможной публикация работ С.И.Гессена в Польше. Были переизданы его основные труды. Наиболее фундаментальным изданием стал сборник «Философия. Культура. Воспитание».
Долгим оказался путь педагогического наследия Сергея Иосифовича на Родину. В данной связи характерно, что в советской педагогике 60-70‑х годов ХХ столетия широко использовались труды ученика С.И.Гессена – известного польского педагога В.Окуня, творчески воспринявшего его концепцию критической дидактики, в которой содержалась глубокая и оригинальная теория проблемного обучения. Можно утверждать, что вся советская дидактика в рассматриваемом аспекте (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др.) базировалась на подходах этого польского ученого. Так в опосредованном и «анонимном» виде концепция С.И.Гессена оказала продуктивное воздействие на процесс формирования советской дидактики, более того, в некоторых аспектах определила его развитие. А сам мыслитель, пусть и не без труда, вернулся на Родину.
В 1990‑е годы началось постепенное, но неуклонное возвращение имени и наследия Гессена в российское научное и социокультурное пространство. Это было обусловлено глубиной его трудов, их подчеркнуто междисциплинарным характером, всесторонним знанием состояния и перспектив развития образования в различных странах мира. Но не только. Ему удавалось сочетать глубокий академизм с яркой публицистичностью.
В мировой педагогике ХХ столетия С.И.Гессена можно соотнести только с Джоном Дьюи. Им в равной степени были присущи и методологическая глубина, и мощный междисциплинарный контекст, и истовая вера в то, что образование и воспитание способны усовершенствовать и гуманизировать политические системы, государственные устройства и, конечно, человеческую природу.
В целом, безусловно, Сергей Иосифович Гессен предстает как духовный и интеллектуальный исполин на фоне развития педагогики ХХ века. Это самый крупный отечественный педагогический мыслитель столетия!
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Комментарии