search
main
0

И снова ты в классе одна перед ними…

Всероссийский форум лидеров образования EduWave Каспий 21 прошел в Дербенте

Древний город Дербент кажется декорацией восточной сказки любому, кто попадает сюда впервые. Здесь уживаются холодный Каспий и горячие кавказские люди, древние стены крепости Нарын-Кала и современные здания. Аромат самых сочных персиков, завораживающий шум восточных базаров, многоязыкая речь и приветливые улыбки. Много народностей вместил в себя этот горный край. Каждый народ, поселившийся здесь, дал Дербенту свое имя. Солнце вставало и садилось, горные реки журчали, дороги причудливо извивались, иногда пугая обрывами, внезапными капризами природы. Но как бы ни сердилась природа, люди в этом удивительном краю знают, что есть вечное, спасительное, щедрое кавказское солнце и доброта человека. Она прививается детям с рождения, проявляясь впоследствии в почитании стариков, гостеприимстве и добродушной улыбчивости.

 

Качество образования как фактор благополучия народа

Именно в такой – мирной и гостеприимной – обстановке с 7 по 12 октября при поддержке Министерства образования и науки Республики Дагестан состоялся 2‑й Всероссийский форум лидеров образования EduWave Каспий,21. Первый такой форум прошел в 2018 году, тогда планировалось провести его на местном уровне, но мероприятие получило большой резонанс. В числе организаторов нынешнего форума – администрация Дербента, компания «Атлас Коммуникации», академия «Каспий» и Дагестанский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Мероприятие проходило с географическим размахом: самая большая делегация – из Якутии – приехала в составе 10 человек, также оказались охвачены Томск, Барнаул, Пермь и многие другие города.

Открыли форум воспитанники школы эстетического развития студии «Гном» Дворца детского и юношеского творчества Дербента, исполнившие народные танцы. Гостей поприветствовал глава города Рустамбек Пирмагомедов словами о том, что «город – это прежде всего люди, и чем они образованнее, тем перспективнее будущее». «Качество образования – фактор благополучия нашего народа», – заметил глава города Дербента. С приветственным словом к участникам форума обратилась Татьяна Раитина, генеральный директор, управляющий партнер компании «Атлас Коммуникации». Она отметила важность широкого культурного бэкграунда, поделиться которым – одна из задач проекта, и сообщила, сколь многие хотели побывать на древней земле Дербента, поэтому, когда дагестанская принимающая сторона выступила с инициативой, не было ни малейших сомнений, где проводить форум. «Самый главный вопрос, над которым надо работать, – это создание доверия: родителей к школе, школы к учителю, учителя к учредителю, муниципальных органов к региональным, региональных – к федеральным, и нам нужно делать шаги друг к другу, чтобы это доверие создать» – так выразилась Раитина о задаче форума. Про важность обмена опытом, профессионального и неформального общения участников форума говорила и Чимназ Алиева, начальник МКУ «Дербентское городское управление образования». «Уважаемые участники форума! Сегодня я рада приветствовать вас в городе Дербенте на Всероссийском образовательном форуме, на форуме лидеров образования! Я надеюсь, что ту цель, которую мы поставили перед форумом, мы достигнем! Это обмен опытом между участниками форума из разных регионов нашей страны, это профессиональное и неформальное общение участников. Я уверена, что наш форум пройдет плодотворно, насыщенно, потому что к нам сегодня приехали люди с большим профессиональным, педагогическим и управленческим опытом. И я нам всем желаю удачи. Считаю наш форум открытым!» – эти слова Чимназ Рамазановны, сочетающиеся с присущими ей обаянием и харизматичностью, без преувеличения тронули сердца слушателей.

Отозвались в слушательских сердцах на открытии и стихи Витольда Ясвина, доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора, лауреата Премии Правительства РФ в области образования, прочитанные им на круглом столе, который был посвящен теме «Качество образования: факторы влияния и объекты управления»:

Они повзрослели, твои пацаны.
И стали девчонки за лето другими.
И этим глазам не отыщешь цены.
И снова ты в классе одна перед ними.

Ты будешь сердиться и плакать порой.
Ты будешь вздыхать, проверяя тетради.
Ты будешь мечтать о работе другой,
Спокойной, и даже с прибавкой в окладе.

Но светится ночью на кухне окно.
И гладится к празднику белая блузка.
И странное счастье тебе суждено –
Душевная почасовая нагрузка.

Почасовая нагрузка, прибавка в окладе, безопасность детей – все эти темы были затронуты в рамках круглого стола. «Самое глупое, когда вы выбираете школу, – смотреть сайты этой школы: там будет написано что-то вроде того, что она лучшая во Вселенной», – заметил Витольд Ясвин и, по его собственным словам, «непедагогично, неуправленчески» обратил внимание на то, что «качественная школа – это та, в которой дети счастливы». «Лучше всего посмотреть на школу через забор, оценить ее психологический климат», – заметил Ясвин. Ему возразила Галина Савиных, научный сотрудник научно-методического центра содержания образования ГБОУ ВО «Академия социального управления». Экспертная оценка сайта школы, по ее словам, может дать важную информацию о качестве управления. Особенно если владеть экспертизой в построении образовательных программ.
Так или иначе противоречие между официальностью и действительной успешностью детей, между управленческими моментами и тем счастьем ребенка, которое сложно поддается управлению, оказалось лейтмотивом этой дискуссии. «Успешные дети – это не те дети, которые получают высокие баллы на ЕГЭ, а те, которые из года в год показывают личные достижения. Не обязательно успешный ребенок – это тот, кто поступает в престижный вуз, он может стать, например, плиточником (кафельщиком) и при этом быть абсолютно счастливым», – отметила Гульнара Ахмедова, и. о. ректора ГБУ ДПО РД «Дагестанский институт развития образования». С ее словами невозможно было не согласиться. Участники в ходе беседы возвращались к суждению, что истинная школа – это та, где учат, где передают свои знания и куда дети идут с охотой, а не та, где ученик думает, как ему добавить больше баллов. При этом, как подчеркнул Витольд Ясвин, «никаких объективных критериев оценки качества образования у нас нет.
Родители – это одна категория со своими ожиданиями и приоритетами, а есть еще чиновники, работодатели, педагоги, и у каждого из них своя логика развития образования». Но можно, по его мнению, учить физике и химии, а можно учить сдавать физику и химию, первое несравненно более значимо, и каждому важно понимать разницу между этими процессами.

Рука на пульсе времени и универсальные кодификаторы

Отдельно говорилось и о качестве образования в Республике Дагестан. Ежегодно Министерство просвещения устраивает опрос по качеству образования, и Дагестан занимает здесь не самые лидирующие позиции. Среди проблем были отмечены такие, как малокомплектность школ, где один человек может преподавать несколько предметов, и дефицит педагогических кадров: от нехватки учителей, как известно, страдают школы по всей стране, и Дагестан не исключение, а особенно востребованы учителя физики, математики. «Все наши школы имеют совершенно разные условия для реализации государственного федерального образовательного стандарта, очень разные возможности для развития дополнительного образования, для личностного роста детей, для мотивации педагогов. Для повышения качества образования мы должны создавать равные условия», – подчеркнула Гульнара Ахмедова, говоря о том, какие трудности приходится преодолевать системе образования Республики Дагестан для решения вопросов достижения высокого качества образования. При этом в разговоре о путях решения проблем многие отметили, что разные регионы существуют в совершенно разных экономических и культурных условиях, поэтому невозможно транслировать опыт других республик на Дагестан. Путь развития, по словам участников, лучше всего представлять себе как лестницу, на которой восхождение на каждую следующую ступень сочетается с анализом этого шага и с просчитыванием следующих шагов. Но были отмечены и достижения Дагестана: 14 образовательных учреждений в Дербенте проходят капитальный ремонт благодаря специальной программе развития, несколько дополнительных организаций за последнее время получили специальный статус для образования детей, в этом году в 15 школах внедрили цифровое обучение. «В рамках этой программы идет огромная работа: строительство школ и садов, капитальный ремонт. То есть создаются условия, при которых наши дети и педагоги могли бы нормально работать в соответствии с требованиями, которые нам предъявляют», – сообщила Чимназ Алиева.

От общего перечисления проблем образования было недалеко и до экзаменационных частностей. Жаркие споры разгорелись на этом мероприятии по поводу проведения ВПР, участники поделились печальным опытом «санкций» по результатам этой процедуры; были высказаны разные мнения, в том числе и такие, что это необъективная оценка результатов ребенка. Гульнара Ахмедова, однако, выступила за ВПР, отметив, что это диагностическая, а не контрольная работа, у которой иные цели. Провести ее объективно и качественно вполне возможно. По ее мнению, этот диагностический инструмент меняется вместе с системой образования, и стоит держать руку на пульсе времени. Об этом говорила и Галина Савиных на прошедшем следом мероприятии в Музее ковра и декоративно-прикладного искусства: «На ВПР мы косо смотрим – якобы проверяют только предметные результаты, а остальное знать не хотят. Это неправда. Уже сейчас на сайте ФИОКО размещены универсальные кодификаторы, где именно метапредметные результаты сделаны основой контроля качества освоения основной образовательной программы. Учитывается умение бесконфликтно взаимодействовать с другими, получать обратную связь. Эти кодификаторы актуализируют компетенции, среди которых критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация».

«Подъемные» деньги и опыт интеграции

Своими достижениями с коллегами поделились педагоги Калининградской области, там оказывают меры поддержки молодым специалистам. Те, кто устраивается на работу сразу после окончания педагогического вуза, получают так называемые подъемные сто тысяч рублей. «Мы имеем возможность заключать договоры со студентами четвертых и пятых курсов на то, что они придут работать в школы сразу после окончания университета, и на региональном уровне после заключения такого договора студент получает последние два года обучения ежемесячную доплату» – такое интервью порталу «Дербентские новости» дала Ольга Чельцова, директор Классической школы в Калининградской области. А Тамара Попова, заместитель начальника Управления образования г. Якутска, поделилась положительным опытом культурной интеграции: в столице Якутии первые восемь классов обучение ведется и на русском, и на родном языках. «Это делается, чтобы школы развивались, сохраняли свою самобытность, поэтому мне очень интересно побывать в школах Дагестана», – сообщила Попова. Что мы и сделали…

От виноградников – к докторам наук: успехи и проблемы дербентской школы

9 октября программа форума развернулась на пяти оригинальных тематических площадках, которыми стали лучшие образовательные учреждения Дербента. Участники выбрали актуальные для своего запроса темы, среди которых были «Дошкольное образование и начальная школа», «Создание предпрофильного и профильного обучения в старшей школе», «Проектная деятельность и работа с одаренными детьми», «Внебюджетное финансирование: все о грантах и конкурсах», «Повышение управленческих навыков руководителя». Для руководителей органов управления образованием была открыта специальная секция «Драйвер».

Одной из площадок, на которой участники обсуждали вопрос создания предпрофильного и профильного обучения в старшей школе, стала школа №11 Дербента. В приветственной экскурсии по школе ее директор Захар Ильканаев погрузил слушателей в историю школы, которая была открыта в 1955 году: «Никаких строений вокруг не было, одни виноградники, город постепенно расширялся». Сегодня среди выпускников школы есть доктора наук, многие выпускники работают на руководящих должностях, а школа имеет статус ассоциированной школы ЮНЕСКО и принимает участие во многих проектах этой организации. Ильканаев перечислил достижения школы в различных направлениях. Большое внимание уделяется здесь профессиональному росту учителей. Речь шла и о традициях. «Стараюсь принять на работу наших выпускников. Существует традиция – поддерживать связь со своими учениками», – сказал директор. Довольно успешно, по его словам, одиннадцатиклассники школы сдают ЕГЭ: в этом году выпустили 34 ученика, из них – 14 медалистов. Как правило, выпускники поступают в самые престижные вузы страны. Сегодня Захар Ильканаев уделяет особое внимание организации образовательного процесса. Большую работу в школе проводят с родителями. «Мы говорим им: «Ваши дети пришли в десятый класс, значит, они нацелены на то, чтобы получить высшее образование, нужно совместно работать на результат», – отметил директор школы. У школы сегодня есть свой успешно работающий туристический проект.

Рассказал Ильканаев и о проблемах, в том числе успешно преодолеваемых: «Школа рассчитана на 500 учеников, у нас – 1133; в одном кабинете учатся три класса». Сложности, по словам директора, возникают и с внеурочной деятельностью: «Переполненность школы не дает делать то, что мы хотели». Но главное – «если не будет культа образования и обучения в семье, то результата не будет», подчеркнул директор. Зашла речь и о колледжах города Дербента, причем работу педагогического колледжа высоко оценил не только директор, но и другие участники встречи. Присутствовавшим также продемонстрировали фильм, сделанный к 60‑летию Дербента.

Вопросы Ильканаеву задавали самые разнообразные, в том числе как обстоят дела с выплатами для техперсонала. «Чтобы человек хорошо работал, мы даем как минимум полторы ставки», – отметил директор.

Секция «Драйвер»: новые компетенции и необходимость быть в тренде

В рамках форума 9 октября прошла специальная сессия «Драйвер» для руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием, ЦОК, ИРО и других организаций. На встрече участники обсудили актуальные вопросы организации межмуниципального и межрегионального взаимодействия, поделились кейсами успешной реализации системообразующих проектов в сфере образования и обсудили пути решения сложных управленческих задач в сферах формирования региональной и муниципальной модели сетевого взаимодействия, развития кадрового резерва, организации методического сопровождения, синергии систем оценки качества регионального, муниципального и внутришкольного уровней, создания профильных классов. Участникам было предложено разделиться на группы и совместно подумать над взаимодействием, которое помогло бы прийти к важным результатам, придумать темы секций, а Татьяна Раитина модерировала дискуссию со свойственными ей задором и профессиональным погружением в материал.

Светлана Тренихина, ректор ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», кандидат социологических наук, отметила среди проблем «надрыв, идущий от родителей: «Не дадим цифровизировать образование». Такая интенция вполне закономерно воспринимается с иронией не только спикером, но и всеми, кто хоть сколько-нибудь стремится соответствовать требованиям времени. Тему сетевого взаимодействия подхватила Ольга Михайлова, Советник Главы муниципального образования Городского округа Черноголовка.

После небольшой дискуссии и ряда предложенных к обсуждению актуальных для многих тем была выбрана ключевая – модель взаимодействия между структурами (школой, региональными и муниципальными органами управления) для создания эффективной образовательной экосистемы. Участники разбились на команды, в которых проектировали модели по улучшению взаимоотношений между регионом и муниципалитетом, муниципалитетом и школой. Особое внимание уделили созданию поля доверия между структурами управления, которое должно обязательно быть в единой стратегии, тому, как должна выстраиваться качественная межрегиональная и межмуниципальная коммуникация, а также тому, кто должен брать на себя ответственность в ее формировании и внедрении.

Одной из важных проблем эксперты секции «Драйвер» назвали сокращение населения и неравенство условий. Расслоение общества сегодня происходит по экономическому статусу, это ведет к тому, что образовательные условия разные. Другие тренды – усиление региональных властей по сравнению с муниципалитетом, миграция и соответственное увеличение количества билингвальных детей в школах. Директор школы, как рассудили участники, должен будет получить новые компетенции, овладеть навыками маркетинга и пиара, чем сейчас владеют немногие директора. «Важен вопрос укрепления имиджа. Два первоклассника подрались, это попадает на стол к министру, об этом трезвонят все СМИ, в этой ситуации директору нужно уметь грамотно себя вести», – отметила Татьяна Раитина, призвав решать конфликты осознанно и столь же осознанно подходить к анализу их причин.
Директору школы необходимо быть в тренде, и на уровне тренда он должен понимать все тенденции, иначе его поймут не так, как надо, и он будет неэффективен. Таково было единодушное мнение участников, и с этими словами сегодня сложно не согласиться.

Модель взаимодействия между образовательными организациями для создания полноценной экосистемы, актуальность, охват, жизнеспособность, универсальность, будущее такой модели – эти вопросы оказались важны для многих участников «Драйвера». Причем эта модель невозможна без учета децентрализации, которая сейчас является одним из трендов образовательного процесса: федеральные власти сбрасывают ответственность на регионы, а регионы в свою очередь пытаются контролировать все процессы.
Шеринг-экономика (совместное потребление – англ. collaborative consumption, также шеринг – англ. sharin, sharing economy, понятие, использующееся для описания экономической модели, основанной на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения) сегодня, по словам участников, развивается и в экономическом плане, и в социальном. Также растет мультикультурность, а значит, актуальны поддержка миграции и обучение русскому языку. Важны дифференциация видов и форм социальной поддержки малоимущих, усложнение управления, закрывать глаза на эти проблемы сегодня – значит игнорировать текущую реальность. Еще один важный фактор времени, без которого нельзя, – это монополизация идеологии: часто на месте приходится решать политический конфликт, где-то можно услышать и такое: «Если ты против «Единой России», то не можешь работать директором школы», и каждому приходится осуществлять сложный выбор в этой ситуации.

О задачах муниципалитета (которые заключаются в анализе данных) и их корреляции с задачами школы (которые заключаются в их содержании) говорила Регина Костина, заместитель директора МОУ СОШ №82, Черноголовка. Результативность и эффективность, по ее словам, будут возрастать, если каждый будет работать с той информацией, которую хорошо знает.
Информационная открытость, работа с родительской общественностью, умение решать конкретные задачи на каждом уровне – то, что важно сегодня для всех, как для педагогов, так и для управленцев.

Говорили на секции и о написании стратегии развития школы. «Бывает так: завуч списал, директор сказал: «О’кей» – и повесили на сайт. Надо разрабатывать ее совместно», – сказала Татьяна Раитина, отметив и ценность проективной позиции: важно четко обозначить проблему, привлечь к ней людей.

На «Драйвере» были представлены два кейса – от дагестанских и московских участников форума. Про обеспечение программно-технической поддержки процедуры аттестации педагогических работников на основе «ИАС: «АВЕРС. Система аттестации педагогических кадров» рассказывала в этот день Гульнара Ахмедова, назвав основными особенностями процедуры гласность, коллегиальность, открытость, объективность. «Гласность включает в себя недопустимость дискриминации педагогов при проведении аттестационных мероприятий», – подчеркнула спикер, подробно рассказав о том, как принимается решение о присвоении высшей категории на основе мнения группы специалистов, про объективность оценочных процедур и про то, как их оценивают эксперты. Внимание было уделено и таким частностям, как обязательные поля для заполнения, и тому, как происходит обучение экспертов. Эксперты, по словам Ахмедовой, выбираются из числа педагогов, имеющих высшую категорию. Важно, по ее мнению, создать условия для мотивации, чтобы учителя хотели получать высшую категорию, то, что далеко не все желают ее получать, тревожит сегодня многих экспертов от образования.

Наталья Зенькович и Артемий Елисеев из образовательного центра «Взлет» Московской области поделились опытом и работающими кейсами, которые успешно внедрены в регионе. Так, Наталья рассказала про решение проблем низкого уровня организационной и методической поддержки в регионе педагогов и организаторов олимпиад, про невысокий уровень мотивации у школьников для участия в олимпиадах. В качестве решений и инструментов в Московской области созданы удобные информационные ресурсы, проводится регулярная методическая работа с педагогами и организаторами, разработаны профильные образовательные программы по всем 24 общеобразовательным предметам, а также повышены стипендии победителям и призерам заключительного этапа ВОШ. В результате Московская область в неофициальном олимпиадном рейтинге регионов по количеству олимпиадников на душу населения за 3 года поднялась с 26‑го на 6‑е место. Артемий Елисеев рассказал про решение проблемы отсутствия цифрового следа участников олимпиад и конкурсов Московской области, про сложности в масштабировании проведения регионального этапа ВОШ и трудности при формировании отчетов в вышестоящие инстанции. Благодаря выбору единой точки входа – «Школьного портала» Московской области (электронный дневник) – появилась возможность фиксировать результаты по единым идентификаторам. Благодаря внедрению в работу Центра информационных систем появилась возможность удобного сбора аналитики олимпиад, а также возможность по масштабированию очных олимпиад. Таким образом, в Московской области реализован принцип «олимпиада идет к ученикам, а не ученики едут несколько часов на олимпиаду».

По итогам секции все единодушно отметили полноценный обмен кейсами, возможность перезагрузки мышления, возможность взглянуть с разных точек зрения на одну и ту же работающую систему и осмыслить эти точки зрения как несовпадающие. А такое всегда полезно.

Участников после всех дискуссий и насыщенных бесед ждали экскурсия в знаменитую крепость Нарын-Кала, в горное село Кубачи, прогулка по Дербенту и Махачкале и, конечно, национальные кавказские блюда. Живи, Дагестан, живи, сказочный Дербент, сохрани в себе хотя бы немножко этой сказочности, такой манящей, где смотришь на мир удивленными глазами. Да будет так!

Борис КУТЕНКОВ, Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Дербент, Республика Дагестан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте