search
main
0

Инструмент регулирования поступков и действий. Два урока в 10-11-х классах

Тема «Содержание правовой культуры» :: Тема «Совершенствование правовой культуры»

Тема «Содержание правовой культуры»

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражают особенности культуры в целом.

Понятие «культура» происходит от латинского слова colere – возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определенное состояние души. Цицероном слово «культура» было связано со словом «душа»: cultura animi – культура души, духовная культура.

Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».

В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре. Все чаще употребляют понятие «экономическая культура». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура дворянской усадьбы, культура возделывания картофеля, культура просвещения…

В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.

Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы.

Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен…

И. Ильин

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например, из детективов или телевизионных сериалов.

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законопослушные граждане. Как утверждал ироничный мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742-1799), «чтобы поступить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». Другими словами, если не воспитаны положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Право приобретает личностную значимость, осознается как ценность только при условии, что к нему сформированы определенные отношения, чувства. Человек с возмущением видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников, ему небезразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у полицейской ищейки Жавера из «Отверженных» В. Гюго или у расследующего убийство старухи-процентщицы Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф. Достоевского, а сопряженное с чувствами доброты, милосердия, сострадания.

Уже этот уровень развития правовой культуры достоин уважения. Человек с развитыми правовыми чувствами вряд ли станет правонарушителем, он будет стараться вести себя в соответствии с законами, быть законопослушным гражданином, что не так уж и плохо. Будет лучше, если он осознает необходимость хотя бы элементарной правоохранительной активности, умения и способности защищать права, свои собственные и окружающих его людей.

…Сыщик Жавер активнейшим образом боролся за законность, но ради самой законности. И потерпел поражение. Верх одержало милосердие, воплощенное в Жане Вальжане. Бывший вор и каторжник, он поверил в человечность, в добро. Правоохранительная активность только тогда приносит пользу людям, когда в ее основе лежат не властолюбивые амбиции, а совесть, страстное желание добра всем людям.

Вопросы для самоконтроля

1. Как право связано с культурой? 2. Что такое правовая культура в широком значении слова? 3. Что такое правовая культура человека? 4. Каковы основные элементы правовой культуры? 5. Что служит фундаментом правовой культуры? 6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

Это интересно

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культура права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, само формирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию

Как ни покажется парадоксальным, право отнюдь не так засушено, не столь удалено от эмоций и чувств, как это представляют многие публицисты, весьма мало с правом знакомые. Закон нужен и там, где разыгрываются страсти человеческие, где звенит злато и льется кровь. Закон почти всегда – на острие человеческих чувств. (Право – это нравственный минимум). Если знакомиться с правом не только в тиши библиотек и учебных аудиторий, а и в судах, в камерах предварительного заключения, в колониях для малолетних и взрослых преступников, то окажется, что его влияние на развитие эмоциональной сферы огромно. Достаточно напомнить, что художественное творчество давно освоило сферу столкновения человека и закона.

Закон – самый мощный, защищенный силой государства инструмент регулирования поступков и действий людей. Он опирается на государственное принуждение. В этом его сила и слабость. Слабость в том, что люди нередко подчиняются ему не из согласия с ним, а не желая подвергнуться насилию. Иными словами, законопослушность не всегда искренна. И правомерное поведение – тоже. В тихом «законопослушном» омуте нередко черти водятся. Тем не менее именно в законопослушности действий и поступков человека и проявляется качество его правовой культуры и ее основной части – правосознания.

Правовая культура тесно связана с правосознанием. Правосознание – один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека, запутавшегося в хитросплетениях социальных норм. В самом общем виде правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

Правосознание существует на обыденном, профессиональном (специальном) и теоретическом уровнях. Обыденное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства (долга, справедливости, свободы, независимости и другие), привычки поведения. Знания ограниченны и используются редко.

Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально занимается правовой деятельностью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им исполнять различные правоохранительные роли: судьи, адвоката, прокурора, милиционера.

Самый высокий уровень правового сознания – теоретический. Речь идет не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право анализу, обобщать в этой сфере, мыслить категориями правовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают ученые-правоведы, преподаватели.

Темы для рефератов и обсуждения

1. Правовая и политическая культура: сходство и различие.

2. Зачем обывателю правовая культура?

Тема «Совершенствование правовой культуры»

Необходимость овладения правовой культурой и обществом и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры формирует духовную личность. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.

Известный деятель культуры, давший согласие на выдвижение его кандидатуры в представительный орган власти, так описал свои впечатления от окружного собрания по выдвижению кандидатов в депутаты: «Царила атмосфера какого-то заговора. А перед собранием ночью мне позвонил старый фронтовой друг, лет десять с ним не виделись, а тут позвонил, чтобы предупредить: «У вас на 21 выборы? Там будут наши ребята с предприятия, выборщики. Имей в виду, их предварительно собрали и дали установку: голосовать только за двух «наших» кандидатов и чтобы никакой самодеятельности, на собрании будут люди, которые проследят: кто за кого голосует».

Мы привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определенными результатами, никто кандидатам физической расправой не угрожал, а избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Тогда он толико приуготовленный вступить может в учение закона Отечественного с несказанными выгодами и успехом, в котором учении есть ли пробудет год или два и приобрящет твердое и систематическое основание сея науки, тогда он приступить может с превеликою удобностью к практике, в которой и сам опосле найдет и откроет другим такие тонкости, каковыя многие и видеть не могут.

С. Десницкий

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том, и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет.

В программе столичного телевидения журналист интервьюировал молодого милиционера. Тот рассказал о сложностях милицейской службы, о том, как трудно было в первые месяцы работы в органах внутренних дел. Журналист спросил, что самое трудное в милицейской работе. Милиционер подумал несколько секунд и сказал, что трудностей несколько. Во-первых, тяжело разговаривать с пьяными. Во-вторых, с хулиганами. И в-третьих, с людьми вроде бы образованными, начитанными, но держащими себя так, как принято в общении с не очень умными собеседниками.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов.

Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о гражданском, конституционном, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Правовой нигилизм означает потерю веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Типичное высказывание правовых нигилистов: «Законы пишутся для честных людей, а те, кто «делают дело» (в политике, бизнесе), спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым предписаниям».

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

1. Как формируется правовая культура? 2. Что такое правовая антикультура? 3. Чем опасно незнание норм права? 4. Что такое правовой нигилизм и правовой цинизм? Как бороться с ними? 5. Какой путь ведет к формированию правовой культуры личности?

Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно – к знаниям математического профиля. (С. Алексеев)

Философ и правовед И.А.Ильин считал основной причиной того, что в России в 1917 г. так легко исчезла «тысячелетняя форма государственного спасения и национально-политического самоутверждения», явилось отсутствие адекватного этой форме правосознания – «не в смысле «рассуждения» только и «понимания» только, но в том глубоком и целостном значении, о котором теперь должна быть наша главная забота: правосознания – чувства, правосознания – доверия, правосознания – ответственности, правосознания – действенной воли, правосознания – дисциплины, правосознания – характера, правосознания – религиозной веры».

Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высокой правовой культуры.

Этот путь – возрождение частного права.

И дело не в том, чтобы восстановить сам термин «частное право». И даже не в том, чтобы еще более сместить акценты в законодательной деятельности в сторону подготовки и издания гражданских законов – гражданского кодекса, торгового кодекса, законов о предпринимательстве. Суть дела в том, чтобы и эти законы, и юридическую практику, и соответствующие стороны жизни общества рассматривать под углом зрения, если угодно, мировоззрения частного права.

Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право – это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям экономической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод. (С. Алексеев)

Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живем во время радикальных социально-политических и экономических перемен. Право, законодательство пытаются «догнать» эти перемены, соответствовать им. Отсюда столь быстрая сменяемость и обновляемость законов, иных правовых актов. Никакое учебное заведение не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Только сам человек,ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной.

1. Гуманитарное образование и правовая культура.

2. Правовая культура и гражданственность.

3. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте