search
main
0

Хруст французской булки. А где-то далеко люди испытывают кадровый голод…

Издревле на Руси, прежде чем начать обсуждать с человеком какие-либо серьезные проблемы, его рекомендовали сначала напоить, накормить, в баньку сводить и спать уложить, а уже потом все остальное. Эту мысль взяли на вооружение в Московском педагогическом государственном университете, пригласив журналистов на пресс-завтрак по теме «Кадровый голод в школах: правда или вымысел?». Согласитесь, когда человек просто слушает и задает вопросы – это одно, а когда он то же самое делает под чашечку вкусного чая или кофе – совсем другое.

Устроитель мероприятия – ректор МПГУ доктор исторических наук, профессор Алексей Лубков – начал с того, что поведал журналистам ведущих российских СМИ о вузе, который он возглавляет. В далеком 1872 году в столице были основаны Московские высшие женские курсы, на их базе в дальнейшем возник Московский государственные педагогический институт имени В.И.Ленина, переименованный в 1990 году, в эпоху перестройки. Совсем недавно, уже в эпоху оптимизации, к МПГУ был присоединен МГГУ имени М.А.Шолохова. На сегодняшний день вуз представляет собой крупнейший педагогический университет нашей страны, мощный конгломерат из 12 институтов, где трудятся 1746 преподавателей, обучаются более 25 тысяч студентов из 75 регионов России и 1760 иностранных граждан из 87 стран мира. В разные годы здесь работали такие выдающиеся деятели, как физик Александр Столетов, химик Николай Зелинский, математик Сергей Чаплыгин, естествоиспытатель Владимир Вернадский и многие другие. Ленинский пед также окончили огромное количество людей, чьи имена прославили нашу страну в науке, спорте, культуре, политике, журналистике и так далее. Это говорит о том, что выпускники МПГУ способны состояться и в жизни, и в профессии.Алексей Владимирович рассказал также о результатах приемной кампании 2018 года. По его словам, на очную форму обучения в бакалавриат было подано 48173 заявления, в магистратуру – 11142 заявления (из них на педагогическое образование – 28172 и 999 заявлений соответственно).- Что нам особенно приятно, – добавил ректор, – так это то, что на программы магистратуры в этом году в МПГУ поступили 310 человек из вузов других регионов России и 365 человек из крупнейших московских университетов – МГУ, РУДН, МГПУ, МГИК и так далее. Можно с уверенностью сказать: наша магистратура пользуется большой популярностью и очень востребована у выпускников бакалавриатов самых разных вузов.По статистике, наиболее востребованными направлениями здесь являются медиаобразование, журналистика, иностранные языки, лингвистика, филология, история, социально-гуманитарное образование. В МПГУ существуют традиции обучения студентов на английском, в результате чего выпускники не только являются дипломированными учителями-предметниками, но и могут свободно общаться со своими учащимися на языке Шекспира. Взаимопроникновению культур помогают и договоры о сотрудничестве, подписанные между МПГУ и некоторыми вузами Великобритании.- Но вот что удивительно, – подчеркнул Алексей Лубков. – В последние годы мы отмечаем среди абитуриентов некоторый спад интереса к английскому языку, однако не потому, что он перестал быть нужным, просто люди стали считать его неким обязательным элементом своего образования и успешно осваивают самостоятельно или в учреждениях допобразования. Зато заметно вырос интерес к испанскому, чешскому, польскому, китайскому и другим языкам. Благодаря тому что к нам был присоединен Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова, мы теперь способны удовлетворить возросшие запросы учащихся.Впрочем, не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что в стране уже не первый год интенсивно внедряется инклюзивное образование и ощущается острый дефицит специалистов, способных работать с особыми категориями детей, конкурс на факультет дефектологии в Институте детства МПГУ почему-то снижается. Возможно, имеет смысл коренным образом пересмотреть подходы к обучению специалистов в этом направлении, переняв опыт медицинских учреждений, где в первые годы студенты изучают общие предметы, получая прочную базу знаний, а специализация проходит уже на старших курсах. Пока же студенты-дефектологи с самого начала выбирают что-либо одно – тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику и так далее, а об остальном имеют довольно поверхностное представление.Ситуацию можно спасти, активно перенимая опыт школ, успешно реализующих те или иные подходы в работе с различными категориями учащихся. Поэтому руководство вуза совместно со специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета приняло решение открыть магистратуру по программе лечебной педагогики. В разработке этой программы приняли участие директор школы №109 академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Александр Ямбург, директор школы Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева Сергей Шариков и другие.При этом непосредственно в самом вузе обучению студентов с ОВЗ уделяется самое пристальное внимание. С каждым из них уже на этапе поступления работают сотрудники Центра психолого-педагогического сопровождения, создают особые условия, предусмотренные порядком и правилами приема. Это касается вопросов увеличения времени написания работы, присутствия сурдопереводчика, наличия особого освещения и т. д. Сопровождение студентов с ОВЗ продолжается в течение всех лет обучения в МПГУ.По словам начальника управления по организации приема поступающих в МПГУ Ольги Князевой, сюда приезжают поступать люди со всей страны. Как результат примерно 40 процентов студентов составляют выходцы из регионов, нередко из самой глубинки, благо что единый госэкзамен позволяет сегодня это делать. Однако и тут есть обратная сторона: далеко не каждый из тех ребят, кто окончил сельскую школу и отучился в МПГУ, горят желанием вернуться работать к себе домой. То есть ЕГЭ продолжает выполнять роль гигантского пылесоса, вытягивающего из провинции тех, кто раньше оставался там, имея возможность поступления лишь в небольшие региональные вузы и колледжи.Исправить положение дел мог бы целевой набор, когда региональные власти заинтересованы направить своего человека на обучение в столичный вуз и даже готовы оплатить стоимость этого обучения, а также предоставить выпускнику жилье, но только с условием, что он по окончании учебы отработает определенное количество лет в школе региона.К сожалению, как выясняется, власти субъектов РФ на самом деле не горят желанием вкладывать свои средства в реализацию этой схемы. У многих попросту нет на это денег. Выход очевиден: нельзя пускать дело на самотек, федеральным властям необходимо взять ситуацию под контроль и организовать финансирование из госбюджета. Впрочем, имеет смысл параллельно развивать и образовательное кредитование, чтобы банки были заинтересованы выдавать людям средства на оплату обучения в любом вузе под небольшие проценты, люди могли бы воспользоваться их предложением, а регионы помогали бы им погасить кредиты, как говорится, на взаимовыгодных условиях. Пока же здесь слишком много законодательных и юридических пробелов, оттого схемы, очень хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом, у нас почти не работают.- Есть еще один вариант, по-моему, очень перспективный, – напомнил ректор МПГУ. – Речь идет о подготовке в педвузах и на педфакультетах специалистов широкого профиля, способных вести не 1‑2, а 3 и более предметов. В малокомплектных сельских школах, где учатся всего несколько человек, такие люди могли бы преподавать сразу несколько дисциплин, то есть быть востребованными в большей степени, чем обычные специалисты. Но пока, насколько я знаю, от слов к делу так и не перешли, программы не написаны, отделения не открыты, преподаватели не подготовлены. Будем надеяться, что в скором времени эту проблему тоже начнут решать. Спасибо министру Ольге Васильевой, она очень многое сделала для спасения высшего педагогического образования от полного развала, остановив уничтожение профильных вузов и возродив в этой сфере единое образовательное пространство на основе новых федеральных стандартов.…Но что же все-таки с кадрами, спросите вы? Мифом или реальностью является кадровый голод в России? Каждый из участников пресс-завтрака на основе услышанного мог сделать свои собственные выводы. По всему вроде бы выходило, что голод этот есть, коль скоро выпускники из деревень уезжают поступать в столичные педвузы, а обратно не возвращаются, и пока нет эффективных механизмов, чтобы помочь им сделать нужный для страны выбор. Однако здесь, в Москве, никакого кадрового голода нет как в школах, так и в вузах, и если кто-то убеждает вас в обратном, не верьте, это миф. Возможно, если бы дело дошло до «в баньку своди и спать уложи», это помогло бы сформировать правильное мнение у представителей СМИ. Но, как говорится, то ли еще будет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте