Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС) был создан в апреле 1999 года на базе факультета физической культуры МГПУ. Основной задачей стала подготовка учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности для образовательных учреждений Москвы.
Однако вскоре стало понятно – потенциал нового института выше, чем это необходимо для подготовки школьных учителей. В институт пришли сильные спортсмены – как преподаватели, так и студенты. Кроме того, развитие паралимпийского спорта в стране требовало освоения новых дисциплин, открытия новых направлений в работе института. Закономерным стало введение новых специальностей, направленных на подготовку и выпуск спортивных тренеров и специалистов в области адаптивной физической культуры. Забегая вперед, скажу, что спустя несколько лет к ним добавилась еще одна, не менее востребованная специальность – спортивная психология.Гибкость и динамичность в организации образовательного процесса, умение соответствовать требованиям дня – все это с самого начала работы отличало ПИФКиС. Это одна из причин, позволившая привлечь в качестве преподавателей блестящих специалистов: с одной стороны, талантливых спортсменов, а с другой – видных ученых в области спортивной науки. Студенты уже привыкли, что о тонкостях спринтерского бега им рассказывает чемпионка Олимпийских игр в легкоатлетической эстафете доцент И.Назарова, а учит плавать двукратная чемпионка мира по прыжкам в воду профессор Е.Распопова. Добавлю, что среди преподавателей общеинститутской кафедры физического воспитания – участница московской Олимпиады О.Мнухина и трехкратная чемпионка Европы по фехтованию в классе «masters» И.Родионова.Перечень спортивных достижений профессорско-преподавательского состава можно продолжать достаточно долго, однако ограничусь тем фактом, что каждый третий преподаватель института мастер спорта. Известно, что умение хорошо выполнять свое дело не всегда подразумевает умение научить этому делу других. К преподавателям ПИФКиС это не относится. Только за последние несколько лет они подготовили целую серию учебников и учебных пособий, по которым теперь учатся студенты многих вузов города и страны. Среди изданных работ: «Спортивная психология» В.Родионова, «Профессиональное образование в области физической культуры и спорта» В.Никитушкина, «Легкая атлетика» Г.Германова и многие другие, рекомендованные Учебно-методическим отделом высшего образования. Добавлю, что свыше 80% преподавателей имеют научные степени кандидатов и докторов наук.Отдавая дань нашему насыщенному информацией времени, институт широко осваивает электронные формы обучения. Преимущества электронного (дистанционного) образования весьма важны для вузов спортивного профиля, студенты которых много времени проводят на сборах. В ПИФКиС таких студентов немало: сегодня в нем учатся более ста мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, в том числе участников олимпийских команд России. Для этих студентов электронное общение с преподавателями стало прекрасной возможностью сочетать спортивно-тренировочный процесс с учебным.Все необходимые учебные материалы: лекции, видеопрезентации, тестовые задания – теперь доступны из любой точки нашей планеты, перестает быть проблемой нехватка учебников, пособий. При этом на сайте курса расположены многочисленные ссылки на рекомендуемые интернет-ресурсы. Студенты могут получать дополнительные консультации педагога, воспользовавшись форумом, чатом, электронной почтой или через скайп.В процессе независимого электронного тестирования, которое широко применяется в институте, исключается возможность субъективной оценки академической успеваемости студента – на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияют успеваемость по другим предметам, общественный статус и другие факторы. Поэтому студенты, проходящие тестирование в системе, испытывают меньше волнений и зачастую демонстрируют лучшие результаты. Тестовые задания могут быть различного уровня сложности, от простых закрытых вопросов до сложных многоходовых ситуационных задач, возможно выполнение заданий в свободной форме, например, написание эссе, реферата или создание презентации. Отмечу также, что использование электронного тестирования позволило значительно повысить качество заочного образования.Разработка авторских курсов, внедрение новых форм обучения, активное вовлечение студентов в научную жизнь через совместные публикации и участие в конференциях – все это направлено на подготовку не столько грамотных студентов, сколько грамотных, квалифицированных специалистов. Давно изжил себя образ традиционного физрука. Современный учитель физической культуры, спортивный тренер, работающий с детьми и подростками, должен обладать знаниями в самых различных сферах спортивной науки. Это педагогика и психология, анатомия и физиология, биомеханика и спортивная метрология, множество других дисциплин.Вызовы времени, высокие требования современной спортивной науки и практики стали основанием для открытия в ПИФКиС магистерской программы «Спортивная психология». Программа была разработана с участием известных ученых – спортивных психологов, принимавших участие в подготовке блистательной плеяды советских и российских спортсменов – чемпионов мира и Олимпийских игр разных лет. Кстати, на кафедре психолого-педагогических дисциплин, реализующей эту программу, 100% преподавателей имеют научные степени кандидатов и докторов наук, при этом сразу двое из них стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области образования. Среди слушателей первого набора – кандидат педагогических наук, директор школы, психологи и спортсмены, в том числе мастер спорта по легкой атлетике и бобслею Ирина Скворцова, пронесшая в Москве факел Олимпиады-2014.Сочетание серьезной академической базы с индивидуальным подходом позволяет выпускникам ПИФКиС стать успешными профессионалами. В этой связи нельзя не упомянуть Юрия Шендановина – финалиста московского конкурса «Учитель года», двукратную олимпийскую чемпионку Карину Азнавурян, возглавившую училище олимпийского резерва, Рушана Садретдинова – директора школы олимпийского резерва. Некоторые выпускники остались работать в институте преподавателями, успешно продолжают свою педагогическую карьеру, защитив диссертации и став кандидатами наук.За 15 лет институт подготовил около двух тысяч специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время конкурс до 10 человек на одно место – привычное явление в период приемной кампании. Можно с уверенностью сказать, что ПИФКиС прочно занял достойное место в образовательном пространстве Москвы, сохраняя лучшие традиции высшего образования, развивая российскую спортивную науку и совершенствуя практику физического воспитания и массового спорта.Вадим РОДИОНОВ, директор Института физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии