Вопрос «Любите ли вы театр?» звучит почти так же нелепо, как «Любите ли вы отдых?». Всегда найдутся оригиналы, которые на оба вопроса ответят отрицательно. Но многие люди театр всё-таки любит: ведь это возможность получить позитивные эмоции, приятно провести вечер, приобщиться к миру искусства и, наконец, выгулять вечерние наряды. А что значит поход в театр для детей? Только развлечение? Нет, ещё и развитие: кругозора, словарного запаса, культуры, умения анализировать события, сопереживать добру и осуждать зло. Вот почему постановка каждого нового спектакля для детей – не коммерция, а, если хотите, миссия. Особенно, когда спектакль удался. Премьера «Золотого цыпленка» в столичном музыкальном театре «На Басманной» – явно такой случай.
Для успеха здесь есть всё: замечательная музыка, красивые костюмы, отличная игра актёров. И история про Лису с племянником Лисюнтием, Волка, Золотого цыплёнка и зайчат Бама и Бома. Сюжет нехитрый: по приказу Лисы Волк крадёт у курочки Рябы золотое яйцо для того, чтобы появившаяся из него курочка несла золотые яйца. Высиживать яйцо уговаривают Волка, и вылупившийся на свет Цыплёнок, искренне считает Волка папой. Но фишка в том, что Цыплёнок не курочка, а петушок Петя. Лиса, узнав правду, хочет его съесть, а Волк, воспылав отцовской любовью, его вместе с зайчатами спасает.
Волк (Михаил Гуро), как и во всех сказках, сер, голоден и гоняется за зайцами. Но здесь он ещё и трогательно романтичен: пишет стихи, наивно поддаётся на лесть зайчат, легко позволяя себя одурачить. Да, он идёт на лисью авантюру: «честно разбогатеть», украв золотое яйцо, но защищая Цыплёнка, становится«нашим». Если кто из родителей забыл: «наши» – это «хорошие», и за них дружно болеет весь зрительный зал.
Лису играет Алла Комарова. Она прекрасно поёт, танцует, носит изящный рыжий парик под не менее изящной шляпкой и ездит на шикарной машине, но очень быстро становится для публики Антигероем №1, попадая в разряд «плохих», потому что коварна, хитра, загребает жар чужими руками (то есть, волчьими лапами) и всё в жизни измеряет деньгами. Так что если к концу первого акта кто-то из детей и восхищался «красивой тётей Лисой», то в финале все единодушно «болели» против неё и Лисюнтия – Помощника Главного Антигероя (Евгений Якушевский). Он, как и полагается, высокомерен, красив, изящен, а также ленив и глуп. Например, долго не мог понять, зачем нужно «прибрать» золотые скорлупки, завидовал Цыплёнку, которого кормят пирожными, и к огромной радости зала засыпал у клетки с Цыплёнком, которого охранял.
Зайцы – Бом (Анна Линдина) и Бам (Александр Примаков) – достойно продолжают традиции побед над волками, начатые в мультфильме «Ну, погоди». Сначала они обводят Волка вокруг пальца и не попадают к нему на ужин, потом вместе с ним борются за свободу Золотого цыплёнка. Судя по восторженному смеху и детским выкрикам, оба быстро обретают в публике поклонников.
Но главный приз зрительских симпатий принадлежит Золотому цыплёнку в исполнении Юлии Романовой-Кутьиной. Юные зрители легко отождествляют себя с этим очаровательным шалуном – неугомонным, любознательным, по-доброму хулиганистым и трогательно наивным – и сопереживают ему. А искреннее убеждение Золотого цыплёнка: если любящего папу зовут Волк, то это доброе имя, покоряет сердца абсолютно всех в зале независимо от возраста.
Кстати, о возрасте. Детские психологи считают, что поход в театр будет полезен детям, начиная с 4-летнего возраста: расширится кругозор, увеличится словарный запас. Однако они же уточняют: это не значит, что очень маленького ребёнка нет смысла водить в театр. Мы с дочкой начали ходить в цирки и театры гораздо раньше. Да и на спектакле «Золотой Цыплёнок» я увидела крошечных деток. Например, Галина Вячеславовна пришла в театр «На Басманной» с внуками, которым 4 и 2 года, уже не в первый раз. И она убеждена: нельзя быть слишком маленьким, чтобы развиваться на спектакле, особенно музыкальном.
Или Антонина – ей три с половиной. Она уже дважды ходила в кино на мультики, а вот в театре впервые. Сначала спектакль привлекает её внимание: огоньки на сцене, музыка, красивые костюмы. Но девочка быстро теряет нить сюжета, начинает вертеться, изучать соседей в зале, решает познакомиться со мной, пока её мама увлечена спектаклем. Я объясняю происходящее на сцене, говорю, что из яичка вылез не «клоун», как решила девочка, а Цыплёнок. Она ненадолго включается в действие, но едва я перестаю комментировать сюжет, лезет под кресло играть в прятки: для нее оказалось сложно высидеть полтора часа, что идёт спектакль, причём, с антрактом.
А вот Анечке всего 3,она сидит у бабушки на коленях: иначе не увидит сцену, и весь спектакль завороженно следит за происходящим, ничего не упуская в действии. «Тебе понравилась лисичка?» – спрашиваю у неё в антракте. Аня возмущённо крутит головой: «Нет! Она хитрая!». Выясняется, что бабушка с Аней – заядлые театралы, к походу на спектакли готовятся заранее. Думаю, именно благодаря стараниям бабушки девочка в свои три года очень восприимчива к музыке, обожает театр. Так что возраст просмотра сугубо индивидуален, и вполне реально привить ребёнку театральную культуру с самых малых лет. Но это требует усилий от взрослых. Основная часть юных зрителей (в зале были дети от двух до двенадцати лет) полностью окунулась в музыкальную атмосферу спектакля. Кто-то смотрел на сцену, открыв рот, кто-то радостно хлопал в ладоши после каждой песни и танца, кто-то плясал между рядами, повторяя движения актеров.
И буквально все после спектакля уходили с положительными эмоциями. Но, по-моему, больше всех были довольны папы. «Правильный спектакль! Идеологически полезный! – гордо сказал один, наматывая отпрыску пёстрый шарфик. – Папа в семье – самый главный и лучший!». Мама парировала: «Вот будешь «высиживать цыплёнка» не только по выходным, точно будешь лучшим папой». А отпрыск примирительно уточнил: «Ты в семье самый любимый папа, а мама – самая любимая мама»…
Фото Ольги Кузнецовой
Комментарии