Сегодня, в наше неспокойное и трудное время, многие задаются вопросом: “Какова роль образования в жизни общества? Чему учить и как воспитывать?” Перечитывая статьи в различных журналах и книгах, я нашла интересный факт: “…Схан, схола, школа” в переводе с древнегреческого языка на русский означает “досуг”. И действительно, до Я.Коменского школой считалось не учебное заведение, не помещение, а свободные от обязанностей занятия. Эти занятия предназначались для самопознания, поиска своего “Я”, обретения чувственного опыта.
Это не просто слова. В детском досуге заложены традиции предшествующих поколений. Досуг – богатейшее достояние ребенка. Известный психолог Макс Люшер так раскрывает понятие досуга: “Свободным временем, или досугом, называется ежедневное путешествие в страну счастья.., которое служит гармонизирующему равновесию между телесной, душевной и духовной областями, приводит к их раскрытию, вносит свой вклад в самовоплощение”. В этом определении, с моей точки зрения, ключевым словом является “счастье”, “…счастье есть лучший университет, оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному” (А.Пушкин).
Сама жизнь ребенка – это стремление к счастью. Все мы переживали в детском возрасте восторженное ожидание счастья. И среди людей выбирали жизнерадостных, тянулись к ним. Именно это необходимо всегда помнить взрослым людям, а особенно учителям. Человек, излучающий радость бытия, у ребенка вызывает немедленный психологический контакт. Ведь силу детского оптимизма победить трудно.
Ребенок как бы заражен жизнью. В нем говорит огромная энергия всего поколения. С другой стороны, людей хмурых, жалующихся на судьбу, он обходит стороной. Такие люди не оставляют отпечатка своей личности в формирующемся сознании. Вывод прост: необходимо каждый класс и каждого ученика встречать с улыбкой радости на лице, с добротой. Не перекладывать на его плечи наши горести и проблемы (хотя их тоже хватает), а, наоборот, помочь ему найти себя в этом океане жизни. Не помню где, но мне понравилось такое сравнение, что учитель и ученики – это капитан корабля и его команда, и именно от их взаимодействия зависит судьба плавания. А это взаимодействие возможно только тогда, когда учитель и ученик испытывают уважение друг к другу, чувство радости от обучения.
Вот еще одно ключевое слово моей педагогической философии – “радость”. Радость и счастье – два мощных союзника на пути к сердцу ребенка. Радость – мудрая воспитательница. В жизни ребенка радость – это освоенное умение, новое знание, радость открытия, достижения, эстетического впечатления, радость взаимопонимания, эмоционального контакта. Ребенок празднует свои маленькие и большие победы, терпит неудачи. Если он страдает от неуспеха, необходимо дать пережить успех, чтобы он не останавливался, а шел и шел дальше.
Вера в себя – это могучий стимул самосовершенствования. Это одна из важных предпосылок для радостного восприятия ребенком жизни. Сохранить детскую жизнерадостность – одно из важнейших условий развития у детей стремления к творчеству.
Таким образом, ситуация успеха – это то, что способен организовать учитель, и то, что переживает ученик в результате этой деятельности. Необходимо хвалить ребенка. Похвала необходима ребенку, потому что ему свойственно стремление к совершенству. Не надо бояться похвалы. Удовольствие от хорошо сделанной работы в воспитании с похвалой взрослого человека – высшее счастье для ребенка. Правда, хваля, необходимо не забывать о том, что надо сравнивать новые успехи ребенка с его прежними и с успехами других детей.
Необходимо уважать личность каждого ребенка, не писать в дневнике замечаний, не жаловаться классному руководителю, не звать директора и завуча для наведения порядка на своем уроке, не угрожать ученикам, не считать свой урок самым важным и главным, не искать причины беспорядка в ком-то другом, они прежде всего во мне самой. И когда я иду домой после школьного дня, “прокручивая” еще раз все уроки, я знаю только одно: если что-то не удалось, значит, не доработала, надо работать дальше. Здесь вспоминаются строки, которые поясняют одну из причин школьных проблем:
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет, не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли.
Отсюда вытекает еще одна проблема педагогики – личность учителя и личность ученика. Мне кажется, чтобы добиться уважения учеников, учитель должен быть сам яркой личностью. Он должен хорошо знать предмет, уметь заинтересовать детей, уметь ответить на разнообразные вопросы об окружающем их мире, иметь фантазию, задор, стремление к действию. Необходимым условием взаимоуважения является уважение личности самого ребенка, будь то первоклассник или ученик 11-го класса. Личностное начало – это не манеры, не жизненные привычки и желания, личность – это священный образ внутри каждого человека. Нельзя посягать на личность ребенка, подстраивать его под свои представления. В этом случае школьники уйдут от вас, а из тех, кто остался, могут получиться приспособленцы. Мы должны помочь осуществиться уже “зарожденному”, а не пытаться спроектировать “хорошего человека”.
Еще к моей педагогической философии можно прибавить, что учитель, как и каждый человек, имеет право на ошибки, только он должен их замечать, признавать и исправлять. И, наверное, каждый учитель должен никогда не забывать слов К.Д.Ушинского: “Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его”.
Таким образом, мою педагогическую философию можно выразить в четырех словах: “Счастье. Радость. Успех. Уважение”.
Ирина ЛИПАТОВА,
учитель технического колледжа
Астрахань
Комментарии