– Какими нормативными документами устанавливается порядок предоставления места обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации?
– В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Приказами Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 и от 19.12.2014 №1599 утверждены соответственно федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее вместе – ФГОС ОВЗ), которые представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
ФГОС ОВЗ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. При этом обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
ФГОС ОВЗ направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Они допускают увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, структура основной образовательной программы общего образования для названной категории обучающихся должна содержать раздел «Программа коррекционной работы», предусматривают включение в стандарты и учет специальных требований.
Зачисление в образовательные организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 8.04.2014 №293) и общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 №32) и осуществляется на основании:
– личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
– заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», которое является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования, органами местного самоуправления сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с ч. 11 ст. 13 Закона об образовании утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности (приказы Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» и от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», которые регламентируют порядок организации обучения в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Одной из предусмотренных форм получения образования названной категорией обучающихся является инклюзивное обучение.
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в том числе в инклюзивной форме.
Таким образом, любая дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация или организация дополнительного образования обязаны создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Отказано в приеме в общеобразовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Безусловно, в реальности пока многие требования специальных условий для получения образования каждым пришедшим обучающимся с ОВЗ пока трудно выполнимы, однако такие государственные гарантии закреплены законом. При этом в соответствии со ст. 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного и общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях субъектов РФ, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
Обращаем внимание также, что письмом Минобрнауки России от 20.02.2017 №07-818 направлены Методические рекомендации по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ.
Данные рекомендации представляют варианты организации деятельности в образовательных организациях Российской Федерации по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
Комментарии