search
main
0

И будто солнышко выходит из-за туч

Хороший учитель не стесняется учиться у детей

В фокусе внимания «Учительской газеты-Москва» педагоги, которые сделали наставничество основой своего профессионального роста и успеха. Один из ярких примеров – директор школы №2065 Наталия ФАЙДЮК. Сама из семьи педагогов, она помогла определиться с педагогической профессией не одному ученику. А все дело в колоссальном опыте, который получила Наталия Станиславовна в системе образования, пройдя все ступени дошкольного и среднего образования – от помощника воспитателя, учителя, классного руководителя до директора школы. Этот опыт помогает не только руководить, но и понимать, что нужно современным детям. Так в школе №2065 появился IT-полигон, где школьники создают недетские проекты, спортивный клуб «Импульс» – один из лучших в столице. А примером для кадет, которые прыгают с парашютом, стала сама директор. На счету у Наталии Станиславовны уже не один прыжок и спортивный разряд по парашютному спорту. Обо всем этом Наталия Станиславовна рассказала мне, своей ученице.

­ Наталия Станиславовна, расскажите о себе: какой путь вы прошли, прежде чем стать директором школы?

­ Я рано определилась с будущей профессией, очень хотела стать воспитателем детского сада и работать с малышами. Не последнюю роль в этом сыграл мой папа, ветеран труда Станислав Григорьевич Файдюк, с ранних лет он работал на заводе токарем высшего, восьмого, разряда, а затем в московской школе №748 учителем труда. За свои трудовые заслуги папа был награжден медалью «За доблестный труд» и орденом Трудового Красного Знамени. Я часто ходила к папе на работу и видела школу, этот удивительный механизм, так сказать, изнутри. Видела, как уважали его ребята, как горели глаза отца, когда он говорил о своих подопечных. Дома родители часто обсуждали школьные дела, заботы. Я видела, как важна была эта работа. Признаюсь, мне тоже хотелось делать что­то такое же нужное людям.

Конечно, когда я выбирала, куда пойти учиться, советовалась с родителями. Папа мне сказал: «Воспитатель ­ хорошая профессия. У тебя получится». И путь был выбран. Окончив 8 классов, я поступила в педагогический колледж №4, а в 15 лет у меня появилась трудовая книжка, и в ней первая запись: «Помощник воспитателя детского сада». Летом, во время каникул, я начала работать помощником воспитателя в загородном детском саду. И сразу поняла: я на своем месте, там, где надо. Вы можете спросить: «А не рано ли? Как девчонка может стать воспитателем?» Так вот, нет, не рано, когда точно знаешь, чего хочешь. А мне хотелось возиться с малышами, учить маленьких людей, показывать им мир. И у меня, поверьте, отлично получалось!

Свою первую группу я помню до сих пор, даже всех по именам. Дети меня называли «Наташлавна». Выговорить «Наталия Станиславовна» трехлеткам было не под силу, хоть они и старались. Когда я слышала от малышей это забавное обращение, то чувствовала себя очень серьезной и взрослой. Старалась соответствовать новому статусу. Но иногда удержаться от смеха было невозможно.

Помню один случай. Решили мы с малышами поиграть в паровозик из Ромашкова. Начали строиться, придумывать, кто кем будет, кого с собой возьмем, какие игрушки, животные поедут. Прыгаем, веселимся. Мне, конечно, выпала роль везти вагончики. И тут подходит ко мне один мальчик, тянет за подол платья, строгий, брови насуплены. И говорит так веско, грозно: «А ты, Наташлавна, паровозом быть не можешь! Ты рычать не умеешь». Я тогда хохотала до слез и всем эту историю рассказывала. А для себя сделала вывод, что с ребятами надо держать ухо востро, они не потерпят обмана. Вот с тех пор учусь разному, чтобы соответствовать, в том числе и рычать.

Моей задачей было следить за тем, чтобы дети были чистыми и накормленными, чтобы в группе и в спальне были чистота и порядок. Но на самом деле я делала гораздо больше. Вместе с воспитателем я играла с малышами, гуляла, водила на экскурсии на опушку леса, а вечером, когда дети ложились спать, рассказывала им сказки или читала книжки. Малыши скучали по родителям и слушали меня серьезно и доверчиво.

Дети подрастали, и я вместе с ними переходила из группы в группу. Я училась 4 года и каждое лето работала в детском садике. В 18 лет стала воспитателем, а после окончания педагогического колледжа по распределению попала в детский садик для детей с дефектами зрения. У этих деток совсем другое мировосприятие. Там я получила колоссальный опыт инклюзивного образования, научилась делать учебные пособия, которые еще не продавались. Дети играют всегда, это ведущий вид деятельности для них. Вот я и делала с ними все играя, и мы прекрасно понимали друг друга.

Я с радостью вспоминаю время, когда работала в детском саду. Малыши такие открытые, в них море энергии! Нигде не получишь столько комплиментов, как в детском саду, тебе расскажут, какое у тебя красивое платье, какая необычная прическа, какие модные туфли. Иногда приходишь на работу грустной или расстроенной, а потом видишь эти открытые улыбки, протянутые руки, и как будто солнышко выходит из­за туч.

В юности я стала кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Спорт в моей жизни значил очень много, поэтому я решила соединить два любимых занятия: педагогику и спорт. Сначала стала инструктором по физкультуре в детском саду, потом тренером по спортивной аэробике в спортивной школе, а когда у меня накопился опыт педагога и тренера, стала учителем физкультуры в школе, а потом уже заместителем директора и директором. В общем, мой путь в профессии был трудным, но очень радостным, да и может ли быть иначе, если занимаешься любимым делом?

­ Для кого из ваших учеников вы стали настоящим наставником?

­ Когда я работала учителем физической культуры, то была еще и классным руководителем. Ребята, конечно, советовались со мной, куда пойти учиться после школы. Два моих ученика выбрали спорт и стали, как и я, учителями физкультуры. Еще один преподает математику, другой ­ информатику, третий историк. Мой ученик ­ учитель информатики ­ одержал победу в олимпиаде «Новый учитель новой информатики» и подготовил дважды чемпиона России WorldSkills по веб­дизайну. Как педагог­наставник я помогла многим ребятам найти себя и, конечно, очень ими горжусь.

Современные дети отличаются от тех, с которыми я работала 20 лет назад. Они больше знают, умеют, быстрее добывают и перерабатывают информацию. Взрослым, чтобы соответствовать уровню современных дошкольников и школьников, нужно много учиться. А чтобы оставаться примером для подражания, нужно учиться и расти над собой непрерывно. Я считаю, что хороший учитель ­ тот, кто не стесняется учиться у детей.

­ Ваша работа сейчас скорее административная, чем педагогическая. Вам хочется больше времени уделять общению с детьми?

­ Да, я часто скучаю по педагогической деятельности. Но успешный руководитель не тот, кто отдает распоряжения, не выходя из кабинета, а тот, кто знает жизнь своего коллектива досконально. Мне как директору важно находить контакт с ребятами и знать тех, кто учится в школе. Поэтому я стараюсь проводить для детей занятия, например основы менеджмента. Даю консультации по проектам. Захожу в спортивные секции. Могу провести там занятие, поделиться своими лайфхаками. А когда я рассказала, что прыгаю с парашютом, ученики кадетского класса загорелись и тоже стали заниматься парашютным спортом. Живое общение с ребятами необходимо настоящему педагогу как воздух, даже если он уже не учитель, а директор школы.

Благодаря моему пристрастию к спорту у нас в школе появился клуб «Импульс» ­ один из самых сильных в Москве. В школу приходят известные спортсмены, проводят мастер­классы и тренировки для детей.

Словом, по мере возможности я стараюсь совмещать административную работу директора и творческую ­ педагога.

­ Что вы пожелаете сегодняшним ученикам, которым предстоит жить в этом изменчивом мире?

­ Всегда учиться и учиться. Уметь и хотеть учиться. Детям, покидающим школу, придется сначала получить специальность в колледже или вузе, потом на работе осваивать профессию. Давно прошли те времена, когда на всю жизнь хватало образования, полученного в юности. Сейчас в приоритете умение добывать нужные знания, подстраиваться под меняющийся мир. Непрерывное образование ­ ключевой навык для подростков XXI века. Я и сама постоянно чему­то учусь. Сейчас, например, осваиваю прыжки с парашютом и глубже погружаюсь в психологию. Поэтому ученикам всегда желаю стараться понять себя, выбирать дорогу по душе, сохранять веру в свои силы и никогда не стоять на месте!

 

Олеся МИНИНАметодист, куратор проектного офиса «Новый педагогический класс» школы №2065

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте