search
main
0

Инициатива дальнего действия,

или Почему так важно развивать физкультурно-спортивное движение

Первый форум-фестиваль «ПРОдвижение ЗОЖ», прошедший Москве, можно условно поделить на несколько составляющих – теоретическую, командообразующую, практическую, звездную. Форум объединил академические лекции, квест в зимнем лесу, мастер-классы в одной из лучших школ столицы и общение со звездой спорта мировой величины. В большинстве своем его участники – учителя физической культуры, преподаватели спортивных секций, активисты профсоюза, которые в дальнейшем смогут развивать движение за здоровый образ жизни в своих регионах.

Александр МИНАЕВ, Сергей ТАИРОВ, Галина МЕРКУЛОВА, Александр СТРАДЗЕ на открытии форума-фестиваля

 

Среди двух сотен бодрых и подтянутых участников форума-фестиваля, собравшихся в конференц-зале столичной гостиницы «Вега», с радостью узнаю знакомые лица. В первую очередь замечаю ведущую – учителя биологии, химии и географии, педагога дополнительного образования образовательного центра №3 Майкопского района Республики Адыгея Ольгу Житниковскую. Ольга Александровна летом 2023 года на тренинг-лагере «Амбассадоры здоровья» стала капитаном команды «Темп», запомнилась как яркий лидер и была приглашена в Москву, чтобы провести открытие форума-фестиваля.

Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, открывая фестиваль, говорила о важности развития физкультурно-спортивного движения:

– В нашем профсоюзе каждое начинание – проект дальнего действия. Это относится и к спортивно-оздоровительному направлению. К счастью, у нас есть соратники, друзья, которые понимают, как важно развивать это направление среди педагогов, всех работников образования и таким образом укреплять их здоровье, улучшать качество жизни.

Профлидер подчеркнула, что в Совет по физической культуре и спорту при ЦС профсоюза войдут самые активные, возможность себя проявить есть в том числе у педагогов, собравшихся на форум.

 

От Баку до Донецка

Фестиваль перерос в мероприятие с международным участием благодаря делегациям из Беларуси и Азербайджана. Из новых регионов России на форум прибыли представители Донецкой и Луганской народных республик.

Будущих участников еще до открытия фестиваля объединил челлендж в телеграм-канале «ПРОдвижение ЗОЖ», стартовавший 27 ноября. Педагоги проходили по 10 тысяч шагов в день, составляли с помощью гаджетов маршруты в виде букв из слова «форум», выкладывали в чате фото и видео с мест своих тренировок, делились полезными кулинарными рецептами. А закончился челлендж поэтическим заданием: нужно было написать стихи, придумав продолжение фразы «Когда пришел в спортивный зал…».

Главный популяризатор здорового образа жизни в профсоюзе, советник председателя по физической культуре и спорту, мастер спорта России международного класса Олег Меркулов отметил, что фестиваль – плод общего труда за последние три года в рамках федерального проекта «Профсоюз – территория здоровья». На него приехали участники тренинг-лагеря «Амбассадоры здоровья», победители конкурса «Здоровые решения» и акции «Профзарядка для всех», лидеры акции «Человек идущий», то есть тех проектов, которые стали частью всероссийского движения за здоровый образ жизни.

Команда «оранжевых» с Олегом МЕРКУЛОВЫМ

 

Здоровый образ жизни – в приоритете

В первый день в работе форума приняли участие руководитель Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Сергей Таиров и начальник отдела физической культуры, спорта, детского туризма и формирования здорового образа жизни Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Александр Минаев.

Александр Минаев назвал физическую активность одним из основных факторов здорового образа жизни и зачитал приветственное письмо первого заместителя министра просвещения РФ Александра Бугаева. В нем, в частности, отмечалось: «Вопросы, которые планируются к обсуждению на форуме, непосредственно связаны со здоровьем и решением проблем здоровьесбережения в современном образовании. Искренне желаю участникам форума содержательных обсуждений, интересных проектов, а также перспективных идей и инициатив».

Директор Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, профессор, доктор социологических наук Александр Страдзе приехал на форум с командой спикеров. Они провели интерактивный познавательный интенсив, посвященный современным подходам к преподаванию физической культуры и новым технологиям.

 

Цифровизация на службе у физкультуры

В каждом тематическом блоке были свой модератор, помогающий общаться с залом, и докладчик. Тему «Урок «Физическая культура» – норма образования и здорового образа жизни» представили магистрантка Института естествознания и спортивных технологий МГПУ Анна Мешкова и доцент, завкафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Светлана Козлова.

Светлана Юрьевна подчеркнула, что сегодня электронная образовательная среда стала неотъемлемой частью преподавания физической культуры. Здесь один из флагманов в стране – московская система образования.

В столице действует единая платформа «Московская электронная школа». Недавно Департамент образования и науки и Департамент здравоохранения города договорились об обмене информацией по состоянию здоровья учеников. Теперь сведения о медицинских справках обучающихся синхронизируются и вносятся в единую систему Московской электронной школы, как и сведения о группах здоровья: основной, подготовительной или специальной медицинской. Учитель физкультуры, открывая электронный журнал в МЭШ, сразу видит, к какой группе относится ученик, что позволяет регламентировать физическую нагрузку. Методические пособия и видео, которые размещены на платформе, доступны для всех педагогов Москвы. Учитель любого уровня квалификации может найти там много полезного для своей педагогической деятельности.

Цифровая образовательная среда развивается не только в столице. Действует сайт Российской электронной школы, где размещены методические пособия по физкультуре и программы с 1‑го по 11‑й класс.

Екатерина ГАМОВА ответила на вопросы педагогов

 

Как создать спортивный клуб?

О том, как построить спортивную работу в образовательной организации, рассказали ассистент кафедры адаптологии и спортивной подготовки Института естествознания и спортивных технологий МГПУ Герман Лурье и Екатерина Самаричева, ассистент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности.

С этой задачей помогают справиться спортивные клубы. Решение об их массовом создании в образовательных учреждениях принято на федеральном уровне. По мнению Екатерины Сергеевны, для эффективной деятельности клуба очень важно создать в образовательной организации систему внутренних соревнований в течение учебного года. Например, можно организовать чемпионат по разным видам спорта, выстроить систему баллов, где фиксируются личные достижения каждого участника.

Также важно продумать медиасопровождение деятельности клуба, например, в социальных сетях, разработать свою символику, спортивную форму и эмблему.

 

Все начинается с кадров

Тему развития кадрового потенциала с помощью федерального проекта «Молодые профессионалы» представили модератор – ассистент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Института естествознания и спортивных технологий МГПУ Вероника Павлова и докладчик – ассистент кафедры адаптологии и спортивной подготовки, мастер спорта по пауэрлифтингу Александр Беляев.

Сейчас в проекте участвуют 12 регионов, более 120 образовательных организаций и множество экспертов. «Когда этот проект перешел в ведомство Федерального института развития профессионального образования, многие им заинтересовались, – отметил Александр Беляев. – Наши чемпионаты стали проходить в различных регионах. В чемпионатах принимают участие студенты, которые в перспективе станут хорошими специалистами. В 2023 году мы провели конкурс для школьников, сделав его максимально интересным и адаптированным к реальной жизни».

В процессе обсуждения темы кадров в спорте и педагогике завязалась живая дискуссия. Одна из проблем, которые лежат на поверхности, – разница в финансировании. Например, в некоторых образовательных организациях нет средств, чтобы купить нормальный волейбольный мяч, а где-то тратятся десятки и сотни миллионов рублей на улучшение спортивной инфраструктуры в связи с подготовкой к соревнованиям.

Руководитель туристско-спортивного клуба «Робинзоны», педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Вологды Вера Лушкова рассказала, что первые два года занималась с детьми спортивным туризмом на лестничной площадке. И только когда ребята показали результаты на соревнованиях, власти города выделили клубу спортивный зал. «Детям в первую очередь нужно общение, – отметила Вера Игоревна. – Вместе с ними я участвую во всех соревнованиях, но в своей возрастной группе – получаю разряды, отправляюсь в горы, делю в походе последний кусок хлеба».

Учитель физической культуры специальной (коррекционной) школы-интерната №4 города Магнитогорска Игорь Спицын доказал на своем примере, что даже дети с ОВЗ могут добиваться успехов в спорте: «Меня и моего ученика из коррекционной школы пригласили участвовать в юниорских соревнованиях, и мы заняли третье место, для ребенка с задержкой физического развития это большая победа. После этих соревнований он раскрылся. С ним, конечно, пришлось очень много работать. В результате на состязаниях никто не поверил, что он учится в коррекционной школе».

 

Спорт будущего

А потом мы шагнули в будущее вместе с Лилией Андрющенко, доктором педагогических наук, профессором, директором Центра фиджитал-образования и инновационных спортивных технологий РЭУ имени Г.В.Плеханова, и кандидатом педагогических наук, ведущим сотрудником Московского государственного университета спорта и туризма Кириллом Братковым. Речь шла о фиджитал-спорте или функционально-цифровом спорте.

«В России очень талантливые люди. И когда наступила стагнация олимпийских видов спорта, стало понятно – спортивное движение нужно оживить. Поэтому были придуманы новые форматы соревнований с применением высоких технологий», – так пояснила Лилия Борисовна одну из причин появления функционально-цифрового спорта.

В проектах на уровне страны строительство 50 фиджитал-центров и около 700 плоскостных спортивных сооружений в разных регионах. По словам спикеров, мы уже входим в эру спорта высоких технологий. К инновационным видам спорта относятся гонки дронов, компьютерный спорт, лазерный бой, спортивное программирование, фиджитал-спорт.

Перспективы развития фиджитал-спорта – это прежде всего инновационная функцио­нально-цифровая технология организации образовательного процесса и спортивных мероприятий.

В мае 2024 года Физкультурно-спортивное объединение «Юность России» проведет в Красноярске вторые фиджитал-игры среди студентов профессиональных образовательных организаций.

Если говорить о школьниках, Федерация фиджитал-спорта делает основной акцент на занятиях с ребятами от 14 до 17 лет.

В завершение Кирилл Братков предложил учителям, вернувшись в свои города и районы, найти региональное отделение фиджитал-спорта и с его помощью решать педагогические задачи современными высокотехнологичными способами.

 

В заснеженном лесу

Следующим утром среди заснеженных елей парка «Рассказовка» для восьми команд участников фестиваля был организован физкультурно-оздоровительный квест. Каждая станция помогала развить навыки взаимодействия в экстремальных условиях и проверить сноровку. Педагоги загоняли шары в круг геометрического лабиринта, стреляли из лука, играли в мяч, перевозили друг друга на ватрушках.

В командах, которые отличались по цвету лент на бейджах, отношения сложились дружеские: все по духу и роду деятельности единомышленники, преподаватели физической культуры.

Капитан команды «желтых» Сергей Пивненко, учитель физкультуры школы №4 села Самарское и тренер спортивной школы Азовского района Ростовской области, считает, что основная функция капитана – сплотить команду и поддерживать атмосферу драйва. Сергей Николаевич признался, что его капитаном на подобных мероприятиях выбирают довольно часто, видимо, харизма дает о себе знать: «Люди знакомятся и сами предлагают возглавить команду. Здесь получилось так же».

Организовали квест педагоги московской школы №1788, а его идею предложил директор школы Александр Ездов. Каждую команду сопровождал от станции к станции свой куратор. Куратором команды «желтых», к которым я присоединилась, стал учитель физической культуры школы №1788 Алексей Студеникин, участник телепроектов «Русский ниндзя» и «Гонка героев».

 

О любви к походам и вариативности

Новое здание школы №1788, куда мы отправились после квеста, открылось в октябре 2023 года. Преподаватели и волонтеры из числа старшеклассников тепло встретили гостей, напоили чаем, провели экскурсию по современной школе: показали классы, многофункциональный медиацентр, интеллектуальный полигон, где расположены секции робототехники и 3D-моделирования.

В актовом зале участников фестиваля приветствовали директор школы, лауреат Премии Президента РФ в области образования, почетный работник общего образования Александр Ездов и молодой председатель первичной профсоюзной организации Маргарита Серенок.

Школа №1788 – одна из самых больших в стране, в ней обучаются более 15 тысяч детей. Во второй половине дня здесь работает множество кружков, спортивные залы открыты до 22.30. После 21 часа в них проходят тренировки для взрослых. Желающих заняться спортом после работы предостаточно – спортивная группа сотрудников «На старт» объединяет около 450 человек.

Как рассказал Александр Ездов, основное отличие уроков физической культуры в школе №1788 – возможность выбора. В зимний период ребенок может выбрать скандинавскую ходьбу, лыжи или коньки. Для того чтобы обеспечить такую вариативность, в проведении урока участвуют несколько учителей физкультуры, дети распределяются не по классам, а по своим интересам. Занятия по физкультуре чаще проводятся на свежем воздухе, чем в спортзалах. «Московские дети мало гуляют, большую часть времени проводят за компьютерами, и мы стараемся вывести их на улицу», – пояснил директор.

Большой школьный коллектив отличает особенная любовь к туризму. «Наши дети начинают ходить в короткие походы с дошкольного возраста, – поделился Александр Анатольевич. – В течение учебного года сотни учеников и воспитанников отправляются в походы. В походе формируется много умений и компетенций – умение общаться, решать нестандартные задачи, критически относиться к получаемой информации и договариваться с другими. А самое главное – у ребенка остается позитивная память о школьных годах, где есть яркие страницы походной жизни».

Теперь у школы появился новый статус – «Федеральная площадка официальных мероприятий Общероссийского Профсоюза образования». Соответствующую табличку Александру Ездову вручил советник председателя профсоюза по физической культуре и спорту Олег Меркулов.

А сотрудники школы – группа методистов и учителей физической культуры – получили благодарности от профсоюза за помощь в организации фестиваля.

 

Мастер-классы для профи

В тот же день педагоги школы №1788, лауреаты и победители всероссийских педагогических конкурсов, преподаватели и студенты МГПУ провели мастер-классы для участников фестиваля.

Думаю, одним из самых универсальных было занятие, посвященное нейроиграм, которое представила студентка второго курса МГПУ Евгения Рожкова. Его можно адаптировать для детей разного возраста и для взрослых. Чтобы понять, о чем идет речь, попробуйте, например, читая стихотворение, подбрасывать и ловить мяч. Во время таких занятий работают оба полушария мозга, образуются новые нейронные связи, развивается память и улучшается координация движений.

На мастер-классах также были представлены основы безопасного обучения игре в волейбол, ИКТ-технологии, онлайн-соревнования по баскетболу, и не только. После каждого занятия московские педагоги с увлечением слушали своих гостей: многие из них делились своими практиками.

 

Свежий воздух вместо спортзала

Речь о пользе занятий на свежем воздухе вновь зашла на следующий день форума. Советник председателя объединения «Юность России» Дмитрий Черноног рассказал о подготовке специалистов из числа преподавателей физкультуры для работы в природной среде.

«Сейчас нужны инструкторы, специалисты, работающие в условия природной среды. Мы создали в прошлом году школу инструкторов, 200 человек завершают обучение. В дальнейшем эта работа будет расширяться», – пояснил Дмитрий Николаевич.

Он пригласил педагогов к сотрудничеству в качестве потенциальных руководителей проектов, лекторов либо слушателей, если кто-то захочет пройти повышение квалификации.

 

Встреча со звездой

Завершение фестиваля «ПРОдвижение ЗОЖ» получилось по-настоящему звездным. Прославленная волейболистка, двукратная чемпионка мира, заслуженный тренер России Екатерина Гамова приехала на форум, чтобы пообщаться с педагогами.

Екатерина больше часа отвечала на вопросы, которые касались спортивной карьеры, развития волейбола в России и ее жизни после большого спорта. В конце встречи известная спортсменка вручила представителям восьми команд свидетельства участников форума-фестиваля.

Под занавес памятные вымпелы из рук руководителя Учебного центра профсоюза Елены Масленниковой и Олега Меркулова получили самые активные участники предфестивального челленджа, прошедшего в соцсетях.

Закрывая форум, советник председателя профсоюза по физической культуре и спорту пожелал педагогам по максимуму использовать багаж полученных знаний и как можно больше коллег вовлекать в двигательную активность.

Наталья ВОРОНИНА

 

Прямая речь

Лилия Матвиенко, директор Дома детского творчества Ворошиловского района Донецка:

– Меня заинтересовал проект профсоюза, посвященный здоровому образу жизни. Летом я побывала на тренинг-лагере «Амбассадоры здоровья», и когда меня пригласили на фестиваль «ПРОдвижение ЗОЖ», с удовольствием согласилась.

Хочу отметить теплую, дружескую атмосферу на фестивале. Обмен опытом, общение с коллегами дают импульс сделать что-то новое и интересное. До начала форума в телеграм-чате был организован процесс знакомства. С 27 ноября мы каждый день выполняли различные задания. Мне особенно понравился челлендж «Знакомимся, шагая», который продлился с 27 ноября по 3 декабря. Самым интересным было пройти по маршруту, проложенному на Яндекс-карте в виде одной из букв слова «форум». Я составила и прошла маршруты из всех букв. Мне лично этот челлендж помог преодолеть страх передвигаться по городу, сложившийся за много лет, с 2014 года, и начать активный образ жизни. Теперь активный образ жизни как руководитель и член профсоюза я буду прививать своим сотрудникам.

 

Азер Аликберов, учитель физкультуры школы №269 Баку, заслуженный учитель Азербайджана:

– Меня пригласил на форум Профсоюз работников образования Азербайджана. В России я последний раз был еще во времена Советского Союза. Москва сильно изменилась, похорошела. Мне очень понравились московские инструкторы, которые показывали мастер-классы в школе №1788. Здоровый образ жизни необходим каждому человеку, не имеют значения профессия, страна, возраст. Мы, учителя физкультуры, должны пропагандировать его среди своих учеников и коллег.

 

Сергей Болобосов, учитель физической культуры школы №215 Минска:

– Мой стаж работы в школе всего пять лет, я учитель физкультуры, педагог дополнительного образования, ведущий учебно-методического объединения учителей физической культуры в своей школе, член профсоюза.

Когда нас с коллегой пригласили на форум-фестиваль в Москву, мы сразу согласились. Форум оставил массу впечатлений. Конечно, запомнилось общение с людьми из разных регионов России, очень понравились мастер-классы в московской школе №1788. Если еще раз пригласят на фестиваль, обязательно приедем!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте