Тема “О радостях и сложностях общения”
На этих уроках ты:
признаешь необходимость и ценность общения;
определяешь свой круг общения;
выводишь главные правила и приемы общения и учишься их соблюдать.
Хочешь – верь, хочешь – не верь, но учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как изучать математику или физику, преодолевать горные вершины или стремительные потоки рек. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, бороться с подводными течениями подозрительности, лукавства, корыстных интересов, встречаться со множеством других препятствий. Общество людей за тысячелетия своего существования, с одной стороны, выработало необходимые нравственные правила поведения и законы, которые нужно знать, уважать и соблюдать. С другой – поставило людей перед необходимостью постоянного взаимодействия друг с другом. И если реальную гору ты сможешь обойти, то обойтись без умения жить в согласии с другими людьми невозможно, если хочешь прожить нормальную, полноценную, счастливую жизнь.
Обратимся к пирамиде потребностей. Выше потребностей биологических мы разместили потребности человека в любви и признании, в уважении и почитании, то есть такие, которые предполагают пребывание человека в обществе и отражают его общественную сущность. Ты нуждаешься в других людях, равно как и другие люди нуждаются в тебе, не только потому, что жизнь вне общества невозможна, но и потому, что любому человеку небезразлично то место, которое он занимает среди людей, и то отношение, которое выражают к нему другие. Человеку нужно и есть, и пить, и дышать, но ему также необходимо, чтобы его любили, пусть это будет хотя бы один другой человек. А проявляется это только в общении, значит, общение является не только потребностью, но и ценностью для человека.
Основные понятия темы:
потребность в общении;
ценность общения;
круг общения;
правила общения;
золотое правило нравственности.
Корыстный – основанный на выгоде, стремлении к материальной пользе.
Обаяние – очарование, притягательная сила личного воздействия.
Как близкие нам люди, родители или друзья, показывают, что они нами недовольны? Они с нами… не разговаривают. Что ты переживаешь острее – когда мама ругает тебя или когда не разговаривает с тобой? Почему? А как общество наказывает человека, нарушившего его законы? Оно исключает его из своих рядов, или изолирует от других, – человек попадает в тюрьму. Длительное отчуждение людей – очень тяжелое наказание. Но это крайний случай. Вернемся к каждодневной проблеме общения с окружающими людьми.
Всем знакома фраза “круг общения”. Попробуй определить свой круг общения. Нарисуй в тетради круг и раздели его на дольки, как апельсин. Количество долек – это количество групп людей, с которыми тебе приходится общаться. Размеры долек должны примерно показать, насколько часто и много ты общаешься с той или иной группой людей, насколько она велика. У тебя получатся разные по размеру дольки общения: с родителями; с другими взрослыми; с пожилыми людьми; с младшими по возрасту; с ровесниками; с родственниками; с друзьями; с незнакомыми и др.
Закрась дольки разными цветами по степени приятности общения с разными группами людей. Сравните ваши разноцветные апельсины.
Необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Но наверняка каждый из вас встречал в жизни незнакомца, с которым сразу было легко вступить в контакт. Закрой на несколько секунд глаза и вспомни, что именно делал этот человек, что привлекло к нему твое внимание. Запиши его действия.
Он
1.
2.
3.
Поделитесь своими мнениями друг с другом.
В жизни действительно существуют люди, которые обладают особым даром обаяния. Он дается человеку природой, как математические способности или музыкальный слух.
С обаятельным человеком не только легко общаться, но хочется ему довериться. Вне зависимости от наших способностей мы учимся и математике, и музыке, и живописи. Так и в общении многому можно научиться, в том числе и качествам приятного собеседника, что неотделимо от качеств культурного человека. Пусть тебя не пугает кажущееся многообразие правил вежливости дома и в гостях, в школе и на улице, в театре, с друзьями, со знакомыми. Нужно усвоить нечто главное, что объединяет все правила общения и составляет, по сути, золотое правило нравственности: “Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой”. Ты хочешь, чтобы тебя замечали, но другие также вправе ожидать от тебя внимательности. Итак, главное правило общения таково:
Уважай тех, с кем общаешься.
Все остальные правила во главу угла ставят именно уважение:
Будь тактичен, щади чувства своего собеседника, не принижай его достоинство, не ставь его в неловкое положение.
В жарком споре нужно обсуждать вопрос или проблему, но не друг друга. Если ты уверен, что твой оппонент не прав, оценивай его поступок, а не его самого. Как только с обсуждаемой проблемы вы собьетесь на критику личных качеств – миру конец, начинается конфликт, ссора или разрыв отношений. Проблема же останется неразрешенной. Таким образом, необходимое качество, которое ты в себе должен выработать как хороший собеседник, – это терпение.
И, наконец, изумительный собеседник, уважающий другого, обладает умением слушать, что, конечно, опять требует терпения.
Как осуществляется процесс общения? Оказывается, в восприятии нами другого человека важную роль играют не слова, которые он произносит, а интонация и телодвижения, включая мимику.
Это интересно
Психологи отмечают, что в общении слова важны на 7%, интонация – на 38%, язык телодвижений – на 55%.
Интонация – тон и манера произношения слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он произносит.
Мимика – движения лицевых мышц, выражающие чье-либо душевное состояние.
Сумбурный – беспорядочный, запутанный.
Но интонации принадлежит важнейшая роль. Почему на уроках литературы учителя бьются над выразительным чтением? Да потому, что одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией, приобретает разный смысл. Интонация обогащает речь. Знаки препинания в речи мы выделяем интонационно. Интонация отражает все человеческие чувства.
Богатой интонацией владеют актеры и многие учителя. В чужом месте человек узнает родную речь сначала по интонации, а затем по словам.
Это важно
Общие правила относительно жестов такие. Жестикулирование не должно быть беспрерывным и сумбурным. Но выразительный и точный жест может очень украсить нашу речь. Скованные, вялые жесты так же некрасивы, как разболтанные и беспорядочные. Чрезмерное жестикулирование угрожает окружающим вещам.
Говоря о жестах, надо сказать и о том, чего не рекомендуется делать: бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, трогать руками лицо, почесываться, барабанить пальцами по столу, притоптывать в такт музыке, дергать кого-нибудь за рукав, болтать ногами, часто охорашиваться перед зеркалом.
Воспитанность и красота человека ясно проявляются в его движениях. Они должны быть целесообразными (никаких бессмысленных действий!), естественными (никакого ломания и манерничания!), ловкими.
Возможно, ты удивился, узнав о значительной роли языка телодвижений и жестов в нашем общении. Но, скорее всего, в истории развития человека жест появился раньше слова. Выдающийся французский философ Мишель Монтень (1555-1592) так отмечал способность людей общаться, не прибегая к речи: “А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, умоляем, отрицаем, отказываем, спрашиваем, восхищаемся, считаем, признаемся, раскаиваемся, пугаемся, стыдимся, сомневаемся, поучаем, приказываем, подбадриваем, поощряем, клянемся, свидетельствуем, обвиняем, осуждаем, прощаем, браним, презираем, не доверяем, досадуем, мстим, рукоплещем, благословляем, унижаем, насмехаемся, примиряем, советуем, превозносим, чествуем, радуемся, восклицаем, немеем. Многоразличию и многообразию этих выражений позавидует любой язык!
Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, признаемся, отрекаемся, отрицаем, приветствуем, чествуем, почитаем, презираем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, жалуемся, ласкаем, покоряемся, противодействуем, увещеваем, грозим, уверяем, осведомляем.
А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы, и притом на языке, понятном всем, без всякого обучения ему, на общепризнанном языке. Таким образом, если учесть наличие множества других языков, каждый из которых принят лишь в определенных областях или государствах, то язык движений следует, пожалуй, признать наиболее пригодным для человеческого рода”.
Что касается слов, которые ты употребляешь при общении, то в сочетании с интонацией и жестами нужно научиться следующим умениям:
– внимательно молчать и делать “открывающие реплики” (“да”, “понимаю”, “можно ли подробнее”, “продолжай, продолжай” и т.п.);
– уточнять (“Я не понял”, “Что ты имеешь в виду?”, “Объясни, пожалуйста, еще раз”);
– перефразировать (“По твоему мнению…”, “Ты думаешь, что…”, “Поправь меня, если я ошибусь, но ты сказал, что…”, “Другими словами, ты считаешь, что…”, “Если я правильно понял(а)…”).
– отражать чувства (“Мне кажется, что ты чувствуешь…”, “Вероятно, ты чувствуешь…”, “Ты несколько (очень, страшно) расстроен(а)”, “Мне кажется, тебя что-то беспокоит”);
– подводить итоги (“То, что ты сказал, может означать…”, “Твоими основными идеями, как я понял(а), являются…”, “Если теперь подытожить сказанное тобой, то…”).
Названные умения отличают хорошего собеседника независимо от того, с кем он общается – с близким человеком или незнакомым. Они призваны выразить умение человека слышать собеседника. Но эффект будет высоким только при условии, если ты слушаешь всем телом – глазами, позой, жестами внимания.
Внимание, уважение и терпимость – залог успешных взаимоотношений между людьми.
Советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению:
1. Улыбайтесь.
2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.
4. Будьте хорошим слушателем.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.
Проверь себя
Воспитанный(ая) ли я сын (дочь)?
(Поставь в квадрате слева знаки “+” или “-“)
Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы “не крутился под ногами”?
Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
Свои нужды (купить “Денди”, мяч, Барби и т.д.) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?
Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?
Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)
У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять тебя с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ – – ++++ – – -.
Если есть некоторые несовпадения, то допиши:
Я решил(а), что ___
Упражнение 1
Спор без “почему”
Оказывается, такое простое и любимое многими слово “почему” обладает удивительными свойствами. Если это слово произносит учитель, обращаясь к ученикам с вопросом, то оно уместно и очень хорошо выполняет свою роль, так как обладает особой способностью возбуждать чувства по отношению к чему бы то ни было, оно как бы раззадоривает на ответ. Но именно в силу этого свойства слово “почему” иногда приводит к затруднительным ситуациям. Попробуйте поиграть в игру “Зануда”. Один из учеников будет играть роль Почемучки. Он должен задать любой вопрос, начинающийся с “почему”. Например: “Почему осенью желтеют листья?” или “Почему существуют домашние задания?”. Получив первый ответ, Почемучка продолжает “допрос” как следствие первого ответа. Допустим, ответ был таков: “Так устроено в природе”. Почемучка спрашивает: “Почему так устроено в природе?” и т.д. Ученики отвечают по цепочке. Интересно, на каком по счету вопросе вы все вздохнете: “Ну и зануда!”?
Вывод прост. Слово “почему” не очень подходящее во время спора. Оно вызывает эмоции и способствует конфликту. Поэтому в назревающей ссоре это слово лучше заменить другими словами (например, “по какой причине”, “вследствие чего”, “в силу каких обстоятельств”). Попробуйте организовать небольшой спор в парах и не задавать вопросов, содержащих слово “почему”.
Упражнение 2
Я-предложение
Обостряют конфликтную ситуацию слова “никогда” и “всегда”. Но есть такие предложения, которые смягчают конфликт. Психологи их называют “Я-предложения”. Это таким образом построенные фразы, которые не вынуждают твоего собеседника защищаться. Предложение строится так, что в нем человек сообщает, что чувствует и почему.
Сравни:
Ты никогда мне не помогаешь!
Меня огорчает, что ты мне не помогаешь, потому что, думаю, одной мне с этим не справиться.
После каких слов следует надеяться на помощь?
Обрати внимание на то, как построено “Я-предложение”:
МНЕ (выражаешь эмоцию), КОГДА ТЫ (делаешь что-то), ПОТОМУ ЧТО (указываешь причину).
Попробуем построить такие предложения. Прочитай диалог между Катей и Димой и замени все выделенные реплики “Я-предложениями” по образцу первого.
Катя: Вечно пристаешь с дурацкими вопросами, возьми учебник и сам прочитай.
Вариант замены: Мне досадно, когда ты спрашиваешь простые вещи, потому что уверена, многое ты можешь сделать сам.
Дима: Не зазнавайся, думаешь, ты одна такая умная!
Вариант замены: Мне ___, когда ты ___, потому что ___.
Катя: Ты вообще никогда ничего не делаешь сам, привык, что все за тебя решают другие.
Вариант замены: Мне ___, когда ты ___, потому что ___.
Дима: Подумаешь! Сама в прошлый раз у Наташки спрашивала. Мне Олег сказал.
Вариант замены: Мне ___, когда ты ___, потому что___.
Катя: Слушай больше чужие враки. Сосед называется! Вот и спрашивай у своего Олега!
Вариант замены: Мне ___, когда ты ___, потому что ___.
Упражнение непростое. Но еще большие усилия требуются для его выполнения в реальной жизненной ситуации. Но ты же не хочешь частых ссор со своими родителями и друзьями?
Вопросы и задания
I. Ответь на вопросы:
1. В чем состоит необходимость общения?
2. В чем заключается ценность общения?
3. Нужно ли учиться общению? (Докажи свою точку зрения).
4. Что лежит в основе общения? Каковы общие правила общения?
5. С какими ситуациями, нарушающими правила общения, ты встречался в жизни? Приведи примеры.
II. Проверь и потренируй свои интонационные способности. Выбери одну или две фразы (или любимые стихотворные строки) и произнеси их с разным интонационным смыслом (вопрос, восклицание, констатация факта) и с разным чувством (вспомни урок 5-го класса).
III. Вырази руками, кивком головы, плечами, бровями и др. действия, названные М. Монтенем в тексте урока.
IV. Со своим соседом по парте составьте диалог на любую тему, каждая реплика которого содержала бы указанные в уроке умения внимательно слушать и слышать друг друга.
Домашнее чтение
Язык жестов
Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, был известен еще древним римлянам. Так после окончания поединка император давал знать, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
В течение многих веков считалось: если кто-то при нас чешет голову или теребит одежду, то этим он выражает свое пренебрежение к нам. Образованные люди никогда так не делали.
Есть жесты, которые стали международными и понятны всем. Поднятая рука – это просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. А эскимосы, приветствуя друга, легонько стучали ему кулаком по голове и по плечам. Лапландцы трутся носами. Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня так приветствуют друг друга военные. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. Мы, выражая восхищение, захлопаем в ладоши. А испанец или мексиканец сложит для этого три пальца, прижмет их к губам и воспроизведет звук поцелуя. Бразилец, восторгаясь чем-то, возьмется за мочку уха. Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык, не огорчайтесь. Это будет означать: “Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен”. Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.
А вот эти жесты во всем мире воспринимаются одинаково. Если во время разговора вы будете махать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицу на его костюме, то любому человеку станет ясно: вы очень невоспитанный. Палец, приставленный к губам, означает молчание. “Кивая” указательным пальцем, грозят или укоряют. Опустив голову, показывают печаль. Изображение пальцем языка змеи в штате Пенджаб (Индия) означает: “Ты лжец!” У русских согнутый указательный палец означает просьбу “Разогни!”, то есть перестань сочинять!
Русские, прощаясь, машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А жители Андаманских островов на прощание подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.
Тема “Об этикете, моде
и правилах вежливости”
На этом уроке ты:
убеждаешься в важности соблюдения правил вежливости;
задумываешься о смысле и роли этикета;
учишься более осознанно относиться к своему внешнему виду, правилам вежливости.
Основные понятия темы:
этикет;
вежливость;
уважение;
тактичность;
мода;
вкус;
стиль
“Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он себя видит, каждый из двоих, каким его видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле”. В этом остроумном утверждении американского ученого-философа и психолога Вильяма Джеймса (1842-1910) точно подмечено, что во взаимоотношениях людей одинаково важны три компонента – он сам, его отношение к себе и отношение к нему других людей. В жизни все эти три вещи не совсем совпадают, а часто совсем не совпадают. Остановимся на последней проблеме. От чего зависит то, как к тебе относятся другие люди? “Конечно, от моих достоинств и внутренних качеств личности”, – скажешь ты. Но это, когда тебя разглядят, узнают, оценят твои поступки. На это требуется время. Да и можем ли мы рассчитывать на то, что все, с кем мы встречаемся, общаемся, глубоко в нас разберутся. “Встречают по одежке”, – гласит русская пословица. Это значит, что многое зависит от впечатления, которое производит человек, от того, как он выглядит в глазах окружающих. А что определяет восприятие одного человека другим?
Внешний облик, манеры, поведение… А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним проявлением, является ЭТИКЕТ.
От слова “этикет” веет чем-то старинным и церемонным. Всплывают образы дам и кавалеров, реверансов и трепещущих вееров, полонезов и дуэлей. На самом деле этикет – не дань прошлому, а все твое внешнее поведение, включая словесное обращение. Современный этикет отличается от этикета прошлых эпох. В чем состоят его смысл и сущность? Это прежде всего уважение к окружающим. Соблюдая этикет, ты показываешь речью, манерами, жестами, одеждой свою внутреннюю готовность помочь другому. Как так? Давай разберемся.
Манеры – внешние формы поведения человека.
Реверанс – почтительный поклон с приседанием.
Этикет – установленный порядок поведения где-либо.
Полонез – польский торжественный танец-шествие.
Вкус – способность человека понимать и оценить прекрасное, красивое во всех сферах жизни и в искусстве.
Стиль – общность создаваемого образа, средств художественной выразительности в чем-либо.
Ты думаешь, что твои одежда и прическа принадлежат только тебе? Так ведь ты видишь себя только в зеркале. А в течение дня на тебя смотрят друзья, одноклассники, родители, учителя, прохожие. Можешь ли ты увидеть себя их глазами? Какова, к примеру, роль одежды? Конечно, ее появление в жизни человека было прежде всего связано с необходимостью защиты от холода. Но 40000 лет назад кроманьонский человек украшал одежду. Зачем? Продолжи фразу: “Одежда нам нужна для того, чтобы…” – и назови не менее пяти предназначений одежды.
Специалисты определяют у одежды много функций. Кроме защиты человеческого тела, одежда – всегда знак, символ, по которому многое можно определить.
Одежда показывает:
– принадлежность к какому-либо народу, стране;
– принадлежность к какой-либо группе общества (сословию, о котором ты узнаешь из уроков истории средних веков);
– принадлежность к какой-либо профессии.
Разную одежду люди надевают в праздники и будни, дома и на работе. По-разному одеваются мужчины и женщины, взрослые и дети, богатые и бедные. Одежда отражает индивидуальность каждого человека, его вкус или отсутствие такового. А что такое мода? В самом общем виде – это непродолжительное господство какого-либо одного вкуса или стиля. От чего зависит мода? На этот вопрос не ответит ни один самый выдающийся модельер. Про нее не зря говорят, что она капризна. Ее невозможно угадать, ей невозможно угодить. О изменчивости капризной моды можно судить по тому, как менялся женский костюм в течение всего одного века во Франции, традиционно считавшейся законодательницей моды. Иногда об одежде говорят так: “Она может быть либо модной, либо удобной, либо красивой. Хорошо, если сочетаются два каких-либо ее качества, почти никогда все три”. А каково твое мнение?
Кроме вкуса и стиля, внешний вид определяют чистота, опрятность и аккуратность. Допустим, ты все хорошо усвоил на предыдущих уроках, посвященных экологии, и решил бережно относиться к природе. Реши задачу:
“Учащиеся 6-го “Б” класса в целях экономии воды и моющих средств, производство которых вредно для окружающей среды, поступят так: часть учеников не будут мыть голову шампунем; в 2 раза большее число ребят не будут мыться с мылом; остальные 10 человек не будут чистить кремом обувь. И все вместе отказываются стирать белье с порошками. Сколько всего ребят учится в этом “экологическом” классе, если от шампуня отказались 20% учеников?”
Получив ответ, подумай, поверит ли учитель в истинную причину такого “ответственного” решения и приятно ли ему будет вести уроки в 6-м “Б”?
Таким образом, твой костюм, прическа, украшения, а также то, где и как ты их носишь, очень многое говорят о тебе еще до того, как ты успел что-то сделать или сказать.
Что касается множества других правил этикета, то они различны у разных народов и отражают смену исторических эпох. Они определяют такие стороны нашей жизни, как отношения между молодыми людьми и пожилыми, старшими и младшими, мужчинами и женщинами; это отношения дома, в гостях, в школе, на службе, в транспорте, в театре. Есть особый этикет в бизнесе, от нарушений которого может пострадать все дело. Существуют особые церемонии проведения официальных (государственных) мероприятий, праздников, торжеств. Нужно учиться правильно писать письма, правильно разговаривать по телефону, правильно накрывать на стол. Для этого полезно почитать специальные книги, статьи, журналы. Все вместе эти правила называются правилами вежливости. Трудно ли их соблюдать? Трудно, если ты не умеешь сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других. Трудно, если не умеешь не шуметь, не перебивать чужих разговоров, не шмыгать носом, не зевать вслух, не раскачиваться на стуле, не вытирать ботинки о штанину брюк, признавать всего того, что отличает цивилизованного человека от дикаря.
Вопросы и задания
I. Ответь на вопросы к уроку:
1. Почему важно соблюдать этикет?
2. Почему правила этикета можно назвать правилами вежливости?
3. Каковы роль и предназначение одежды?
4. Может ли со временем меняться представление о красивом? Различно ли оно в разных странах? Приведи примеры.
5. Подумай и выскажи предположение о том, почему одинаково одеваются: а) в армии; б) в спортивной команде; в) в оркестре.
II. Обсуди и поспорь на тему:
“Надо иметь много денег, чтобы покупать модные вещи”.
“Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим”.
“Успех имеет не платье, а Золушка в платье”.
III. Объясни смысл и выучи старинную русскую скороговорку:
“Не просмеховствуй других, и сам не просмеховствован будешь”.
Тема “О том лучшем, что
есть в человеке”
На этом уроке ты:
углубляешь понимание сущности нравственности;
расширяешь свои знания о моральных нормах и нравственных качествах личности;
пытаешься обосновать необходимость нравственных норм в окружающем обществе и лично для себя.
Основные понятия темы:
мораль и нравственность;
нравственные качества личности;
нравственный долг;
добродетели и пороки.
Давай-ка выстроим цепочку выводов из предыдущих четырех уроков, в которой каждое новое звено будет напрямую связано с предыдущим:
становление человека возможно только в обществе людей
поэтому он должен уметь общаться с людьми
в основе общения лежит способность принимать людей такими, какие они есть
началом общения служат правила этикета, манера поведения, внешний вид…
А дальше? Каким является следующее звено цепочки? Жить-то мы хотим среди хороших людей. Ведь мы любим не платье, а Золушку в платье; “встречаем по одежке, а провожаем по уму”. Что хорошее ценим мы в человеке и чем измеряем это хорошее? Метрами, килограммами, секундами? Вспомним “Дом хорошего человека”, который мы строили в 5-м классе на уроке гражданственности. Строительным материалом для этого дома были нравственные качества личности. Наш дом имел фундамент, стены, окна, двери, крышу и трубу. Каждый из вас определял тогда, что заложено в фундаменте дома человеческой личности, что придает крепость его стенам и прозрачность окнам, а также то плохое, что должно вылететь из него вместе с дымом. Какие же качества из тех, что признаются лучшими если не всеми, то большинством людей, мы с вами заложили в фундамент нашего дома? К ответу на этот вопрос мы пришли на уроке “Правила человеческого общества: правила морали”. Признанные в обществе правила морали и нравственность находят отражение в каждом человеке и формируют в нем личные нравственные качества. Происходит и обратный процесс: люди, обладающие высокой нравственностью, влияют на благополучие всего общества. Каковы основные свойства правил морали?
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своем поведении.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Правила морали – это правила человеческого общежития, которые регулируют поведение людей; это неписаные правила, которые сложились естественным путем; они охраняются от нарушения силой общественного мнения.
Эти три важные характеристики отличают правила морали от законов или права, однако не полностью передают их суть.
В стаде животных, стае птиц, пчелином рое хорошо налажена регуляция поведения. Но разве есть нравственность у животных? Как быть, если нравственный долг требует от человека выступить против общественного мнения? Так тоже бывает в жизни. В чем же сущность нравственности, нравственного долга? Мораль и нравственность – это принятые в обществе представления о добре и зле, о гуманном и справедливом. Нравственные качества – это требования личности, предъявляемые к самой себе, отражающие стремление к добру. Нравственный долг – это стремление к самосовершенствованию с целью утверждения человеческого в человеке. Каковы же основные правила нравственности?
Это важно!
Слова “нравственность” и “нравы” происходят от одного корня “нрав”. Но они различаются по смыслу. Нравы – это привычный способ поведения, это то, как мы обычно поступаем. А нравственность – это то, как мы должны поступать.
Нравственные нормы, принятые в разных странах, обществах, культурных традициях, отличаются друг от друга.
Древнегреческий философ Аристотель перечислил двенадцать нравственных добродетелей. Все они находятся в середине между крайностями, которые в свою очередь являются пороками – пороком избытка и пороком недостатка. Например, добродетелью считается отвага. Но ее избыток – безрассудная храбрость – это порок; другая крайность – трусость – порок недостатка отваги.
Нравственную теорию в античном мире утвердил римский философ Цицерон. Он выделил четыре добродетели – отвагу, справедливость, умеренность, мудрость.
Отважный человек не боится физической опасности и встречи с правдой.
Справедливый человек относится к людям так, как они того заслуживают вне зависимости от своих личных чувств.
Умеренный человек обладает спокойствием и уравновешенностью, управляет тем, что поддается контролю и не пытается управлять тем, что ему не поддается.
Мудрый человек в первую очередь знает себя, видит в жизни главное и не тратит время на пустяки, он не заинтересован в материальной выгоде, знает, когда может помочь и когда не может.
К этим четырем добродетелям христианство добавило три богословских: веру, надежду и любовь. К христианским грехам и порокам относятся: гордыня, гнев, отчаяние, лень, скупость, чревоугодие.
Мир, жизнь, труд, милосердие, гуманизм, внимание к старикам, забота о детях – эти ценности сейчас признаются всем человечеством. Но вместе с тем каждый народ выработал и свои обычаи, правила, традиции.
Гордыня – эгоистичное, злое чувство радости за неудачи тех, кого мы считаем ниже нас.
Гнев – чувство сильного возмущения тем, что происходит вопреки нашим желаниям.
Отчаяние – состояние крайней безнадежности.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться.
Скупость – желание что-либо приобретать и использовать только для себя.
Чревоугодие – обжорство.
Наши отечественные нравственные традиции складывались в течение многих и многих веков.
Славянин, а потом и русич – это пахарь, труженик. Он мирно и уважительно относится к соседям. Славяне испытали многочисленные военные нападения. Поэтому на поясе пахаря всегда висел меч. Основная идея русских былин – освобождение, защита. Русские воины отличались мужеством, удалью и стойкостью, готовностью к самопожертвованию во имя матери-земли. Широкие пространства, спокойные величавые реки, умеренный климат формировали умеренный, терпеливый и выдержанный характер народа. Древние русичи, а позднее россияне трудились и выживали в общине. Это формировало, с одной стороны, чувство общности и коллективизма, а с другой – уверенности и свободолюбия. Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович берутся за оружие, чтобы иметь возможность вернуться к мирному труду. В русских сказках герои часто отказываются от полцарства, злата-серебра и из трех дорог, как правило, выбирают самую трудную. Счастье они ищут не для себя, а для всех. Русские положительные сказочные герои заботятся обо всем живущем – дереве, птице, звере, человеке. “Денег ни гроша – да слава хороша” – утверждает русская пословица.
Может быть, превратности современной российской истории как раз связаны с тем, что мы пытались пренебречь старым? Да разве могут устареть нравственные ценности? Эти вопросы стоят того, чтобы над ними глубоко поразмыслить.
Задания и упражнения
I. Ответь на вопросы к содержанию урока.
1. Что такое мораль?
2. Что отличает мораль от права?
3. В чем состоит сущность правил морали?
4. Как взаимосвязаны правила морали и нравственные качества личности.
5. Как складывались в истории правила морали? От чего зависело появление тех или иных нравственных норм?
II. Продолжи фразы:
Я люблю в людях…
Я ненавижу в людях…
Назови не менее пяти качеств.
III. Как известно, Золотая Рыбка исполняет три желания своего избавителя. Если бы она выполняла твою просьбу, то какие три лучших качества личности ты бы пожелал:
для себя…
для твоих ровесников…
для взрослых…
IV. Давай пофантазируем. Тебе выпадает шанс побывать в абсолютно счастливой стране. У каждого своя страна счастья, ибо зависит только от личного воображения. Можешь описать, а можешь нарисовать, как выглядят в ней люди, какого цвета у них одежда.
V. Представь себя на месте писателя, которому предстоит написать очень интересную книгу, наполненную множеством самых невероятных приключений. В каждой такой книге есть главный герой и главный злодей.
Придумай главного положительного героя и главного отрицательного героя своей книги.
VI. Какие народные сказки тебе знакомы?
Подбери примеры сказок двух народов и выпиши в тетрадь те нравственные нормы, которых придерживаются их герои. Сделай сравнение.
VII. Попробуй поспорить.
Согласись или не согласись со следующими утверждениями, используя фразы: я согласен; я почти согласен; я еще не убежден до конца; я не согласен:
“Жить нравственно скучно”.
“Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад”.
“Зачем я буду разоблачать одного жулика, если знаю, что все кругом воруют?”
Домашнее чтение
Жадный Пак
Давным-давно жил на свете старик Пак. Что бы он ни увидел, все забирал себе и все ему казалось мало.
Однажды попалась в его капкан белка, да не простая белка, а золотая. Обрадовался Пак, и вдруг заговорила белка человечьим голосом:
– Отпусти меня, не убивай. За это я отплачу тебе.
– А чем отплатишь? Сделай-ка так: пусть все, к чему я притронусь, превращается в серебро. Тогда отпущу тебя, – сказал жадный Пак.
– Хорошо, будь по-твоему, – пообещала белка.
Дотронулся Пак до капкана, смотрит, капкан серебряным стал. Отпустил тогда старик белку и вернулся домой. От радости не знал, что и делать.
Потянул он дверь, а она тотчас серебряной стала. Хотел у порога обувь снять, а она – серебряная. Дотронулся рукой до циновки, и она стала серебряной.
Пак от жадности потерял голову: бегает по дому и все, что ему на глаза попадется, в серебро превращает. Дотронется Пак до чашки с рисом, возьмет в руки палочки – все серебром оборачивается. Голоден Пак, так бы и съел что-нибудь, а не может.
– Это ничего. Зато теперь у меня несметные богатства! Все будут завидовать мне, – тешил себя мыслью жадный Пак.
Многие и правда завидовали старику Паку, да недолго. Стали люди замечать, что толстый, как бочка, Пак худеет не по дням, а по часам и вскоре совсем отощал. Все в доме у него серебряное, а Пак с голоду умирает. Так от жадности и умер.
Ответь на вопросы
1. Почему богатство не привело жадного Пака к счастью?
2. Как ты думаешь, связаны ли в реальной жизни друг с другом богатство и счастье? Докажи свою точку зрения.
Марина СУББОТИНА,
учитель начальных классов
Нижний Новгород
Комментарии