В начале учебного года проектная деятельность стала важным сюжетом для учеников 7‑11‑х инженерных и физико-математических классов и как вид организации учебной работы к середине года начала вовлекать в себя учащихся из вертикалей с иной направленностью. В чем же ее привлекательность?
Если мы говорим про школу как про пространство, где могут жить проекты, особенно серьезные, то, к сожалению, проектированию могут обучить и втянуть в проектную деятельность только люди, для которых проектирование – это норма мышления, жизни и организации профессиональной работы.
Если речь идет об организации массовой проектной работы в школе или если проекты выходят далеко за рамки учебно-предметной деятельности, необходимо вовлечение в школьное образовательное пространство специалистов для наставничества и консультативно-экспертной работы. Проектная деятельность устроена принципиально по-другому, чем предметно-учебная, ставит другие учебные цели, задачи и требует иного способа движения в поле знаний и навыков. Проект и ПД ставят педагога в педагогическую позицию, отличную от принятой в классно-урочной системе.
Исторически было и остается два смысловых подхода к инженерии: англосаксонский, где понятие «инженер» происходит от слова engine – «двигатель», «машина», и французский, где это понятие происходит от слова ingе́n – «изобретательный». Мы приняли именно французский смысл инженерной работы. А изобретать можно везде независимо от предметного знания и от того, при машине ты или нет, про машину ты вообще или в частности. Поэтому, когда возникает понимание, что проектная деятельность – это про придумать, то не важно, в какой области ты придумываешь. Ты видишь проблему, выделяешь задачу и придумываешь решение. В этом смысле ты изобретатель вообще. Изобретать может научить только изобретатель. Изобретать, развернуть на интеллектуальные приключения и свершения мышление. Поэтому педагог-придумщик – это человек с мышлением про все. Оно у него без границ. Этот человек из учителя превращается в провокатора и организатора мышления детей и подростков, их познания окружающего мира. А в мире мышления все возможно.
Есть классические предметы, количество которых зависит от типа вертикали. Есть предмет «Технология», где обсуждаются и разбираются с учащимися начиная с 7‑го класса методы работы с проблемами, выделения и формулирования задач и поиска решений в спектре разных технологий. Есть кружковая работа, в которую втянуты учащиеся инженерных классов, где ведется глубокая работа с проектами, часто выходящими за рамки возможностей учащихся. Проект, как и исходная проблема, всегда больше знаний, умений, навыков и компетенций ученика. Зачастую он даже больше отдельного педагога – организатора проектной деятельности.
Мы объясняем детям, что создание текста, сочинения или эссе не меньшая инженерная работа, чем создание робота. Например, написание фантастического рассказа в стиле Брэдбери на тему будущего нейросетей и искусственного интеллекта – это такая же инженерная работа, как разработка системы анализа видеоданных для распознавания образов. Форма выражения своих чувств и эмоций техническими и художественными средствами фотографии с последующей организацией в школе фотовыставки не меньшая инженерная работа в стиле проектной деятельности, чем реализация VR-проекта по теме виртуализации музейной выставки. В проектной деятельности важно, как учащиеся ставят задачи и находят собственные инженерные решения.
Ребята трудятся над такими проектами, как «Создание фотопанорамного 3D-VR-тура по павильону ВДНХ «Космос и авиация»; «Атмосферный процессор извлечения влаги из воздуха в условиях засушливых районов России»; «Технология производства скейт-досок в домашних условиях из бытовых отходов»; «Создание нового вида бижутерии на основе технологии омеднения органической ткани на примере гальванопластики скелетированных листьев растений»; «Арифметико-алгебраическая линейная форма записи математических выражений и влияние выбранных правил их расчета на конечные алгоритмы»; «QuBall: новый вид командной игры на основе баскетбола, реверси и «Что? Где? Когда?» и др.
Выбор темы проекта – это очень ответственная и сложная процедура. Тут два пути. Один -тупиковый, которым любят пользоваться начинающие проектную деятельность педагоги. Это путь, когда педагог предлагает тему проекта, кажущуюся ему понятной, которую, по его мнению, может реализовать учащийся. Другой путь – понять, как работает мышление будущего проектировщика. Это высший пилотаж. Здесь важно все: что ученик читает или почему не читает, любит путешествовать или нет, любит ли петь или танцевать, какую музыку слушает, что ему не нравится, что его печалит и т. д. Эта работа направлена прежде всего на то, чтобы понять, чем ребенок «болеет», что в нем откликается на действительность, на что он «душевно и духовно звенит», где он натянут как струна из-за воспринимаемого им несовершенства этого мира, от чего ему больно при взаимодействии с окружающим миром.
Там, где больно, и живет проблема. Этот процесс может быть долгим, он требует многоэтапной индивидуальной работы. Но, когда проблема найдена и конгруэнтна учащемуся, он ее уже не отпустит. Потому что это его личная проблема. И даже если все будет плохо – не будет времени заниматься проектом, учащийся заболеет, какая-то иная причина будет мешать продвижению проекта, – он ее не бросит. В отличие от тем или проблемы, выданных учителем. Так же обстоит дело и с проектами типа «поставь эксперимент». Понятные для взрослых эффекты и законы вызывают удивление у учащихся. Здорово, когда предмет удивления совпадает с природой внутреннего трепета! Так, например, эксперименты по акустике, которая слабо преподается в школе, вдруг становятся предметом внимания учащихся, занимающихся музыкой. А баллистика, гидродинамика и механика сплошных сред вдруг становятся интересны спортсменам.
Так, домашние животные становятся источником букета биологических и физических экспериментов. Наблюдение за работой мамы становится источником робототехнических проектов. Анализ гаража дедушки – источником проектов в воздухоплавании, аэронавигации и много чего еще. Вообще провокатором изобретательского мышления и проектной деятельности может выступить что угодно. Здесь важно уметь вставать с учащимися как бы в одну социальную позицию, быть «членом их прайда», быть с ними «одной крови», уметь самому быть подростком, при этом не теряя взрослой позиции.
Как говорил Эйнштейн, нет такого знания, которое освоил один человек, чтобы его не освоил другой. Но должен быть контур употребления. Если его нет, если нет постоянной сложной практики, то все навыки пропадают. Летчик должен постоянно летать, хирург – постоянно оперировать, а организатор проектной деятельности подростков – постоянно жить в шкуре учащихся, купаться в их мире, уметь разговаривать на их языке, при этом уметь увлечь, показывать на своем примере, как надо, оставаясь взрослым. Вся жизнь такого педагога должна иметь характер проектности. Он должен быть всегда готов над чем-то посмеяться, о чем-то рассказать, чему-то научить, рассказать о своих неудачах.
Позиция педагога проектирования – это позиция человека, который сам живет как идея, как проект, как проблема, как задача, как способ решения. Он мечтающий, реагирующий на действительность, зажигающий непознанным, мотивирующий на движение в мир будущего, который, может быть, и будет только таким, каким его захотят видеть те, кто с ним вместе. Организатор проектной деятельности – это человек широкого кругозора, с разнообразными навыками, который владеет разными технологиями работы с подростками, в идеале у него много профессиональных контекстов. Научить этому педагога невозможно. Но можно его вырастить. Однако хорошие организаторы проектной деятельности – это почти всегда не педагоги по базовому высшему образованию, часто это инженеры, академические работники, производственники. Таких людей в школе, к сожалению, не так много. Кроме того, на формирование проектной деятельности в школе оказывает влияние малое количество вспомогательного персонала (мастеров, наставников), что нагружает педагогов неосновной деятельностью.
Каждый проект оригинален и требует тех или иных расходников или специфического оборудования. Даже если школа и может позволить себе что-то приобрести, то сделает это она только у официального продавца. Но что-то из оборудования сегодня не купишь в магазине, потому что его там просто нет, а иногда оно крайне дорогое. Но оно нужно сегодня, иначе многое ставится под угрозу. Дети болеют, устают, участвуют в олимпиадах, пишут контрольные, к которым нужно готовиться, – все это требует времени, и проект становится жестко регламентированной по времени деятельностью. Поэтому, если ее не обеспечивать материалами, оборудованием и расходниками сегодня, завтра можно просто не успеть что-либо сделать или получить скромный результат.
А еще родители учеников, которые в свои школьные годы не принимали участия в проектной деятельности, поначалу не понимают смысла этой деятельности. Но, когда объяснишь и покажешь им, для чего все это нужно, они не просто начинают помогать педагогу и детям, а буквально спасают проекты, когда не хватает ресурсов или времени.
Андрей ПОНОМАРЕВ, учитель технологии школы №444
Комментарии