search
Топ 10

«И детства не было у них». В годы войны школьники старались помочь фронту чем могли

​Несколько лет назад в свет вышла книга «Мончегорское образование: истории славные страницы. Историко-архивная хроника» Александра Архипова, начальника Управления образования Мончегорска Мурманской области. В ее основе – архивные источники, материалы печатных изданий, личные воспоминания, переписка автора со старейшими учителями города. Отдельные главы книги, которые мы публикуем в сокращении, посвящены военному времени. Хроникальные, часто обрывочные сведения ярко высвечивают прошлое. Из многочисленных фактов, воспоминаний, событий складывается картина военной жизни школьников в Мончегорске и его окрестностях.

Мончегорск, дети, войнаДосталось им в тех днях лихих. Познали все сполна. И детства не было у них. А было что? Война!..Первого сентября 1941 года в Мончегорске начался очередной учебный год. В городе работала только одна средняя школа №3 в помещении Дома пионеров на Стахановской улице. В школу пришло первого сентября примерно 200 учеников.Вспоминает Всеволод Соломонов, выпускник третьей школы 1947 года: «…Первый год войны оказался самым голодным. По хлебным карточкам полагалось 500 граммов хлеба для взрослых, 400 граммов – детям. Больше никаких продуктов на руки не давали. Питались все в столовой. Было специальное распоряжение – перед едой выпивать полстакана хвойного настоя (от цинги). Пока не выпьешь, кормить не будут. В школе полуголодная ребятня с замиранием сердца ждала большой перемены. Ежедневно каждому ребенку полагался 50‑граммовый кусочек хлеба, посыпанный сахаром. Это правило не было ни разу нарушено, даже в самые тяжелые для города дни…»По воспоминаниям учителей школы №3, ребята организовали дежурство в госпиталях. Дежурные читали раненым книги, писали письма родным, помогали санитаркам и медсестрам ухаживать за ранеными, давали концерты. Дети также собирали мох, который после обработки использовали вместо ваты. Много заготовляли хвои, чтобы готовить из нее настои. Девочки вязали для бойцов теплые носки, рукавицы, вышивали кисеты, клеили конверты для писем. Потом отсылали подарки на фронт. Зимой приходилось много работать по расчистке снега на улицах и на аэродроме. Военные зимы были обильными на снегопады и снежные заносы. Техники не было, работали вручную…Из справки, направленной в Мурманский обком комсомола, мы узнаем имена самых активных комсомольцев: «…Из школьников наиболее отличились в госпитальном шефстве Сева Соломонов, Галя Графова, Вася Кандыба, Сара Дыскина, Шура Евдокимов, Тамара Бурова, Валя Александрова. Школьники дали 12 концертов в госпиталях, изготовили 300 конвертов, собрано 300 открыток, 143 кг брусники».Учительница Зоя Сергеевна Мещерская, работавшая в школе №3 в 1943-1944 годах, записала: «Незабываемый 43‑й год! Ранней весной мальчиков 9‑го класса взяли в армию на фронт. Оставшись в большинстве, девочки 9‑х и 10‑х классов как-то сразу повзрослели. Этот год был очень трудным для всех: для учителей и учащихся. Все почувствовали свою ответственность перед ребятами, ушедшими на фронт. Многие из тех, кто ушел, так и не вернулся. А те, кто вернулся, были изранены, искалечены. В 1943 году было много похоронок. Дети видели все: дома слезы, везде горе – огромное горе. Пришел и голод. Но все старались учиться, старались чем можно помочь фронту, фронтовикам. Осенью устраивали походы в лес за грибами и ягодами. Все, что собирали, сдавали без оплаты для нашей армии. Все классы собирали и отправляли на фронт посылки. Писали письма защитникам Родины. Письма были индивидуальными и коллективными. Ученики старших классов дежурили у постелей раненых, давали концерты. Ставили даже спектакли: отдельные сцены из Пушкина, «Бежин луг» Тургенева, инсценировали басни…»Время военное, время суровоеШла война, но привычные формы работы с детьми не были забыты. С 15 июня 1942 года при школе №3 заработала детская площадка. В пригородных районах города были образованы форпосты, которые возглавили комсомольцы. Ребята были заняты различными полезными делами, участвовали в спортивных соревнованиях, даже небольших походах.И очень важный факт: из детей пионерлагеря комбината «Североникель» были организованы по приказу директора комбината от 25 июня 1942 года пожарные команды.Начали появляться новые учебные заведения. Было решено открыть начальную школу в поселке совхоза Продснаба. Его жители в июле постановили провести самообложение, при котором каждый работающий вносил по 20 рублей. Часть собранных денег была направлена на нужды новой школы.1942 год стал годом появления Верхненюдовской семилетней областной школы-интерната. Возобновил свою работу Дом пионеров. В городе созданы детские дома, где жили ребята, эвакуированные из разбомбленного фашистами Мурманска. По воспоминаниям педагога Лидии Сорокиной, которая встречала детей на вокзале, «напуганные бомбежками, в обрывках обгорелых одеял и простыней, 36 мальчиков и девочек еле держались на ногах. Первые дни не было кроватей, спали прямо на полу. При угрозе налета прятались в убежище. Постепенно все наладилось, и дети получили возмож­ность продолжить учебу в школе».К концу войны в Мончегорске уже было четыре детских дома: два школьных и два дошкольных – всего 345 воспитанников. В 1943 году Государственный комитет обороны разрешил приезд из эвакуации семьям 2000 работников комбината и 300 строителей Наркомстроя. Естественно, стало и больше детей. Потребовались новые школы.Газета «Северный металлург» сообщала, что к 1 сентября 1944 года решено открыть дополнительно к существующей еще одну неполную среднюю школу. Такая же школа будет в поселке Сопча. А на левом берегу реки Монча и на Верхнем Нюде планируется открыть начальные школы. Для детей из поселков, занимающихся в городской школе, будет открыт интернат. На базе школы №5 в Сопче открылась межзаводская школа рабочей молодежи №2 для 5-7‑х классов.Летом 1944 года на берегу озера Имандра, в трех километрах от станции Пионерская железнодорожной ветки Оленья – Мончегорск, заработал об­ластной пионерский лагерь. В нем отдыхали в основном ребята из Мурманска и других прифронтовых районов области. На открытие лагеря приезжал первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) Максим Старостин.А об итогах проведенной за годы войны работы по развитию районной системы образования можно судить по таким цифрам: в Мончегорске и районе, по данным на 26 июля 1945 года, были школы №1, 3, 4, 5, 6, школа рабочей молодежи, школа на станции Оленьей. А кроме уже упомянутых начальных школ, на базе бывшего четы­рех­этаж­ного здания школы №3 работала начальная школа №8. Хочется привести такие сравнительные официальные данные: по итогам последнего довоенного учебного года в школах города насчитывалось 2426 учеников; в первый послевоенный учебный год их число увеличилось до 3727.Из многочисленных фактов, воспоминаний, событий можно сложить своего рода мозаику военной жизни школьников в Мончегорске. Наряду с учебой, активной тимуровской работой, помощью госпиталям ребята выполняли еще многие не менее важные дела.30 сентября 1941 года главная областная газета «Полярная правда» сообщила, что сотрудники Лапландского заповедника привлекают школьников к разведению кок-сагыза – многолетнего каучуконосного растения, 1 тонна которого дает 25 кг каучука, до 70 литров спирта.В сентябре 1941 года было принято правительственное постановление об обучении сельхозработам учащихся старших классов и об обязательной двухнедельной практике. А в воспоминаниях завуча Верхненюдовской школы Татьяны Давыдовны Крутиковой есть упоминание о том, как она с шестиклассниками была летом 1942 года в совхозе станции Молочное, где заготовляли веники для корма скоту. Работали в совхозе около полутора месяцев.Немалые трудности доставляли многоснежные военные зимы. За каждым учреждением был закреплен участок города, который надлежало убирать. Зона ответственности школы №3 – улица Стахановская от площади Пяти углов до проезда к школе и сам проезд к зданию бывшего Дома пионеров, где работала школа. Кроме работ в самом городе, старшие ребята выезжали на очистку от снега взлетно-посадочных площадок нашего аэродрома.Но это, как принято говорить, была привычная работа. А вот зимние месяцы начала 1944 года запомнились всем жителям города. После необыкновенно мощной пурги оказались занесены многометровым слоем снега все подъездные пути к комбинату «Североникель», а также улицы города.Рудник и цеха прекратили работу, так как оказались отрезанными от города, поселков и железнодорожной станции. На расчистку вышли все от мала до велика. От Клуба металлургов (ныне «Полярис») был пробит вручную снежный туннель общей длиной в 33 км с высотой стен до пяти метров. А еще школьники участвовали в заготовке дров для школ. И была такая у них обязанность: дежурные приходили за полтора-два часа, чтобы подготовить дрова для школьных печек. Старшие школьники занимались ремонтом школьного имущества.И городские власти, и комбинат по мере своих возможностей старались облегчить детям трудности военного бытия. Самое яркое воспоминание школьников того времени – это обязательный 50‑граммовый кусочек хлеба и немного сахарного песка, что давали в школе ежедневно. Известно также, что в городе дополнительное питание получали около 300 детей.В документах военного времени есть данные о том, что выделил комбинат «Североникель» для мончегорских детей: 2140 метров мануфактуры, 1206 пар обуви, 4250 пар чулок и большое количество других детских вещей.Отметим еще несколько фактов. Уже в октябре 1942 года было принято правительственное решение о выделении дополнительных пайков для беременных женщин – к положенному пайку выдавалось еще 400 грамм масла, 300 грамм сахара, 600 грамм крупы. Особые нормы питания были для ребят в детских домах: детям до 12 лет было положено в месяц 500 граммов сахара, 500 граммов жиров, макарон и круп – полтора килограмма. И еще до двух килограммов мяса. К тому же некоторые детдома имели свое приусадебное хозяйство. Была и рыболовецкая бригада из взрослых и старших ребят.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту