С большим интересом прочитала статью Дмитрия Гущина «Обновим системный блок» (см. «УГ» №19 от 10 мая 2011 г.). Новый этап развития школьной информатики ставит перед нами целый ряд проблем. Прежде всего это нехватка современного оснащения. Школы закупают компьютеры подешевле, а технология меняется столь стремительно, что через год-полтора эти компьютеры уже не тянут новое программное обеспечение.
Помимо этих вещественных проблем продолжают сказываться и проблемы методические. Существующий стандарт объединяет разнородные вещи. У методистов и педагогов нет общего понимания учебных программ и почасового плана уроков. Нет ориентиров – нет учебников, отвечающих современным требованиям (скорость изменений технических и программных делает выпуск современного учебника невозможным). Олимпиады и ЕГЭ по информатике требуют знаний и навыков в решении задач, на которые отводится крайне мало времени в действующих программах. В результате многие учителя или разрываются между несколькими учебниками, или обходятся без них. Напрашивается решение – либо учебники должны быть более фундаментальными, не привязанными к конкретному программному обеспечению, либо настолько динамичными, чтобы успевать изменяться в зависимости от ситуации в информационном обществе. Но такое возможно только за счет электронных или онлайн-учебников, что сэкономит время на их издание и распространение.Еще одна проблема – это контингент педагогов-информатиков. Здесь я не хотела бы никого обидеть, но более «разномастного» контингента, наверное, нет ни по одному школьному предмету. Фактически их можно разделить на две большие группы: педагоги, которые стали заниматься школьной информатикой давно и по необходимости, и недавние выпускники по специальности «учитель информатики», которые более приближены к современному программному обеспечению. Однако и те и другие сталкиваются с трудностями в работе. При этом нехватка кадров в школах особо остро сказывается в отношении учителей информатики. Некоторые школы решают вопрос привлечением временных учителей, которые закрывают часы в текущем учебном году и передают эстафету следующему, при этом они не способны сами решить даже половины заданий ЕГЭ. Вопросы качества кадрового состава, конечно, должны решать и местные управления образования, и учреждения повышения квалификации, и государственные органы, контролирующие качество преподавания, выполнение государственных стандартов.В течение последних трех десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Бурно развивается целая индустрия образовательных услуг под общим названием «дистанционное образование». Особенно в последнее время много стали говорить о необходимости использования дистанционных технологий в школьном образовании как при обучении детей с ограниченными возможностями, так и в очном обучении. Это один из способов решения многих проблем при обучении в школе. И информатика тут может выступать не только в качестве «пособника», но и в качестве «пионера» – решать вопросы качества преподавания и содержания своими же подручными средствами.Нами в течение 2009-2010 учебного года в школе апробировалась работа по удаленной подготовке к ЕГЭ по информатике. Именно удаленной, а не дистанционной. Был создан web-ресурс с комплектом заданий по ЕГЭ, разбитых на определенные тематические блоки. Доступ к данному ресурсу обеспечен для обучающихся, выбравших ЕГЭ по информатике для сдачи в текущем учебном году (шесть человек). Ребята выполняли задания на своих сайтах (виртуальных тетрадях), доступных только проверяющему учителю. Результаты проверки отображались в электронном журнале, который доступен для просмотра, но не для изменения. Ребята имели возможность дистанционно (форум, e-mail, ICQ) задавать вопросы, получать ответы и комментировать как задания, так и их выполнение. Учитель оценивал степень самостоятельности выполнения задания, о чем делалась отметка в электронном журнале. Возникает вопрос: в чем отличие этой формы от дистанционных курсов? Дело в том, что общение непосредственно с детьми не прерывалось. Мы встречались в школе на уроках, дополнительных занятиях, обсуждали, разбирали вопросы и наиболее тяжелые задания. Ребята имели возможность поспорить, предложить различные варианты решений. А с помощью web-ресурса отрабатываются навыки самостоятельной работы: ребята тренировались в заполнении бланков, могли отслеживать время на решение того или иного задания, что невозможно на простых и дополнительных занятиях. Таким образом, дистанционное образование является отличным выходом для обучения детей в профильных классах или детей, не имеющих прямой возможности получить образование у квалифицированного педагога. Татьяна СМИРНОВА, учитель высшей квалификационной категории лицея-интерната №7 Бердска, руководитель методического объединения учителей информатики Бердска, bsk_sta@mail.ru
Комментарии