search
main
0

Хвалите ребенка правильно!

Похвала – это отличный помощник в воспитании ребенка. Для ребенка поощрение родителей имеет огромное значение: оно дает понимание правильности собственного поведения, формирует уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности.

С помощью похвалы можно как помогать ребенку развиваться и осваивать новое, так и демотивировать. Ее необходимо использовать с умом, чтобы она побуждала и развивала, а не расслабляла и подавляла. Предлагаем вам несколько советов, как правильно хвалить ребенка.

Совет 1: хвалите искренне

Похвала должна быть искренней. Неискренность дети обычно чувствуют и перестают воспринимать вашу похвалу как что-то значимое для себя. Иногда бывает нелегко выразить свою радость, особенно после тяжелого трудового дня. Есть соблазн просто бросить дежурное: «Молодец!» Но ребенку будет сложно доверять вашим словам-похвалам, если ваше вербальное послание не будет совпадать с невербальными реакциями (мимикой, жестами).

Например, если мы скажем: «Я горжусь тобой!» и при этом будем смотреть в телефон, а не на ребенка. Или скажем: «Я так рад. Ты у меня такой молодец…», используя грустную интонацию. Сможет ли ребенок понять, что эти послания-похвалы обращены к нему и что на самом деле чувствует взрослый? Тем самым мы обесцениваем собственные слова, и похвала теряет свою эффективность. Лучше искренне объясните, что с вами происходит: «Я так устал(а), но я правда очень рад(а) за тебя!»

Совет 2: хвалите за дело

Старайтесь хвалить так, чтобы ребенок понимал, что именно он сделал хорошо. Общие фразы «Молодец», «Хорошо», «Хорошая работа» не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в нужном направлении.

Вместо этого скажите, что вы видите, избегая оценочных слов. Если хвалите, например, за рисунок, обратите внимание на детали: «Такой цветочек у тебя получился красивый! И вот эта птичка, как настоящая!» Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил ребенок, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку!» Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!»

Совет 3: не сравнивайте

При поощрении нежелательно проводить сравнение ребенка с другими детьми. Сравнительная похвала не готовит ребенка к встрече с трудностями. Вместо того чтобы учиться на своих ошибках, дети пасуют перед неудачами и чувствуют беспомощность. Замечайте и показывайте те изменения, которые с ним происходят: «Ты все быстрее и быстрее одеваешься, меня это так радует», «Сегодня ты написал букву «а» аккуратнее, чем вчера».

Совет 4: хвалите не только за результат, но и за процесс

В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться, чтобы добиться видимого результата. Поэтому важно хвалить ребенка не только за достижения, но и за усилия. Тем самым мы поддерживаем ребенка в его усилиях и стремлениях, помогаем ему не сдаваться при освоении чего-то сложного или длительного.

Совет 5: не критикуйте после похвалы

«Молодец, что не забыл физкультурную форму, а посуду почему не помыл?» Знакомо? Иногда в погоне за идеальным ребенком, мы сами, не замечая того, обесцениваем действия и приложенные усилия. Похвалили – остановитесь! Важно разделять похвалу и критику. Лучше в другой, спокойной обстановке обозначьте в позитивной форме, что вы еще ожидаете от ребенка в будущем: «Мне так приятно, когда я возвращаюсь домой и вижу убранный стол».

Совет 6: подкрепляйте хорошее

Любое позитивное внимание к желаемому поведению дает положительный результат. С помощью похвалы ребенок обращает внимание на ту форму поведения, которая одобряется, поощряется, а значит, это поведение он будет стараться демонстрировать чаще. Выражения: «Так здорово, что ты поделился игрушкой!», «Мне так приятно, что ты сам вспомнил про уборку!» говорят ребенку о том, что родители ценят его усилия наладить общение и взаимопонимание.

Совет 7: хвалите в зоне ближайшего развития ребенка

Ребенок наиболее нуждается в похвале, когда осваивает что-то новое, сталкивается с непонятными для себя ситуациями. В этот момент похвала его поддерживает. Но похвала может выглядеть неестественно, неискренне, если мы отмечаем действия ребенка, которые он давно освоил или может выполнить с легкостью самостоятельно.

Похвала по любому поводу может побудить ребенка избегать трудных заданий: зачем стараться, если я и так все хорошо делаю?

Старайтесь хвалить не только при помощи хороших слов, но и придавайте значение действиям. Большое значение имеют интонация, объятия, эмоции. Пожать руку, похлопать по плечу, погладить по голове, обнять, поцеловать при похвале – это успокаивает ребенка, наполняет ощущением счастья.

Постарайтесь находить вещи, за которые вы можете похвалить ребенка, даже когда кажется, что хвалить не за что и ребенок все делает назло. Ищите, наблюдайте, подмечайте, показывайте ему через похвалу, что он ценен. Покажите ему с помощью похвалы, что в нем есть много хорошего. В идеале нужно сделать так, чтобы похвалы было больше, чем критики и ситуации неуспеха.

Используйте похвалу, когда вы искренне увидели/услышали что-то, что вас восхитило, поразило, вызвало гордость в ребенке, в его поведении или в других людях. Тем самым своим примером вы будете учить ребенка выражать себя, быть открытым в общении с другими людьми.

Научите его поддерживать других людей, говорить им комплименты. Это является хорошим подспорьем в эмоционально-личностном развитии ребенка, в понимании того, какой он человек, какие у него есть ресурсы.

Светлана ТРАКТОВА, Елена ДУГИНА, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте