search
main
0

И точных формул красота… . День из жизни лицея

В Дни «Учительской газеты» в Татарстане нас, журналистов всероссийского профессионального издания, гостеприимно встречал лицей №9 им. А.С.Пушкина г.Зеленодольска. Здесь состоялся «круглый стол» по профильному обучению («УГ» №3, 27 января 2004 г.). Место его проведения было выбрано не случайно.

Что значит быть современным

Это учебное заведение смело можно назвать супершколой: ежедневно сюда приходят свыше 1500 детей, которых обучают 140 преподавателей! Но современным его делает не только число учеников и учителей.

– Лицей – участник многих экспериментов, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровне, – рассказывает зам. директора Луиза Душенина. – Мы работаем над совершенствованием структуры и содержания общего образования, отрабатываем предпрофильную подготовку, ведем апробацию учебников, в том числе по русскому языку для школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках.

Предпрофильная подготовка внесла свои изменения в организацию обучения. В лицее были созданы классы с углубленным изучением русского языка, в которых ребята работают в двух группах. Не менее серьезно, чем к программе основного общего образования, получаемого школьниками на второй ступени, здесь относятся к элективным курсам.

В рамках профильной подготовки помимо гуманитарного и физико-математического работают два класса естественно-научного профиля, а также межклассные группы социально-экономической направленности.

Мы заходили на уроки в 10-е и 11-е классы и видели, как отрабатывается методика преподавания на двух разных уровнях – профильном и базовом. Посетили также элективные курсы и убедились, что ученики записываются на них с пониманием того, зачем нужен тот или иной курс и как пригодятся полученные на нем знания и навыки в жизни.

Общение – самое главное для нас

В одной из классных комнат с учителем русского языка и литературы Розалией Маракаевой в тонкостях художественного текста разбирались примерно 10 человек из 9-го «А» класса.

– Почему вы выбрали этот курс? – спросила я у школьников. Отвечать вызвался юноша, один на всю группу, Марат Зинатулин:

– Мне нравятся уроки литературы, на них интересно.

– А как видишь свое будущее? Или еще не задумывался?

– Думаю, конечно. Если получится, пойду в 10-й гуманитарный класс.

– А вы, девочки, определились?

– (Хором) Да!

Одна сказала, что хочет поступить на факультет иностранных языков в ТАРИ – Татаро-американский региональный институт, ее мечта – работать переводчиком английского языка, другая хочет стать учителем русского языка и литературы.

– Курс «Тайны слова и анализ поэтического текста» рассчитан на 14 часов, – добавляет учительница. – Потом кто-то из них останется со мной, кто-то заинтересуется другими темами. Это неизбежно.

…В 10-м физико-математическом классе – урок литературы. Школьники изучают «Бесприданницу» Александра Островского.

Я спрашиваю у ребят, насколько осознанно они пришли сюда, в физматкласс, что предшествовало их выбору. Многие говорят: «Выбор связан с профессией», «Моя специальность будет связана с техническими науками, и для этого нужна математика». «А литература нужна?» – задаю провокационный вопрос. Аргументированно ответила Лена Ребрий:

– Изучение литературы нужно прежде всего для того, чтобы уметь общаться, разбираться в людях. Вообще я считаю, общение – самое главное в жизни каждого из нас. И не важно, учится человек в физико-математическом или гуманитарном классе.

Я поинтересовалась, что еще помимо предложенных курсов ребята хотели бы изучать и по каким предметам можно было бы увеличить часы.

– Мне бы очень хотелось, чтобы было побольше уроков права. У нас их нет, а в гуманитарном классе есть. Но мне нужно знать, каковы мои права. Ведь это мне пригодится в моей дальнейшей жизни, – сказал Дамир Садриев. Другим его одноклассникам не хватает иностранного языка.

Методист городского отдела образования Ната Майорских прокомментировала ответы учеников так:

– Дети год от года становятся все более мотивированными, они хорошо знают, что им надо и зачем. Современным подросткам мало знать физику и математику, им нужно еще право, и, конечно, умение общаться. Это здорово!

Кладезь Пушкинианы

Педагоги считают, что независимо от того, какой профиль или какие курсы выберут старшеклассники, им нужно дать хорошую общекультурную подготовку, нацеленную на развитие личности. Приоритетным направлением работы лицея стало приобщение ребят к исследовательской работе. Помимо школы основное их место учебы – научные библиотеки Казанского государственного университета и Казанского государственного педагогического университета. Для увлеченных лицеистов разработан курс «Введение в исследовательскую работу», проводятся предметные олимпиады и интеллектуально-творческие марафоны…

Одна из самых дорогих традиций – День лицея. На нем в присутствии многочисленных гостей, выпускников прошлых лет и родителей происходит посвящение в лицеисты. «Племя младое, незнакомое» дает клятву верности никогда не позабыть своих преподавателей, открывших им «точных формул красоту», и сквозь годы пронести идеалы своего кумира – Пушкина. А то, что этот всенародно любимый поэт здесь действительно почитаем, убедительно доказывают книжные полки конференц-зала, где проходил «круглый стол». Тут собраны очень интересные, довольно редкие книги об А.С.Пушкине и людях его круга, разнообразная научно-популярная и художественная литература о нем.

О чем рассказывают военные трофеи

…Улица, на которой стоит школа, носит имя маршала Г.К.Жукова. Это подтолкнуло ребят и педагогов к созданию музея истории Великой Отечественной войны. Его руководитель учитель истории Ахат Садриев, рассказал нам об экспонатах и поисковой работе школьников.

– Каждый год мы с детьми выезжаем в те места, где шли ожесточенные бои, собираем материалы и документы о войне, которые и составляют основу наших экспозиций. Мы побывали в Можайском и Волоколамском районах Московской области. Последние два года постоянно работаем в Новгородской и Ленинградской областях. 15 лет наш лицей сотрудничает с редакцией «Книги Памяти Республики Татарстан».

Нам показали трофейную немецкую саперную лопату, на которой выцарапаны слова: «Татарстан, Киров» – и дальше – фамилия и имя некоего бойца. Ребята вместе с Ахатом Шайхиевичем организовали его поиск, написали в газету, выступили по радио…

День в лицее прошел очень быстро. Но мы успели понять и оценить главное: интеллектуальное развитие здесь осуществляется наравне с духовным.

Зеленодольск, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте