search
main
0

И с гордостью неси венец терновый. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили сквозь призму поэзии

«…просто с незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями. Это мы.» Шалва Амонашвили

«…и вера меня сохранит и спасет!»

М.Ш.

Мудрость гласит: Учитель появляется тогда, когда ученик готов. А не наоборот. Размышляя о том, как прожить нам жизнь героями духа, мы должны признать, что и мы – ученики, а Жизнь – наш Учитель. Нам еще идти по пути восхождения к вершинам Духа… и мы, как и наши дети, нуждаемся в Учителе…

Есть некий час – как сброшенная клажа:

Когда в себе гордыню укротим.

Час ученичества, он в жизни каждой

Торжественно-неотвратим.

(Марина Цветаева)

Я думаю,

Мы – путники на жизненных дорогах,

искатели таинственных миров.

Мы – разные: от нестерпимо строгих

до бесконечно добрых простаков!

(Марина Шкробова)

Мы призваны нести на своих крыльях любовь и свет. То, что должны воспринять души наших воспитанников, – это свет общечеловеческих ценностей, это должно стать их неотъемлемой культурой. Просто ли это? Вспомните историю Христа:

И все ж Христос или Варавва?

И взгляд застыл под камнем лба.

Свершился выбор. Что ж, Варавва

Толпе понятнее Христа!

(Александр Полежаев)

Сразу ли? Всегда ли нас понимают? Не кажется ли вам, что

Все в жизни нашей от судьбы Христа:

то тихий грот, то царские палаты,

то горбимся под тяжестью Креста,

то счастьем ближнего счастливы

и богаты.

То как Голгофа испытаний ряд,

то просто неуемное блаженство!

И легкою рукою наугад

ты в мире открываешь совершенство.

И, познавая таинства пути,

ты сам себе неповторимо новый.

Унынье – грех, а стало быть – иди!

И с гордостью неси венец терновый!

Выбирая профессию учителя, надевая на голову этот «терновый венец», Боже упаси нас впасть в уныние или предаться отчаянию. То – смертный грех! А мы (как учителя) рождены героями Духа! И быть ими нам помогает Вера. Внутренняя сила, тихая вера в то, что мы протягиваем людям (детям) эликсир жизни, а стало быть, давать его нужно так, чтобы можно было взять (это искусство)! Это дарение нельзя делать раздраженно или с ненавистью, это нельзя делать походя, на бегу, не глядя в глаза, не отдавая частицу души… На все это нужна Вера! Может быть, поэтому в мыслях или в реальности приходим мы на ступени Храма, желая построить в душе свой Храм?!

Страдальческий храм всеспасающей

силой

Опять осеняет московский полет.

И с тихой молитвой: спаси и помилуй

Всяк страждущий счастья к ступеням

придет.

Наставляют мудрецы: Ноша героя Духа будет ношей Мира.

Герой Духа не убоится опасностей, хотя и будет знать их истинные размеры, читаем мы у Шалвы Александровича. Путь героя Духа не всегда усеян цветами человеческой благодарности, и потому часто мы должны сражаться один на один по-цветаевски: «Одна из всех, за всех, противу всех!» или по-ахматовски: «Иди один. И исцеляй слепых, чтобы узнать в тяжелый час сомненья учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы…»

Результат нашей работы отдален во времени, мы не можем верить сиюминутности, потому лишь геройство Духа приличествует нам! И верьте этой прозаической строке Марины Цветаевой: «Дети не поймут? Дети слишком понимают! Главное не обмануть их ожиданий, их Веры в нас! И еще – надо научиться (О благословенный час ученичества!) выходить за пределы обыденности, нами же придуманных ограничений материалистической трехмерности. Надо учиться у детей, смело распахивающих дверь в чудный мир Четвертого измерения, Высшей мерности, где есть путь расширения сознания, позволяющий «в одной песчинке видеть Землю и море в капельке дождя…». Это путь познания Истины. Часто этому мешает простая привычка:

Прокрустово ложе привычек!

На нем, как на троне, сидим.

И к счастью вязанку отмычек

В местах недоступных храним.

Не давая привычке взять над нами верх, открывая вместе с детьми дверь Высшей Мерности, мы можем вести с ними разговор о Душе и Мире Духовном, о нашей Миссии на земле и Смысле Жизни, о том, что все мы – Путники Вечности! Именно Высшая Мерность поможет нам оглянуться вокруг, чтобы лучше видеть детей и сердцем приветствовать их, Детей Света. Почитание Света – вот наша культура!

Дух – наша бессмертная сущность. Идя по пути восхождения к вершинам Духа, мы ищем совершенства на Земле:

Я счастлива жить образцово и просто.

Как солнце, как маятник, как календарь.

Быть светской пустынницей стройного

роста,

Премудрой, как всякая божия тварь.

И вся чистота наших помыслов соединяет в себе Мир земной и мир Высший, наполняя нас чувством ответственности за свою жизнь, ибо мы рождены друг для друга! (Мы – путь – друг для друга, ибо плоды моей миссии предназначены вам, а моя миссия надеется на плоды ваших миссий). И надо научиться ценить тонкие нити нашего духовного родства…

Блаженство тишины

И крика вероломство

Мы испытать должны,

Чтобы сказать потомству:

Цените круг друзей

По духу и по крови.

Для жизненных идей

Он тесен и приволен!

Храните свет простой

В лампаде безыскусной,

Пускайте на постой

И не торгуйте чувством.

Не предавайте свет,

Когда пусты карманы,

Не бойтесь быть в беде

Или казаться странными.

По духу и по крови…

По сути, именно это мы должны сказать потомкам… Мы должны их научить беречь друг друга и нашу планету, мы должны научить их друг с другом церемониться! Взрослея, дети должны с еще большей радостью, чем в детстве, вкушать нектар Жизни! Это нужно, чтобы они осилили свою дорогу и нашли свой путь! А на этакое жизненное кочевье нужны силы и некий внутренний порыв (азарт?):

В кочевье есть особый шарм и смысл.

К чему вам легковесная оседлость.

Так укрощайте скакуна с названьем

«Жизнь»,

Чей нрав или огонь или покорность!

А что на этот раз?!

Каждый раз это выбор. Довольны мы им или нет. Но он – наш. Было время, и мы с вами отправлялись в путь! И выбирали свою дорогу, одну из тысячи! Случайно или неслучайно этой дорогой стала педагогика.

Был выбор мною сделан без затей!

Меня уму и разуму учили.

Потом права высокие вручили –

Учить уму и разуму детей.

(Марианна Ульянова)

Мы – счастливцы и счастливицы! Наша Дорога вечно дарует нам час ученичества, мы в вечном искании, вечном кочевье! И потому Педагогика, богиня, коей мы служим, есть сфера Духа, сфера Мудрости, Интуиции, опыта, сфера Искусства, Науки. Она есть личностное состояние Духа!!! Педагогика – мера жизни, мера всех наук!

Вот почему Учитель и ученик, отвечая на пастернаковское рвение: «Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поисках пути, сердечной смуте, до сущности протекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины…», выходят в мир с одним щитом и под одним плащом! И в этом порыве забывают: кто учитель, а кто ученик.

Гореть, стремясь понять того, кто рядом, самого себя, выходить из этого огня познания обновленным и окрыленным – это все путь Героев Духа! Ведь кому многое дано, с того многое и спросится! Отсюда вечный диалог с Творцом:

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень…

Чтоб был легендой – день вчерашний,

Чтоб был безумьем – каждый день!

Продолжение следует

..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте