Музей в Сосновской средней школе появился благодаря… двоечнику и шалопаю. С интересом слушая на уроке учителя истории, он скептически бросил: «Ну у нас-то ничего такого же интересного нет». Наталья Александровна САВВОН и ее единомышленники – дети оспаривают это утверждение уже 15 лет.
Наталья Александровна и сейчас, работая не учителем, а воспитателем группы продленного дня, продолжает заниматься развитием музея. Считает важным чтить память предков, знать свою историю, гордиться ею, а в случае необходимости без раздумий встать на защиту. Именно этому она учит детей без малого сорок лет. Проводит ежегодно около сотни мероприятий с ребятами, вовлекая их в поисковую работу. Вместе собрали и описали две с половиной тысячи экспонатов.Одиннадцатиклассница Яна Веприкова четвертый год входит в состав лекторской группы. Особенно любит водить экскурсии по залу истории школы, открытому в 2008 году. Тогда три отряда во главе с Натальей Александровной разыскивали выпускников, опрашивали учителей-ветеранов, собирали материалы. Сейчас этот зал самый значительный по количеству экспонатов: 1200 в 9 разделах. Это фотографии и грамоты, письма выпускников, самое старое из которых датировано апрелем 1966 года, материалы об учителях-ветеранах, старинные школьные принадлежности, атрибутика комсомольцев и пионеров.- Работая в музее, я получила навыки исследовательской деятельности, – говорит Яна. – Сама искала выпускника 1953 года Юрия Павловича Тимофеева, работника Центра подготовки космонавтов. Писала ему письма, чтобы как можно больше узнать о нем, его работе, одноклассниках. Юрий Павлович на мои письма отвечал и даже хотел приехать. Но, к сожалению, не случилось – приболел, да и возраст уже почтенный – 78 лет. Будем дальше общаться посредством почтовой связи. Оканчивая школу, сожалею, что не смогу работать дальше в музее. Но навещать буду.Радима Дибигова, Тамара Ферулева и Катя Франц новички в музее. Наталья Александровна пригласила пятиклассников сначала на занятие исторического кружка, а потом и экскурсию доверила вести в зале истории быта. Заходишь в него, как в старую сибирскую избу: центральное место занимают печь и красный угол, где на лавке сидел хозяин, по разные руки от него расположены мужской и женский углы, определена спальная зона, гостиная. Повсюду плетеные корзины, деревянные расписные ложки, занавески для окон и дверей, расшитые узорами, жернова и многое другое, что многие дети никогда не видели. Экспонаты Наталья Александровна с кружковцами собирали почти три года: обходили деревню, расспрашивали старожилов, пожилых людей, изучали историю деревень почти вековой давности.- Мы должны не просто рассказать текст экскурсии, а суметь вовлечь их в беседу, – ребятишки рассказывают наперебой. – Для этого даем попробовать попользоваться ухватом, рубелем, прялкой, задаем вопросы, задания. Стараемся беречь собранное и приумножать, а еще развивать в детях, с которыми работаем, желание узнавать новое, как Наталья Александровна в нас. Знаете, сколько всего выучим, прежде чем начнем экскурсию или лекцию?! Пол-учебника и даже больше, а еще рассказываем друг другу, учителю, участвуем во всяких викторинах, конкурсах, которые она для нас придумывает.Валерий Коврига из 9-го класса надеется, что изучение истории будет его хобби, его любимым занятием на всю жизнь. Его увлечение – военная история нашей страны. В зале боевой славы сосредоточены материалы о земляках – участниках Великой Отечественной войны, афганских событий. Есть тут осколки снарядов и пуль, части оружия времен Первой мировой и Гражданской войн. Собрана коллекция военной формы и головных уборов воинов Советской и Российской армии.- Провожу занятия прямо в музее о войне 1812 года. О земляках – ветеранах войн, о выпускнике нашей школы Евгении Ануфриенко, геройски погибшем на афганской войне. Ребята слушают с интересом, задают вопросы, находят на фото своих родных, расспрашивают их дома и возвращаются к нам уже с целыми рассказами. Некоторые остаются и тоже работают в музее. Наталья Александровна находит всем дело. Я когда только пришел работать в музей, историю совсем не знал, так, кое-что, а сейчас каждый день узнаю что-нибудь новое, – говорит Валерий.Валера мечтает связать свою жизнь с техникой, Яна – с экологией, но оба хотят трудиться в своей стране и на ее благо. Оба мечтают, поступив в вуз, продолжить работу в музее. Как, например, нынешний курсант кадетского корпуса Максим Екимов. В течение трех лет входил он в состав музейного актива Сосновской школы, теперь продолжает дело в кадетском корпусе. Не только Максим, но и его родители внесли вклад в развитие школьного музея.- Многие ребята, с которыми сейчас работаю, – дети моих бывших кружковцев. Мамы и папы им помогают. Да все односельчане положительно относятся к нашей деятельности, – рассказывает Наталья Александровна.Почти сорок лет учит Наталья Александровна сосновских ребятишек, но не иссякает источник идей и творческих планов. Он в детях:- Им же все интересно! Все сами придумают и реализуют, надо лишь направлять, иногда подсказывая.Глаза горят и у кружковцев, и у самой Натальи Александровны. В поисках нового учитель и ученики придумывают огромное количество мероприятий, которые проходят на ура.Выставка «Открытка» объединила учителей, учеников, ветеранов педагогического труда, жителей села в едином порыве поиска. Поздравительных картинок было так много, что разместить удалось не все! Идея возникла, когда активисты музея пришли в гости к своему учителю. Рассматривая фотографии, в одном из альбомов нашли открытку, которую ученики подарили Екатерине Федоровне, маме Натальи Александровны, тоже педагогу. Удивила она даже не иллюстрацией и не краской особой, которую теперь и не встретишь, – не выгорает и не портится. Больше поразила надпись – поздравляли любимого учителя с Новым, 1954 годом и желали «воспитать много хороших ребят для нашей Родины». В тот вечер расстались не скоро – обсуждали, что же было такое в людях того времени, что интересы страны они ставили выше личных.Ставшая теперь ежегодной выставка «Когда заговорит старая фотография» появилась пять лет назад после слов ученицы 2-го класса: «А почему в музее нет снимка моей бабули, я завтра принесу». И ведь принесла не один – целых пять. О каждой приготовила рассказ, целую неделю с бабушкой готовились, да еще мама помогала, а папа и свою фотографию передал из армии. Вот оно – семейное творчество, ожившая история, то, к чему стремится мудрая учительница этой девочки и ее родителей! «Старый фотоаппарат» представляет почти две сотни технических новинок разных времен. Выставка появилась, после того как кто-то из ребят принес «хлам, который мама хотела выбросить». И что особенно порадовало руководителя музея – все предметы были протерты, аккуратно подписаны. И захлестнула Сосновскую школу фотомания! Стас Бабаев, теперь уже выпускник, принес снимки родного села. Дальше пошло само. В «Братьях наших меньших» учащиеся от мала до велика соревновались в умении наблюдать за животным. Выставка «Сосновское: за и против» потрясла – разрушенные дома, дороги любимого села…- Нельзя воспитывать, назидая и заставляя, – говорит педагог Саввон.В доме одинокой бабушки, живого свидетеля истории прошлого века, обратила внимание ребят, что снег у дома не чищен. И нисколько не удивляясь, всю зиму наблюдала, как ее парни, не договариваясь, бегали к бабуле спасать двор от стихии.- Воспитание милосердия через изучение истории, наверное, самое важное, – говорит Наталья Александровна.Общее дело, которое учит и воспитывает, радует и помогает проявлять себя, увлекло многих. Дети в музее разные: отличники и почти двоечники, шустрые и медлительные, смешливые и задумчивые. Но Наталья Александровна умеет работать с каждым. Ставит перед ребенком цель – сложную, но достижимую:- У каждого ребенка свои способности, их надо выявлять и совершенствовать. Но и давать детям возможность попробовать себя в другой роли тоже нужно.Владислава Тернова, ученица 8-го класса, три года эмоционально проводит экскурсии, в конце которых ей аплодируют и дети, и взрослые. Нынче в районном конкурсе признана лучшим экскурсоводом. Саша Андрусенко готовит такие презентации, что кажется, тексты оживают, Андрей Кранов находит уникальные иллюстрации к историческим событиям, аккуратнее Насти Мальцевой в каталог новых поступлений записи не делает никто. Трижды принимая участие в конкурсе музеев учебных заведений Таврического района, сосновцы трижды становились победителями. А в прошедшем году получили диплом первой степени областного конкурса «МУЗеУМ». Все это музейный учитель считает значимым. Но еще более ценно – развитие в детях любви к своему краю, своей стране. Это и есть залог мира на земле.Лиза АНГЕЛИНА, с. Сосновское, Таврический район, Омская область
Комментарии