Значимость организации процесса дистанционного обучения значительно возрастает в условиях режима повышенной готовности по причине распространения вируса COVID-19, с вынужденным введением на территории субъектов Российской Федерации особых антикризисных мер и режима самоизоляции, препятствующих распространению вируса, с переводом большинства видов социального взаимодействия в онлайн-формат, вместе с тем формируя стрессовую ситуацию для системы образования в целом и школьного образования в частности.
Так, в процессе анализа результатов организации дистанционного обучения и особенностей его реализации на территории Москвы и Московской области отмечаются не только положительные, но и отрицательные аспекты, такие как снижение качественных характеристик, отражающих результативность учебной деятельности, обусловленное невозможностью полноценного контроля его организации со стороны педагогов, и общее снижение уровня учебной мотивации обучающихся, во многом обусловленное несогласованностью компонентов в рамках дистанционного образования и отсутствием единой модели организации дистанционного обучения, которыми создаются препятствия для эффективного применения дистанционных технологий в образовательной деятельности.
Таким образом, в ситуации необходимости введения дистанционного обучения сегодня обостряется проблема цифровой дидактики и обеспечения личностно ориентированного, индивидуального подхода к организации образовательной деятельности с осмыслением специфики структурного построения личностно ориентированного образовательного процесса как эффективного средства повышения мотивации обучающихся.
Рассматривая особенности реализации образовательной деятельности на современном этапе, можно сказать, что центральной фигурой образовательного процесса в новой модели образования становится обучаемый, а преподаватель выполняет преимущественно координирующую и направляющую функции, что требует высокой мобилизации внутреннего потенциала как преподавателя, так и обучающегося со значительным увеличением самостоятельной познавательной активности последнего.
В рассматриваемых условиях повышается важность формирования у обучающихся умений и навыков, обеспечивающих способности к самостоятельному усвоению учебного материала, а также развитию критического мышления.
К специфическим особенностям организации дистанционного школьного обучения можно отнести большие информационные объемы, рекомендованные обучающимся для самостоятельного освоения, общее повышение нагрузки с необходимостью эффективного распределения обучающимися своего времени.
Негативным фактором является то, что в большинстве случаев школы, преподаватели, а также обучающиеся и их родители оказываются не готовыми к реализации эффективной образовательной деятельности в новых условиях.
У обучающихся при этом отмечается существенное снижение адаптационного потенциала, уровня компетентности личности к новым условиям организации образовательного процесса и учебной мотивации, что во многом обусловлено смещением ориентиров образовательной деятельности и индивидуальными особенностями обучающихся, которые играют приоритетную роль в образовательной деятельности.
Выделенные проблемы эффективно решаются при организации образовательной деятельности с применением технологий дистанционного обучения на основе принципов личностно ориентированной педагогики с ее приоритетной направленностью на реализацию потребности обучаемого в самостоятельном познании окружающего мира, построении эффективного коммуникативного взаимодействия, обеспечении свободы действий и самоутверждении.
Каждый обучающийся является, по сути, уникальной личностью, которая имеет определенный уровень развития интеллектуальной, культурной, духовно-нравственной сфер и опыт социального взаимодействия. Вместе с тем в качестве обобщающего фактора человеческого развития можно выделить психологический тип личности.
Таким образом, повышение эффективности применения методов и приемов организации образовательной деятельности во многом обусловлено обеспечением их применения с учетом психических возможностей обучающегося на основе определения сильных и слабых сторон в личностном развитии и с выделением доминирующей функции как ориентира для построения образовательного процесса.
Повышению эффективности реализации концепции личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении будет способствовать соблюдение следующих аспектов:
– обеспечение всем обучающимся уравненных стартовых условий при построении образовательного процесса;
– разработка определенной цифровой дидактической образовательной системы с включением как педагогических, так и информационных образовательных технологий, в совокупности способствующих формированию необходимых условий, создающих предпосылки для личностного саморазвития, самоактуализации и самоорганизации каждого обучающегося в рамках учебного процесса;
– разработка средств обучения по различным учебным предметам с учетом их специфики, посредством которых будут адекватно отражены ключевые положения личностно ориентированного обучения;
– обеспечение включения в образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий как средства профилактики переутомления и снижения в целом показателей физического здоровья обучающихся под воздействием дистанционного обучения.
В данном аспекте повышаются требования к методологическим и техническим компонентам образовательной деятельности, которые должны быть четко сбалансированы с учетом особенностей всех участников образовательной деятельности и специфики образовательной ситуации, которая в каждом учебном заведении обладает своими уникальными особенностями.
Обобщая, можно выделить в качестве наиболее значимого компонента в становлении и развитии образовательной системы школьного образования на современном этапе тенденцию к внедрению инноваций, направленных преимущественно на приведение образовательного процесса в соответствие с актуальной ситуацией развития современного общества, с повышением уровня эффективности обучения посредством актуального включения в его структуру инновационных технологий, важную роль среди которых играют технологии дистанционного обучения, рассматриваемые сегодня в качестве приоритетного направления образовательной деятельности.
При использовании технологий дистанционного обучения формируются предпосылки для индивидуализации образовательного процесса в соответствии с возможностями и индивидуально-личностными особенностями всех категорий обучающихся и реализации их потребности в познании и самосовершенствовании. При этом личность обучающегося рассматривается в качестве системообразующего фактора, определяющего специфику организации образовательного процесса.
Приоритетными направлениями образовательной деятельности являются саморазвитие и самореализация каждого обучающегося в образовательном пространстве школьной среды. Формирование на высоком качественном уровне системы знаний, умений и навыков является одним из важных условий повышения компетентности каждого обучающегося посредством включения в образовательную деятельность его уникального субъективного опыта.
Построение индивидуализированного образовательного процесса в рамках дистанционного обучения будет не только способствовать повышению мотивации обучающихся на учебную деятельность, но и увеличит их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Юлия КОНДРА, учитель русского языка и литературы школы №1212 Щукино
Комментарии