Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Москва и москвичи

Импровизбатлл, кафедра ТЮМ и другие идеи

УГ - Москва, №11 от 16 марта 2021. Читать номер
Автор:

С режиссером и педагогом образовательного комплекса «Воробьевы горы» Андреем ЗАДУБРОВСКИМ мы побеседовали онлайн по уже сложившейся за последний год традиции. Руководитель проекта «Мастерская исполнительских искусств» Театра юных москвичей Московского Дворца пионеров рассказал об успехах театрально-просветительской деятельности в онлайн-пространстве.

 

– Андрей, как вы можете охарактеризовать буквально только что закончившийся период работы в дистанционном формате?

– Почти год назад мы все оказались в одинаковых условиях: коллеги по дворцу и театрам. Переход на «удаленку» давался нам нелегко. Мы образовательный театр для детей, для нас весна – самое насыщенное и фестивальное время, и мы подошли к нему во всеоружии: с сентября 2019 по март 2020 года ТЮМ выпустил пять спектаклей. Нас приглашали в Орловскую область, на родину писателя Ивана Тургенева, со спектаклем «Муму», с Русским домом во Франции мы обсуждали возможность показать к юбилею Антуана де Сент-Экзюпери спектакль «Как это важно…» по мотивам повести «Маленький принц». И нам пришлось в буквальном смысле «обнулиться» и уйти на дистанционную работу. Но мы быстро осознали, что нужно выжимать максимум из сложившейся ситуации.

Еще год назад представить себе удаленную работу в образовательном учреждении было сложно, а теперь это стало понятным и возможным. Мы освоили взаимоотношения «учитель – ученик» в формате онлайн не сразу, но вполне плодо­творно. Как член жюри конкурса «Мастерство и творчество» я понимаю, что сложнее всего на дистанционном обучении чувствовали себя хореографы, тренеры и другие преподаватели «подвижных» дисциплин, потому как разговорные и драматические практики все же можно развивать и преподавать онлайн. Но главное достижение – мы научились взаимодействовать в Сети, а не просто потреблять информацию.

Благодаря освещению наших событий в социальных сетях и СМИ удалось не только поддерживать взаимодействие с постоянными зрителями, но и привлечь новую аудиторию.

Поначалу мы просто публиковали записи спектаклей, потом в профессиональных театрах появилась тенденция читать литературные произведения онлайн, и мы решили присоединиться к всеобщему тренду. Но из-за школьной нагрузки студийцам было непросто найти на это время: новый формат обучения, несколько часов в день за компьютером, потом еще дополнительные занятия. Поэтому онлайн-чтение я взял на себя: один телефон настроил на вещание в Инстаграм, с другого вел прямой эфир в ВКонтакте. Первое же наше включение охватило полторы тысячи человек.

– Как развивался ваш проект «Кафедра ТЮМ»?

– Этот проект задумывался еще в доковидное время. Идея заключалась в общении ребят с актерами, режиссерами и другими деятелями культуры. В очном формате из-за плотного репетиционного графика студийцев и гостей провести такие встречи не удавалось, а вот в формате видеоконференции все сложилось удачно. Тюмовцы присылают свои вопросы заранее или во время трансляции, это оказалось действительно удобно. К тому же благодаря этому проекту многие узнали о нашем театре, ведь все, кто был подписан на гостей, получали уведомления, что идет прямой эфир, и подключались к дискуссии. А потом нам стали писать родители, которые хотели узнать больше про наш театр, про занятия в группах и образовательные программы. Апогеем стал эфир с невероятной Марией Ароновой, народной артисткой Российской Федерации, актрисой Театра имени Е.Вахтангова, лауреатом многочисленных премий. Это были замечательные полтора часа. После эфира Мария Валерьевна поделилась впечатлениями от проекта – общение с нашими студийцами ей невероятно понравилось.

– Расскажите о вашем проекте «Онлайн-сцена».

– Наша «Онлайн-сцена» в полной мере начала функционировать в ноябре 2020 года, а весной мы запустили ряд уникальных проектов. Это «ОнлайнЪ» – чтение произведений классической отечественной и мировой литературы в формате видеотрансляции. Проект позволил ребятам применить исполнительские навыки в новом формате, а театру – привлечь новую аудиторию. Мы провели 12 эфиров, каждый из которых охватывал от 500 до 1500 человек. Также весной стартовала «Лекция-размышление» – интеграция литературы, истории и театра в рамках одной темы. Такой проект было бы сложно воплотить в офлайн-формате. Одна из лекций – «Путь Данте» – собрала огромную аудиторию. В качестве гостя к эфиру присоединилась преподаватель флорентийского частного Университета моды и искусства Микела Фратти: она прочитала отрывки из «Божественной комедии» на языке оригинала.

– Какие еще яркие воспоминания оставил о себе 2020 год в профессиональном плане?

– Примером удачной адаптации к сложившимся условиям стал онлайн-спектакль «На ощупь», поставленный в дистанционном режиме на платформе Zoom труппой Мастерской исполнительских искусств ТЮМа по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Слепые».

Но главным для всех нас событием стала 75‑я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. К этой дате мы выпустили авторский фильм-настроение «У войны не женское лицо» – одиннадцать коротких историй, пропущенных через себя молодыми актрисами. Фильм получил фантастический отклик у зрителей и распространился по Интернету далеко за пределами Москвы и России.

– Как вы провели время между первой и второй волнами?

– В сентябре мы вернулись к занятиям и стали активно репетировать, ценя каждый момент встречи. Ко второй волне мы были технически готовы. Сказали себе: наша задача – сделать еще больше, еще круче. Первый месяц мы проводили уже полюбившиеся нам эфиры, а к ноябрю подготовили список новых проектов.

Осенью мы запустили импровизбаттл, где воспитанники ­ТЮМа соревнуются в умении импровизировать. Проект построен на заданиях, которые ребята выполняют без подготовки, основываясь только на тех вводных, которые они получают от куратора. Импровизбаттл очень полюбился зрителю, и, возможно, мы продолжим эту историю в очном формате.

Также появился проект «Застольный период. Читка», открывающий закулисье театра и процесс создания спектакля изнутри. Все желающие могут попробовать себя в роли актера вместе с тюмовцами, прочитать короткую пьесу и обсудить ее с режиссером.

«Кто я в предлагаемых обстоятельствах?» – это проект, где переплелись образование и театр: ребята рассказывают автобиографическую историю от лица известной личности. Ведущий предлагает несколько вариантов ответов, а зрители должны догадаться, от чьего лица ведется повествование. Мы решили не ограничиваться только интервью, в одном из эфиров студийцы читали письма Франца Кафки, Марины Цветаевой, Антона Чехова.

Сейчас мы увлечены проектом «Жанр детектив» – это необычная онлайн-игра, в которой надо изучить все улики, факты, опросить всех свидетелей и выяснить, кто совершил преступление. Студийцы ТЮМа мастерски перевоплощаются в исторических персонажей и рассказывают все, что знают. Или не все? Это уже предстоит выяснить зрителям, которые выступают в роли сыщиков. Фоновая нуарная музыка, доска для сбора улик (прямо как в фильмах) и интрига. Мы назвали это «иммерсивный онлайн-спектакль».

– Если говорить об итогах периода работы на дистанте, каковы они?

– За минувший год мы ответили себе на разные вопросы, связанные с онлайн-образованием: как общаться в Сети в режиме «учитель – ученик», развивать сценическую и образовательную практику, какими средствами общаться со зрителем, как организовывать обратную связь. Теперь у нас в планах работа с разными форматами документального театра, такими как вербатим и сторителлинг.

Радостно, что за год дистанционной работы мы не потеряли по спискам ни одного ребенка и приобрели новых друзей. Действительно, многие пришли во дворец благодаря нашей сетевой работе.

Наработки онлайн-формата мы формируем сейчас в один методический материал и хотим выйти с ним в регионы. Эти программы могут быть полезны как онлайн, так и офлайн. Мы планируем также сотрудничать с центрами русской культуры за рубежом.

Хочу подчеркнуть: если бы не доверие со стороны руководителей Ассель Борисовны Сабитовой, Елены Владимировны Коркуновой, Елены Хасымовны Мельвиль, мы вряд ли сделали бы столько разных смелых и интересных проектов. Все это стало возможным только в команде, в атмосфере доверия, с соблюдением традиций дворца. Помощь и поддержка дали нам возможность расправить плечи и показать, на что мы способны.

 

Екатерина РЕМИЗОВА, специалист отдела по связям с общественностью и СМИ ГБПОУ «Воробьевы горы»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt