Работа по авторской программе “Декоративно-прикладное творчество для младших школьников.
Введение в русскую культуру”
“Здоровый ребенок играет почти всегда. Главнейшим неиссякаемым источником его игр является внутреннее ощущение (таящееся в каждом ребенке), очарование детской радости, которая впоследствии у взрослых оформляется в творческие стремления к труду, к искусству, к общественности и т.д…. Радость ребенка – это чувство пробуждающихся творческих сил, они способствуют движению его мысли”. (Н.Д.Бартрам, “От игрушки к детскому театру”. Л., “Известия”, 1925).
К большому сожалению, мир детства обрезается “извне” и уничтожается “изнутри”. Сокращается та радость, которая всегда была присуща детскому восприятию.
Забываются ремесла, культура труда и творчества, хотя учеными давно доказана взаимосвязь: чем активнее и творчески человек работает руками, тем деятельнее мозг, который в свою очередь дает новый толчок ремеслу.
Моя программа предусматривает через изготовление игрушек знакомство школьников младших классов с различными видами декоративно-прикладного творчества (ДПТ).
При изготовлении игрушек перед исполнителем встает задача нравственного выбора, ведь игрушка, как и любое произведение искусства, – это плод, зеркало внутреннего духовного состояния.
Весь процесс обучения и воспитания в кружке можно условно разделить на следующие направления.
Технологическое обучение (правила ТБ, обучение навыкам шитья, лепки, рисования и т.д.). Основными критериями при подборе и разработке ДПТ были:
доступность и простота в технологическом выполнении, минимальное количество монотонной работы;
возможность дать ребенку творить самому, а не повторять готовые образцы. При пошиве традиционной мягкой игрушки необходима сложная выкройка. Для ее разработки требуются знания по конструированию, рисунку, скульптуре, анатомии человека и животных. В этом случае возможны два варианта – дать ребенку все эти знания (это достаточно сложный и малоприемлемый путь для школьников 1-4-х классов) или использовать готовую выкройку (что и делается в большинстве случаев детьми и самими педагогами). Младшие школьники очень быстро охладевают к такому “самовыражению”. А в кружке дети не шьют мягкие игрушки по готовым выкройкам, где уже заданы определенные образ, форма, материал, и “авторство” ребенка сводится к выполнению однообразной работы по сшиванию готовых деталей (т.е. он как бы замкнут на чужое творчество). Преимущество шитья игрушек из трикотажа с формовкой набивки в том, что школьник учится, как сделать основу – шарик, соединить детали между собой и т.д., а тему, образ, материалы, цвет, т.е. что, кого, из чего, он выбирает сам и действительно становится автором неповторимой игрушки.
Творческое, эстетическое обучение (развитие воображения, фантазии, изучение основ цветоведения, знакомство с мировой, русской культурой и изобразительным искусством).
Эти два направления условно составляют видимую часть работы педагога и учеников. Очень важно и третье направление в обучении, тесно связанное с первыми двумя.
Нравственное, духовное воспитание. Очень верно сказано русским педагогом В.А.Сухомлинским, что “отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека… Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий”.
Дети и сами замечают, как внутреннее состояние отражается не только на поведении, но и на работе и творчестве; что игрушка может быть не только доброй и веселой, но и вызывающей отрицательные эмоции. Почему? Ищем ответ вместе: разговариваем о непреходящих нравственных ценностях, о добре и зле, стыде и совести, мире видимом (природа, человек) и невидимом (чувства, мысли, эмоции, желания), об умении видеть и слышать не только внешнее, чувствовать и разделять радость и беду другого человека, об ответственности и долге, послушании, благодарности и бескорыстии; разбираем и ищем выход из конкретных жизненных ситуаций. Когда заняты руки и глаза (например, во время обклеивания форм для папье-маше бумагой или выполнения шариков-основ), читаю им вслух сказки – русские народные, Пушкина, Андерсена и др., рассказы.
Ребенку легче найти твердую опору в жизни, если он ощущает свою причастность к целому народу, имеющему свой огромный многовековой духовный, культурный и исторический опыт. Поэтому очень важно приобщение ребят к тысячелетнему наследию Руси, ее обычаям и традициям. Ребятишкам радостно, например, узнавать, что преподобный Сергий Радонежский мастерил деревянные игрушки и раздавал их детям из соседних сел…
Обучение в кружке ведется циклично
Первый год обучения (первый виток спирали) – работа с бумагой, шитье игрушек из трикотажа на основе шарика, мазковая роспись, папье-маше на основе стаканчика.
Второй год обучения (второй виток спирали) – повторяются эти же виды ДПТ, но знания по ним углубляются, а выполняемые работы усложняются (например, папье-маше выполняется на основе воздушного шарика с большим количеством креплений и дополнений); вводятся 1-3 новых вида ДПТ (моделирование одежды, работа с природными материалами).
Третий год обучения (третий виток спирали) – повтор предыдущих видов плюс три новых раздела ДПТ.
Помимо основных теоретических и практических занятий, большой интерес у детей вызывает посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, походы на природу (в том числе и для сбора природных материалов), игровые занятия, вечера и праздники.
Тематика их различна: “Мы праздник сделаем сами”, “В нашем доме сказка живет”, “В гостях у Матрешки”, “Лепим снежную бабу всей семьей”, “Веселые художники”, “В гостях у дедушки Крылова”, “Здравствуйте, Александр Сергеевич”, “Жил-был Андерсен”, “Поздравляем наших мам”, “Кто придумал буквы”, “Чудо Рождества”, “Ах, эта веселая Масленица”.
На занятиях постоянно используются различные игры (как известные, так и авторские разработки): подвижные, обучающие, развивающие, психологические, деловые, игры-тесты.
Кроме того, детям очень нравится создавать мини-спектакли на различные темы и находить себя в цепочке сценарист – режиссер – актер (кукловод) – художник-декоратор – костюмер – зритель.
А теперь немного практики
Дети приходят на занятие первый раз. Как их встретят? Что им расскажут? От этого зависит очень многое.
Конечно, работы руководителя кружка, кружковцев прошлых лет привлекают детей. Но ребенок должен почувствовать, что на каждом занятии ждут именно его, любят именно его – со всеми недостатками и достоинствами; его, пока еще мало что умеющего, не совсем дисциплинированного и послушного.
Включение в сказку, игру происходит уже при знакомстве. С младшими школьниками и дошколятами для знакомства можно использовать игру “Колобок”. Для этого нужен расписанный мячик или игрушка. Руководитель разговаривает с колобком.
Колобок:
“Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
А ты кто?”
Учитель: “А я – имя, отчество. У меня есть хорошие качества, которыми я стараюсь не гордиться и не хвастать, а есть и не очень хорошие, но я стараюсь их исправить. Ты от дедушки и бабушки ушел, а у меня есть семья, да еще и кот-озорник. Я очень люблю свою работу и детей, которые сюда пришли. Но пока я мало знаю о них. Катись к ним, пусть они расскажут тебе о себе”.
Далее колобок катится от одного ребенка к другому и каждый, держа его в руках, рассказывает коротко о себе. Рассказывает не учителю и не другим детям, пока еще чужим, а доброму, милому, так хорошо знакомому с детства колобку…
Следующая тема, объяснение которой вызывает сложности у многих учителей, – это правила поведения и техники безопасности.
Здесь также можно ввести элементы игры и сказки. Например, придумать и обыграть сказку о том, что у всех должен быть свой домик, в том числе и у иголки – игольная подушка, у ножниц – футляр и т.д. А все вместе они живут в большой шкатулке для швейных принадлежностей.
На этом занятии дети с удовольствием слушают пословицы и поговорки о труде, загадки об инструментах. Выполняя домашнее задание – сочинить сказку, загадку, стихотворение о труде, инструментах, мастерах, – многие проявляют незаурядную фантазию.
При изучении ручных швов мы используем образы, знакомые по загадкам, пословицам. Например, иголка – это и уточка, и конь, и девочка-озорница, и мышка, и птичка-невеличка, и паровоз. Такие образы помогают детям, играя, быстро запомнить, как выполнить тот или иной шов.
Шов вперед иголка. Чтобы показать, как его выполнить, учитель сознательно выбирает голубую или синюю ткань – это озеро. Иголка – стальная уточка – нырнула и вынырнула, но все время двигается вперед от одного берега к другому.
Шов назад иголка. Та же уточка, но она что-то ищет, думает – плыть или не плыть ей к другому берегу. Вынырнула – проплыла немного назад (маленький стежок по лицевой стороне работы), нырнула и проплыла вперед (большой стежок по изнаночной стороне работы). И так, возвращаясь назад по воде, двигаясь вперед под водой, она передвигается от одного берега к другому.
Кто быстрее доплывет до другого берега, первая или вторая уточка? Оставленный чьим хвостом шов будет крепче? Почему? Какой из этих швов временный, а какой постоянный? Почему? Зачем нужен временный шов? На эти вопросы дети отвечают, выполнив два шва.
Нина СИТНИКОВА,
руководитель кружка детского прикладного творчества средней школы # 12
Тверь
Комментарии