3 сентября. Сегодня в роно мне предложили стать директором нашей школы. Этого можно было ожидать, ведь Таисия Алексеевна серьезно больна и нелегкую директорскую ношу уже давно несут завучи. Но я не хочу! Во-первых, поздно – мне 49 лет, и уж если я в 35 лет отказалась, то теперь – тем более. Да, я хороший учитель и поработала уже и завучем, и организатором внеклассной работы, но это совсем другое дело. Тогда я была молода, полна энергии, мне хотелось пройти через это. А сейчас надо довести свои классы до выпуска. Да и нет во мне этакой хозяйственной жилки. У меня не получится, как не получилось у тех двух, кто до директорства были и отличными завучами.
5 сентября
В душе нет покоя… В роно мои доводы сочли неубедительными, остался последний, более весомый – моя семья против!
Но заведующая неожиданно пришла к нам домой, поговорила, расположила – и получила согласие мужа и мамы. Они сказали обо мне: «Все равно целыми днями пропадает в школе со своим классом»… А тут еще Александра Михайловна, моя приятельница-умница, говорит: «Что тебе класс? Разве это интересно? Нужно сменить вид деятельности. Тебе необходимы масштаб и многообразие!»
А вдруг меня не захотят учителя? Они-то знают, что я строгая, примут ли меня?
9 сентября
Вчера пришла с урока в учительскую – на столе нет моих тетрадей, портфеля нет, а на моем месте сидит молодая учительница. Спрашиваю: «Где мой портфель?» – улыбается. Учителя – хором: «Где и положено – в кабинете директора. Так что перебирайтесь, нам надоело это «безвременье» и за дисциплинку пора всем браться!»
Ну, черти, сговорились! И приказ о назначении лежит на столе.
Стыдно признаться, но я согласилась на директорство только из-за квартиры. Обещают через месяц дать 3-комнатную, с ванной, верандой, садом-огородом и другими прелестями, особенно для старенькой мамы. Конечно, нам впятером в нашей двухкомнатной уже тесновато.
И все же я решила: поработаю годика 2-3 и опять вернусь на учительское место.
12 сентября
Прихожу в школу рано, обхожу ее территорию – вокруг вроде бы все в порядке. Уроки идут, учителя все на месте, завучи собирают сведения для роно, завхоз начал возить уголь для котельной к зиме… А мне-то что делать? Скучно. Ни масштаба, ни многообразия.
17 сентября
Стала кое-что видеть и выделять из многого главное, над чем работать. Перечитала прошлогодний план школы, анализ работы педколлектива не впечатляет, а ведь надо составлять на этот год.
Несколько часов сидела над черновиками-набросками, которые сделали завучи, но не идет планирование, какое-то безликое. Пошла в роно к Ольге Александровне Рыбиной, она посмотрела все и согласилась со мной: «Точно, безликое! А вы поконкретнее определите задачи и идите от них. Тогда и темы педсоветов не будут случайно-красивыми, и содержание внеклассной воспитательной работы определится ярче». Посоветовала она провести анкетирование среди ребят. Так что многообразие начинается.
20 октября
Только что вернулась с курсов директоров при ИПК. Очень не хотелось ехать, хотя знала, что нужно и что методисты там – чудо! Конечно же, услышала много полезного, хотя вопросов не убавилось. Как всегда, самым впечатляющим на курсах было посещение лучших школ, живые беседы с опытными руководителями. Правда, после этого у меня всегда двойственное чувство: конечно, хорошая зависть, восхищение школами и коллегами, но и неуверенность в себе. Хотя сравниваю некоторые уроки в этих школах и наши – многие учителя у нас обычные, не открытые уроки проводят ярко, интересно, красиво, нестандартно: Л.И.Павлова, И.Т.Ищук, Л.А.Васюкова. А какие внеклассные мероприятия! Н.А.Глушкова провела среди своих десятиклассников и родителей интересный диспут: «Легко ли быть молодыми?».
Что и говорить, коллектив у нас сильный и, главное, творческий. За все учителя берутся азартно, а когда речь идет об опыте других школ области или страны, быстро схватывают новое, но не копируют. Иногда, вот как сейчас после курсов или после районного совещания, мне сразу, непременно хочется внедрить в нашей школе все то, что увидела в другой.
Но вот вспоминаю совет первого на моем педагогическом пути директора М.Ф.Галкина: «Не берись за все сразу. Одолей одну задачу, потом переходи к другой. Умей укротить себя» – это он говорил завучам и учителям-воспитателям.
10 ноября
Как хорошо, что в школе есть немало добрых традиций. Думаю, что, внедряя новое, важно сохранить то, что сделано до тебя… Мы только что закончили уборку урожая в подшефном колхозе, провели праздник труда, подвели итоги. В этом году и мои ребята, уже как старшеклассники, трудились летом на прополке. Они говорят, что это тяжелее, чем убирать урожай осенью – в июне было жарко, водоема рядом нет… Но старались: все-таки им хотелось заработать деньги на поездку на Кавказ, по лермонтовским местам – это их мечта. Теперь они получили зарплату, которой хватит, даже если лететь самолетом. Довольны и родители.
На празднике ребята благодарили руководителя бригады Марию Георгиевну Белькову, забыв обиды на нее за замечания во время прополки. Я порадовалась, что старшеклассники, говоря об успехах производственной бригады, вспомнили ее трудное начало, самое становление – с лагерем труда и отдыха в палатках, с поездкой в Ленинград на школьной грузовой машине. Теперь бригаде 20 лет! Бригаде, которая появилась раньше других в области и стала в 1968 г. участницей ВДНХ в Москве. Хорошо теперь вспоминать об этом, а как, неверное, трудно было директору Павлу Ивановичу Ковалеву убедить родителей учеников в необходимости такой производственной практики, создать и оборудовать палаточный лагерь, наладить контакты с сильным хозяйством. Теперь мы имеем дипломы, магнитофон для школьных вечеров, а главное – автобус для поездок на экскурсию и пианино! Все это заработали ученики с учителями!
11 декабря
Как была права Александра Михайловна: работа директора многообразна и масштабна. Иногда проходит день, и кажется, что ты не успел ничего сделать значительного, главного. А потом прикинешь, вдумаешься – даже некоторые, казалось бы, мелочи важны: не поговорила бы я сегодня с родителями двоих ребят – и уехала бы хорошая семья неизвестно куда. Они приехали из Мурманска, хотели осесть здесь, недалеко от родителей-стариков, но кто-то им сказал, что в школе не любят новичков. Какая ерунда! В коллективе знают, что новеньких хорошо принимают в классах, и классные руководители держат их долго в поле зрения, чтобы, «упаси Бог», не было «дедовщины». Вот это, кстати, тоже школьная традиция: оберегать детей от драк, ссор, склок, раздоров. Пока удается.
Все же не очень много я поработала, но удалось сделать немало, а главное – повернуть учеников на организацию порядка и поддержание дисциплины в школе. Конечно, до настоящего самоуправления нам далеко, но уже действует оперотряд.
Совет старшеклассников работает над проектом Устава школы, организует дежурство классов по школе, выпуск стенгазет, распределение заработанных средств.
А как ревностно оберегают ребята цветы в своих кабинетах и коридорах школы! Значит, все не зря – и большие дела, и маленькие. И очень много значит, что в коллективе работают 14 выпускников школы.
12 декабря
Ученикам нравится, что мы с ними советуемся, обращаемся за помощью. Так, 10-е классы своим шефством над классами коррекции очень помогли нам – классы стали выравниваться, стали потише и вообще поверили в свои силы.
Сами ребята предложили по субботам последним уроком в актовом зале проводить короткие (10-15 мин.) «уроки нравственности» для 9-10-х классов. Когда педсовет внес предложения в проект Устава о свободном посещении уроков в последние две недели четверти для отличников 9-10-х классов, сами отличники категорически отклонили это предложение. Какие они славные! Понятно, что не проходит даром работа с ними классных руководителей.
А завучи! Мне просто повезло работать директором рядом с опытными и любящими свое дело людьми. Сделает каждый из них свое, то, что положено, охотно помогает другому. Нина Александровна, пока я провела свои два урока и побеседовала с курильщиками, успела сделать замену уроков на завтра, посетила и обсудила урок у молодого химика, договорилась с шофером автобуса о поездке в ПТУ. Ни один завуч никогда не скажет: «Это не мой участок работы» или «Я за это не отвечаю». Умный учитель и методист, она, оказывается, в прошлом работала трактористом. Поэтому когда во время уборки свеклы случается задержка трактора, ребята кричат: «Нина Александровна, тут трактор сломался – идите на помощь!» И она идет, что-то подвернет, подкрутит – пошел трактор!
А Лидия Ивановна? Слушала возражения классных руководителей против классных часов, убеждала их терпеливо и постепенно подключила всех, а большинство «заразила» педагогикой коллективных творческих дел, провела уже показательное мероприятие (с одной спорщицей в союзе). Теперь все готовимся к Новому году и к игре-путешествию «Мой край родной».
Да, завучи – это надежное дружеское «плечо» в моей работе. Может быть, поэтому я так люблю наши планерки.
3 февраля
Идем с молодой учительницей после школы домой.
– А вы знаете, что о вас говорят некоторые родители?
– Нет и не хочу знать.
– А почему?
– Да правило у меня такое, наверное, от мамы. Не принято было в нашей семье кого-то судить-рядить и сплетни слушать.
– И вам это неинтересно?
– Видите ли, мне всегда очень важно мнение людей, которых я уважаю. Я научилась по их взглядам, каким-то едва уловимым нюансам, репликам уловить их отношение ко мне, моим словам и поступкам. Я верю и знаю: если что-либо не так, они обязательно мне скажут прямо.
– Да, я заметила, что в школе никто никого не обсуждает за спиной, что среди учителей нет сплетен, склок, раздора.
– Я рада это слышать, но это не только моя заслуга. Прежде всего – это позиция директоров, при которых я начинаю работать. Они называли это «мышиной возней».
8 января
Опять сегодня плачу. Кого винить в беде, которая могла быть куда серьезней! Конечно, себя. Потеряла бдительность сейчас, в морозы… Чуть не проглядела отопительную систему. Завхоз не проверил температуру в котлах и давление – мол, мороза не будет, а кочегар уснул, мороз и «прихватил» батарею в одном кабинете. Пришлось в выходной побегать, поискать сварщиков да звать на помощь. Вот когда порадуешься, что среди выпускников школы не только агрономы и врачи, учителя и юристы, но и простые работяги, умеющие делать все. К вечеру было все готово, но какой ценой! Теперь мне наука: даже с опытным, хорошим завхозом будь бдителен, директор!
26 марта
Некоторые учителя говорили, что День здоровья сейчас не получится. Разве собрать детей в каникулы, да еще с родителями? Да и физкультурники устали – их осталось двое на 1000 детей! Кто-то подсказал, что для подготовки следует опять (как к Дню встречи с выпускниками) собрать творческую группу и провести «мозговую атаку»! Сколько же идей и интересных предложений посыпалось за «круглым столом»! Понятно, что кое-что отбросили, что-то отложили до лета, но главное – старшеклассники хотели, чтобы участвовали и родители, и учителя, даже пенсионного возраста. А что? Бег трусцой привлек хорошее внимание горожан – учителя бежали на большую дистанцию, кто помоложе – спортивным бегом. Старшеклассники в роли инструкторов помогали организовать на стадионе веселую эстафету, «урок аэробики», конкурсы. Музыка, веселая реклама – все это поднимало настроение, и болельщиков становилось больше и больше, иные охотно включались в соревнования.
А вечером загорелся огромный спортивный костер! Пели песни, шутили, играли, танцевали – все это организовали вожатые. Уходить никто не хотел. Разошлись около полуночи. И ничего, что не весь снег сошел и еще немного похрустывал под ногами и что под конец сломалась аппаратура, танцевали уже под баян.
26 мая
Вот и год пролетел. Опять из школы уходит «самый хороший выпуск», как искренне думаем мы. И думаем каждый год, что уже такого выпуска нам не сделать, не будет таких ребят – замечательных, активных, благодарных, душевных и талантливых. В канун последнего звонка заглянули они ко мне в кабинет – «мы хотим попеть», и мы пели много, красиво, негромко, не зажигая света, в отблесках заходящего солнца. Пели озорные студенческие песни, потом перешли на романсы – и полились чудесные мелодии и юные голоса по гулким коридорам школы, чтобы остаться здесь навсегда.
Нина КОЗЛОВСКАЯ, Правдинск, Калининградская область
Р.S.
Хотела через 2-3 года уйти, но вставали все новые задачи, и было так заманчиво решить еще одну и еще. Вот так и проработала 17 лет. Теперь я, как и в начале пути, – учитель. У финиша.
Комментарии