search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

И физики, и лирики. Новые технологии на все случаи жизни

Недавно меня пригласили на церемонию вручения дипломов о высшем образовании в одном из вузов города. Выступая перед новоиспеченными бакалаврами и магистрами, пожилой преподаватель сказал: «Не забудьте обменяться адресами перед расставанием, так важно сохранять связь с однокурсниками, не потерять друг друга». По залу прокатился смешок. Для «Поколения.ру» это предложение прозвучало как анахронизм.

Многие современные студенты искренне уверены, что Интернет, возможность мгновенной связи, быстрого поиска и сбора информации были всегда, что слово «адрес» непременно должен включать в себя значок @ (так называемый амперсанд*), а письмо, разумеется, может быть только электронным.

В Новосибирском государственном университете накоплен богатейший опыт использования ИКТ в освоении новых знаний. Причем большое внимание здесь уделяют не только традиционному оснащению аудиторий, закупке нового оборудования, разработке современных программ и методик, обучению сотрудников. На всех факультетах успешно осуществляется междисциплинарный подход к образованию. На моих глазах в одной из аудиторий группа студентов физического факультета устанавливала мультимедийный проектор, молодые люди подсоединяли ноутбук, загружали презентации по темам курсовых работ, готовились к выступлению: шел государственный экзамен по английскому языку. Не стоит и сомневаться, что опыт выступления на иностранном языке перед комиссией и сокурсниками, задающими вопросы по теме, безусловно, пригодится будущим ученым, когда они будут представлять Россию на международных конференциях.

Кстати, в этом вузе ежегодно проводится Международная студенческая конференция. И современное оборудование стоит практически во всех секциях, причем представители гуманитарных специальностей пользуются техникой, делают доклады и показывают презентации также уверенно, как и их братья «физики».

Весьма впечатляет последовательная работа университета над тем, чтобы сделать высшее образование доступным для людей с ограниченными возможностями. Помимо пандусов для инвалидных колясок, индивидуальных программ и учебных планов здесь широко используют особые программы для слепых и глухих. Представьте себе: студент сидит за особой клавиатурой, печатает по системе Брайля, а адресату поступает обычный текст. Вы пишете ответ, и компьютер переводит ваши слова обратно в язык, понятный для лишенных зрения людей. Если нужно, слабовидящий или полностью незрячий человек просто услышит нужную информацию. Благодаря такому оборудованию, например, Светлана Васильева смогла осуществить свою мечту и получить образование на факультете журналистики. Глядя на эту девушку, не сразу сообразишь, что она не видит – настолько уверенно ее обращение с техникой. Кстати, то, что вы наговорите на диктофон, программа может преобразовать в текстовый файл, который смогут прочесть глухие.

Компьютерами, точками свободного доступа к Всемирной сети и мультимедийными кабинетами с современной связью здесь обеспечены не только учебные аудитории, но и общежития. Создан прекрасный сайт www.nsu.ru, где представлены все подразделения университета, есть форумы, новости, электронная версия газеты «Университетская жизнь», ведется большая работа по связям с выпускниками. Участие в национальных проектах и различных конкурсах дает дополнительные средства для развития главного вуза Сибири.

В ректорате охотно делятся новостями и планами на будущее.

– В 2007 году в рамках ПНП «Образование» наш университет получил грант на реализацию инновационной образовательной программы, – рассказывает доктор экономических наук, профессор, проректор по дополнительному образованию НГУ Вера МАРКОВА. – Идея подобного конкурса и грантов очень хорошая, вузы получили возможность приобрести новое оборудование, обновить материально-техническую базу, повысить квалификацию сотрудников. Более 80 процентов денег идет на оборудование.

Во-первых, мы оснастили лабораторные практикумы факультетов естественно-научного профиля, приобрели современную мультимедийную и компьютерную технику. Например, на химическом факультете за год почти полностью обновилось все – от колбы до спектрометра. Поточные аудитории оснащены мультимедийной техникой, переоснащены компьютерные классы, расширены возможности для проведения видеоконференций, приобретены современные серверы, лицензионные программы.

Во-вторых, мы создали на базе ведущих факультетов оборудованные по последнему слову техники и ориентированные на широкий спектр мультидисциплинарных исследований научно-образовательные комплексы (НОК), в частности, по нанотехнологиям и современным материалам. Также создан НОК «Живые системы», где ведется подготовка будущих специалистов, которые будут работать на стыке нескольких наук – биологии, медицины, химии, физики, генетики… У нас много междисциплинарных проектов, для реализации которых создана материально-техническая база.

В вузе постоянно разрабатываются новые учебные программы, лабораторные практикумы. Мы не идем по пути развития отдельных направлений, стараемся развивать вуз в целом. Если вы придете на занятия к гуманитариям, то увидите те же компьютеры, проекторы, мультимедийную технику. Сейчас мы хотим поставить сюда современные лингафонные кабинеты. Свой научно-образовательный комплекс есть и у юристов. Так, мы открыли криминалистическую лабораторию, где обучение проходят не только студенты, но и работники правоохранительных органов. Учим их пользованию ИКТ и современным методам анализов. Образование действительно перешло на новую ступень.

– НГУ всегда работал в тесном содружестве с научно-исследовательскими институтами Академгородка, – продолжает Вера Дмитриевна. – С третьего курса, а то и раньше, студенты начинают вести там исследовательскую работу, пишут курсовые и дипломные работы. Сейчас мы стремимся связать подготовку специалистов с потребностями не только науки, но и бизнеса, готовим будущих работников в самых разных сферах, особое внимание обращаем на ИКТ и нанотехнологии. Сегодня действительно нужны программы междисциплинарной направленности.

…Система образования консервативна, а знание современно. Можно сказать, что в университете проводится опережающая подготовка специалистов будущего. Гуманитарии должны сегодня владеть компьютером, ориентироваться в Интернете не хуже технарей, а те, в свою очередь, должны быть грамотными, владеть иностранными языками. Одновременно у всех необходимо формировать инновационное мировоззрение.

Благодаря инновационному проекту изменилась и жизнь администрации вуза. Здесь еженедельно подводят итоги и обсуждают проблемы, пишут отчеты об использовании гранта. При этом весь документооборот ведется в электронном виде, что существенно облегчает нашу деятельность.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

__________

*См. статью Александры ЦЫМБАЛ «Изобретение соб@ки», №3, 2007 год, «ИКТ в образовании».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте