search
main
0

…И тогда все получится. Историческое образование – фундамент личности

Нынешний год особенный для России, прежде всего по обилию важнейших юбилейных дат. Вот лишь некоторые наиболее значимые из них – 1150 лет назад по сообщению летописи в Киеве обосновались два боярина Аскольд и Дир. Именно тогда появилась и утвердилась новая могущественная держава в Европе Киевская Русь. Совсем недавно, 4 ноября, мы отметили 400 лет со дня освобождения Москвы и России от поляков. 770 лет назад Александр Невский одержал победу в Ледовом побоище на Чудском озере. И наконец, дата, широко празднуемая в этом году, – 200 лет со дня Бородинского сражения. О том, насколько важно знать и помнить исторические события, о роли истории в жизни общества мы говорим с академиком РАО, доктором исторических наук, генеральным директором издательства «Дрофа» Александром Федотовичем КИСЕЛЕВЫМ.

– Историческая наука – база для интеллектуального развития личности, чтобы самостоятельно анализировать общественно-политические события современности, молодые люди должны прежде всего хорошо знать историю, тогда они не будут приучаться к верхоглядству и пустословию. Если же говорить о сегодняшнем положении в исторической науке, то, на мой взгляд, наступил период стабилизации. Решилась как таковая проблема фальсификации истории в школьных учебниках, прежде всего благодаря тому что они проходят тщательную экспертизу в РАН. Дабы не вводить школьников в заблуждение, сейчас очень скрупулезно подходят к изложению исторического материала, особенно осторожно нужно относиться к противоречивым гипотезам и теориям, многие из них, рождаясь, тут же умирают. А ребенок, получив какие-то знания в детстве и ранней юности, может потом воспринимать те или иные события в искаженном, деформированном виде. В целом я считаю, что наше историческое образование одно из самых продвинутых в мире, так как наши дети получают системное представление не только о национальной истории, но и всемирной.- Александр Федотович, а как вы оцениваете новый стандарт по истории в старшей школе?- Думаю, пока он далек от идеала, обязательно должны быть учтены все те замечания, которые были высказаны. Большие надежды я возлагаю в этом вопросе на координационный совет, куда входят авторитетные ученые и руководители органов образования. Однако прежде всего мы должны определиться, какой мы хотим видеть старшую школу – либо это общеобразовательное учреждение, которое дает основы фундаментальных знаний по ключевым дисциплинам, либо же это ступень довузовской подготовки. Хотел бы предостеречь в отношении ранней профилизации, когда уже с пятого класса ребенок записан либо в математики, либо в гуманитарии. И в результате изучает, к примеру, углубленно курс физико-математических дисциплин, а остальные предметы в усеченном виде. На мой взгляд, это недопустимо. У ребят, разумеется, должно быть право выбора, но на более старших ступенях. Нельзя забывать, что именно гуманитарные дисциплины, в первую очередь литература и история, формируют умение логично мыслить, анализировать, сопоставлять, наконец, связно выражать свои мысли.- Не так давно прошла конференция преподавателей высшей школы и институтов повышения квалификации, посвященная Году российской истории, «Нам о России надо говорить».- Это было весьма представительное мероприятие. На конференцию съехались учителя и методисты более чем из 40 регионов России. Обсуждали, разумеется, прежде всего повышение качества подготовки преподавателей истории через осмысление исторического пути России. Говорили также о проблемах, связанных с объективной оценкой исторического прошлого нашей страны. Вывод один – курс отечественной истории один из базовых в общеакадемической и гуманитарной подготовке школьников.- Скажите в связи с этим, какие задачи стоят сегодня перед российскими историками, школьными и вузовскими преподавателями, авторами учебников?- Во-первых, мы должны четко определить цели и задачи исторического образования и на разных ступенях обучения, основу фактического материала, стержневые проблемы преподавания истории. Разумеется, эти цели и задачи можно достигать разными способами. Это вовсе не значит, что мы должны прийти к одному учебнику по истории. Их было несколько даже в советское время, особенно в высших учебных заведениях, и это нормально. В школах тогда были экспериментальные учебники. Разумеется, учебники должны быть написаны ясным литературным языком, с элементами дискуссии и историографии. Возвращаясь к Году российской истории, хотелось бы, чтобы прекратились попытки разбавить курс истории России всеобщей историей, это приведет к созданию некоего аморфного интегрированного курса. Есть и другая опасность – доминирование истории России в ущерб изучения всемирной истории. В то же время, думаю, необходимо сделать особый акцент на патриотическом воспитании. Мы должны не просто давать знания, формировать эрудированных, образованных молодых людей, но и прежде всего воспитывать граждан России. И тогда смутные времена больше не будут повторяться в нашей истории. Каждое новое поколение должно понимать, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз ломать традиции, а для того, чтобы органично в них вписаться и приумножать, ибо традиция без развития превращается в музейный экспонат. Патриотизм – это прежде всего чувство ответственности за себя, свою семью, место, где родился, а потом уже за страну. Патриотизм – это глубокое уважение к своим согражданам, а также чувство благодарности к деяниям ушедших поколений. Патриотизм – это и совестливость, достоинство, милосердие. Это широкая гамма человеческих чувств, формирующих личность. Следует воспитывать любовь к Отчеству как состояние души, и тогда все получится.Только факты9 января 2012 года Президентом России был подписан указ о проведении Года российской истории. Согласно тексту указа Год российской истории проводится «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте