Одна из удивительных способностей человека – фантазировать и творчески мыслить. Но развивать фантазию у детей в век готовых решений не так уж и просто.
Посмотрим на детские игрушки. Ребенку покупают куклу, к которой продается готовая одежда. Хочешь поменять? Пойди в магазин и купи другой комплект. Много ли детей в наше время сами шьют куклам одежду из обрезков ткани, мастерят из обувных коробок коляски и кроватки? Возможно, они не такие красивые, как те, что можно купить в магазине, но время, потраченное ребенком, который делает что-то своими руками, гораздо важнее и полезнее, чем то, когда он выбирает эти вещи в Интернете. Каждый год производители конструкторов придумывают новые тематические наборы для детей разного возраста. Много ли детей собирают драконов, замки и вертолеты по второму разу? А вот обычные детали ребенок может бесконечное количество раз превращать в новые объекты.
Разрешите ребенку выдумывать, представлять и играть! Создайте для него такие условия, при которых он будет видеть в любом предмете больше, чем этот предмет представляет собой на самом деле.
Именно этими принципами – играй и фантазируй – мы руководствовались, когда в рамках проекта Городского методического центра «Электронный музей «Дошколенок» организовали театр-музей «Хрустальная сказка».
Казалось бы, что проще, сейчас столько готовых театров для детей – перчаточные, теневые, с куклами-марионетками. Наш театр отличается от всех тем, что полет фантазии детей не ограничен. Это действительно «Хрустальная сказка», в которую никогда не устаешь играть и каждый раз ждешь чуда.
Почему театр-музей? Потому что по коллекции музея можно изучать историю парфюмерии. В нашей коллекции есть винтажные флакончики 60-70‑х годов фирмы Avon, советские флаконы и различные флаконы из Франции, США, Египта и других стран. Дети знакомятся с миром запахов. Узнают о том, что обоняние так же важно для человека, как зрение и вкус. Дети узнают, как в разные времена пытались сохранить запахи, что духи также являлись показателем достатка и богатства человека.
И одновременно с этим все флаконы являются героями спектаклей театра «Хрустальная сказка». Парфюмерные флаконы выступают в роли предметов-заместителей.
Учить ребенка играть с предметами-заместителями можно уже с младшего возраста. Сначала дети видят спектакль, который им показывают взрослый или старшие ребята, потом можно попросить детей присоединиться к игре, попробовать разыграть с ними знакомые сказки («Репка», «Колобок»), предложить детям выбрать подходящих персонажей из множества флаконов.
Следующий этап – когда дети играют с флаконами самостоятельно и в группах, разыгрывают сценки из жизни («Я собираюсь в детский сад», «Играю с друзьями на площадке», «Я иду в магазин»).
На заключительном этапе детям предлагается подготовить спектакль для друзей и родителей: выбирается произведение, распределяются роли, подбираются флаконы-персонажи. В изостудии ребята могут мастерить своим героям костюмы и готовить декорации к спектаклям. Репетиции проходят как в настоящем театре – ребенок подражает голосу своего героя, учится взаимодействовать с другими персонажами, а в итоге получается интересное и необычное представление для всей группы.
Использовать флаконы можно и в разных играх – «Подбери пару», «Расставь по убыванию», «Найди лишний». На занятиях в изостудии дети сами придумывают и рисуют на темы «Духи для мамы», «Мои духи», «Парфюмерный магазин».
Использование предметов-заместителей позволяет ребенку раздвинуть границы мышления, не чувствовать недостатка реальных игрушек, уметь сотворить новое из обыденного. Происходит развитие творческих и коммуникативных способностей.
В заключение нужно сказать, что необычный образовательный объект привлек внимание студентов Московского театрального художественно-технического колледжа. В 2019-2020 учебном году в рамках сотрудничества с колледжем студенты выпускного курса использовали при защите своих курсовых работ образовательное пространство школы №763. В процессе съемок была организована серия мастер-классов по ознакомлению старших дошкольников с такими театральными профессиями, как звукотехник, звукорежиссер, осветитель, театральный костюмер, гример, бутафор. Это делает музей не просто востребованным, а позволяет ему стать связующим звеном между поколениями обучающихся и воспитанников разных образовательных организаций Москвы.
Наталья ПРИСТАНКОВА, педагог дополнительного образования школы №763
Комментарии