search
main
0

«Имею право» и «обязан». Первое приобщение к закону. Анализ анкетирования в 6-м классе

Цель: выявление уровня правовых знаний и правовой культуры учеников. В опросе принимали участие ученики 6-го класса.

Анкета состояла из следующих вопросов:

1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?

Учащиеся называют такие права: на учебу, на жизнь, право иметь семью, на личную тайну.

Обязанности: ходить в школу и хорошо себя вести, вежливо разговаривать, помогать родителям, соблюдать законы. Дети не совсем четко различают права и обязанности. Больше называют обязанностей, чем прав.

2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?

50% – не различают эти понятия.

50% – «противоправный – нарушение закона, аморальный – неуважение к чувствам человека», то есть дети различают понятия, дают правильное определение противоправного поступка.

3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?

Все 8 человек ответили – «я сам». Дети осознают свою ответственность за плохой поступок.

4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что этого никто не узнает?

Думаю о том, что мне выгодно 12%

Поступаю, как считаю правильным 25%

Думаю о том, что скажут друзья 50%

То есть 75% детей соотносят свой плохой поступок с нормами морали и мнением друзей.

5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?

Можно 12%

Нельзя 12%

В зависимости от возраста 76%

6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?

88% ответили – «сознался бы».

12% – «не сознался бы, но выручил бы обвиняемого».

7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?

Старался бы выгородить 25%

Сказал правду 50%

В зависимости от обстоятельств 25%

Таким образом, половина учащихся поступила бы в соответствии с нормами права.

8. Какую ответственность несет ученик за воровство, порчу школьного имущества, уничтожение зеленых насаждений, хулиганство, пьянство?

Характерные ответы: вызов родителей в школу, штраф, домашний арест.

У детей еще не сложилось четких представлений об административной и уголовной ответственности.

9. Как бы ты поступил, если бы при тебе оскорбили человека?

Защитил бы 49%

Позвал бы взрослых 12%

Смотря кого обижают 37%

Большинство детей не остались бы равнодушными к страданиям другого человека и поступили бы как законопослушные граждане.

10. Каково твое отношение к правонарушениям и правонарушителям?

Все ребята осуждают правонарушителей, считают, что в результате правонарушений страдают невинные люди.

Выводы

1. У детей в 6-м классе формируются гражданское самосознание, ответственность за свои поступки.

2. Повысился уровень правовой культуры.

3. Дети имеют свои убеждения и стараются поступать в соответствии с ними.

Любовь АЛЕКСАНДРОВА, учитель истории и права, Мантуровский район, Костромская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте