Мог ли Константин Дмитриевич Ушинский подумать, что, учась на юридическом факультете Московского университета, заразится интересом к педагогике как науке, которая способна менять людей и общество к лучшему, что будет преподавать?! Педагогика – это «искусство воспитания». Искусство – оно разное, но ведет к одной цели – красоте. Мы знаем, что красота измеряется по-разному. А педагог? Педагог – это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения.
Константин Ушинский хотел изменить общество. Ему чужды были доносительство и воровство. Он пытался искоренить пагубные привычки воспитанников. Многие сослуживцы не одобряли его намерений.
Настоящий педагог никогда не опускает руки. Так и Константин Дмитриевич продолжал идти к своей цели. Каждый человек неидеален, ему свойственно допускать ошибки. И ошибки были, пока не нашел случайный «клад». Это были рукописи, которые просто пылились в шкафу. «Боже мой! От скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы ознакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» – вспоминал Константин Ушинский.
Да! Он был настоящим педагогом, увлеченным своим делом. За три года он поменял мировоззрение воспитанников. Включил живое мышление, создал более свободную атмосферу, запретил подавление индивидуальности, открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию. Он не мог оставить без внимания и своих коллег. Для них он ввел совещания и конференции. «Опять учителя и воспитанники, – скажете вы. – А где родители, семья?»
Сложно человеку идти против системы. За предложенную свою систему камерального образования Константин Дмитриевич вынужден был освободить место преподавателя. Но система его актуальна и по сегодняшний день. Ведь ее основой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Но нравы были совсем другие, идеи казались радикальными. Не готово было общество того времени на скорые перемены. Да, были люди, которые понимали, что обучение должно быть другим, но врагов, которые строили козни, писали жалобы, было больше. Как работать в состоянии вечного конфликта? Снова пришлось уйти. Уходил Константин Дмитриевич Ушинский из преподавательской деятельности два раза, и не по своей воле: в 1848 году из лицея и в 1862 году из Смольного института. Он всегда хотел вернуться. Педагогика затягивает и не отпускает. Нельзя преподавать? Найдем другой путь. Можно доносить идеи через печатные издания. Но и там идеи новатора потерпели крах. Увольнение из журнала за «вольнодумство».
Прошло сто пятьдесят лет с тех пор, как Константин Дмитриевич Ушинский внедрял свои идеи в жизнь, создавая новое образование. Давайте поговорим о сегодняшнем дне. Разве педагогика перестала быть искусством воспитания? Конечно же, нет. Наши дети, ученики – это цветы, которые надо очень долго взращивать, чтобы они набрали силу, красоту, умение. И они платят за наши старания своими хорошими результатами, поведением, отношением и осознанием, что все в их жизни возможно, если они примут вызовы и будут верить в свои силы. Разве это не здорово? Конечно, здорово! Рабочие дни учителей наполнены позитивными эмоциями, восторгом от каждой новой победы своих учеников. Удача ученика оставляет в сердце педагога маленькую частицу тепла.
Мы все помним своих самых любимых учителей, которые делали уроки увлекательными и запоминающимися. Они были тем искренним источником мудрости и знаний, который помогал нам искать истину и понять мир вокруг. Они были готовы выслушать и поддержать нас в трудные моменты жизни.
А современный педагог – это многофункциональная личность, но в большей степени это психолог. На уроках мы создаем целые спектакли, чтобы учащиеся поняли тему, и в это же время стараемся не упустить внимание учеников и их состояние.
Даже в эпоху быстро развивающейся технологии и постоянных изменений в образовательной системе учителя продолжают оставаться неотъемлемой частью нашего общества. Мы не просто передаем знания, а вдохновляем и мотивируем молодые умы, помогаем им раскрыть свой потенциал и научиться преодолевать преграды.
Но в век технологий мы немного забываем об умственном труде наших воспитанников. Даже, наверное, упускаем главную мысль Константина Дмитриевича Ушинского: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. – 1860. – №VII. – С. 29). А что же подразумевал К.Д.Ушинский под умственным трудом? Умственный труд – достаточно сложный и однообразный вид деятельности. «Это едва ли не самый тяжелый труд для человека. Однако, – пишет он, – мальчик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут».
Это абсолютно верно. Современные ученики не хотят думать, рассуждать. Они лучше будут зубрить текст, нежели будут вдумываться в его содержание, выбирать главную мысль. А еще быстрее найдут информацию в Интернете.
Как же нам понять его идею умственного труда? Да очень просто. Это гармония умственного и физического труда. К большому сожалению, при современной жизни люди в основном испытывают недостаток в физической активности, что сказывается на умственном труде. При недостаче умственной энергии непосредственное усиление физической активности позволяет восстановить энергетическую стабильность для работы мозга. Поэтому и уроки составлены таким образом, чтобы происходило чередование умственной и физической деятельности.
Опять обратимся к К.Д.Ушинскому и его системе «камерального образования» – изучения семьи. Вопрос опять современный и актуальный. Семья для человека очень важна, ведь это определенное место, где мы учимся любить и быть любимыми, общаемся, имеем определенные традиции. Независимо от возраста со своими радостями и неудачами человек идет в семью, делится своими переживаниями. Также семья глубоко влияет на физическое и психическое здоровье, то есть на уверенность в жизни. Недаром говорят, что если живы родители, то ты самый счастливый человек на свете. Поэтому и обратил внимание Константин Дмитриевич на этот главный момент в образовании молодого поколения. Очень жаль, что не все его поняли.
Идеи Константина Дмитриевича Ушинского – это раскрытый клад, который дает нам возможность оградить себя от грубых ошибок при вступлении на педагогическое поприще.
Часто сегодняшние учителя сталкиваются с непростыми вызовами и требованиями. Можно поражаться беспрестанной энергии и преданности своему делу, и в этом нет ничего удивительного. Каждый ученик – это личность. Притом очень интересная. Общаясь с детьми, можно увлечься их интересами. Они хотят поделиться своими переживаниями, они доверяют нам, а это дорогого стоит.
Зачастую бывает так, что ребята-отличники по прошествии времени при встрече отворачиваются, опускают глаза, делают вид, что не увидели, а хулиганы на весь автобус кричат: «Здравствуйте! Как у вас дела? Мы вас любим!» Очень приятно, когда к тебе приходят в гости выпускники.
Наверное, за два-три года работы преподавателем нельзя раскрыть свои таланты и таланты учеников. Ведь не мы выбираем эту профессию, а профессия выбирает нас. Поэтому только единицы принимают решение покинуть профессию. Остальные, несмотря на все трудности, остаются верными своей миссии – вести новое поколение к успеху. Именно сегодняшние ученики – это будущие лидеры, ученые, врачи и другие специалисты.
Я не побоюсь сказать, что у каждого учителя в памяти есть слова, которые задели его за живое. У меня тоже было так, когда мама ученика сказала, что учителями работают только те, кто не смог в жизни хорошо устроиться. Фамилию забыла, а слова помню.
Обращаюсь к вам, учителя. Вы согласны с этим? Я нет. Сейчас я бы ответила немного по-другому, а тогда сказала: «Значит, вы должны сказать нам спасибо, что вы смогли хорошо устроиться в жизни».
«Хотелось уйти из профессии?» – спросите вы. Отвечу честно – хотела, но не ушла и хочу продолжать свою деятельность. Мне интересно. Я учу их, они учат меня. Как писала ранее, затягивает и не отпускает.
Страсть и преданность – это то, что делает учителей великими. Они дарят миру надежду и уверенность в том, что будущее станет лучше благодаря силе образования и пониманию.
Из профессии уходишь сразу или остаешься навсегда.
Ольга ВОЛОДИНА, учитель географии школы №657
Комментарии