search
main
0

Хранители нравственности. Ими во все времена были деревня и сельский учитель

С учителем французского языка Мосоловской средней школы Шиловского района Рязанской области Ниной АРСЕНЬЕВОЙ мы познакомились в Кремле во время торжественной церемонии вручения государственных наград. Недавно Президент России Владимир Путин вручил Нине Васильевне медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Государство достойно оценило многолетний труд, поистине подвиг сельского педагога, матери, воспитавшей пятерых сыновей.

О детях – с любовью

…От Мосоловской школы до дома Арсеньевых несколько минут ходьбы. Лохматый пес, гремя цепью, со злобным лаем выскакивает из конуры и бросается на меня. Вовремя успеваю отскочить в сторону. «Дружок хоть и старый, но может незнакомца цапнуть, осторожнее», – предупреждает муж Нины Васильевны Евгений Дмитриевич, учитель истории.

Хозяйка приглашает к столу, к деревенским угощениям, рассказывает о своей жизни.

Нина Васильевна родилась в городе Сасово Рязанской области в семье железнодорожника, ее мать работала учителем истории. По окончании десятилетней школы Арсеньева поступила в Рязанский педагогический институт на факультет иностранных языков (отделение французского) и в 1967 году успешно сдала выпускные экзамены. По распределению приехала в Шиловский район в Мосолово. Помимо преподавания французского в школе какое-то время работала воспитателем в сельском интернате.

– В 1973 году мы с Евгением Дмитриевичем поженились, – вспоминает Нина Васильевна. – Он приехал из Шилова работать в Мосоловскую школу военруком. Мы познакомились, потом его забрали в армию, два года переписывались. Когда он вернулся, создали семью. Первым у нас родился Юрий, он назван в честь великого советского шахматиста Алехина, потому что Евгений Дмитриевич очень любит шахматы, в свое время был чемпионом района. Потом появились Александр, Роман, Иван и Максим. Старшие сыновья женаты, у нас уже три внучки.

Юрий после школы работал в совхозе имени Горького, затем поступил заочно в Рязанскую сельскохозяйственную академию. Сейчас живет в Рязани. Александр, бывший военный автомобилист, работает в Москве директором коммерческой фирмы. Роман окончил Рязанское музыкальное училище, был призван в ВМФ, служил в Севастополе. В настоящее время трудится в Рязани в мебельной фирме. Четвертый сын Иван окончил школу с серебряной медалью, хотя у него с рождения были серьезные проблемы со здоровьем. Младший Максим учится в сельскохозяйственном институте.

Евгений Дмитриевич листает семейный дневник, начатый еще в 1982 году. В нем интересные зарисовки о детях, об их учебе. Последняя запись датируется 2002 годом. На столе среди фотоальбомов, множества различных дипломов и грамот выделяются военно-морской вымпел и благодарственное письмо от командования. Запомнилось его начало: «Уважаемые Нина Васильевна и Евгений Дмитриевич! Ваш сын старшина 1-й статьи Арсеньев Роман проходит срочную службу на ракетном крейсере «Адмирал Головко» Черноморского флота в должности командира отделения электриков штурманских…» Во время длительного похода отряда кораблей в Индийский океан Роман проявил себя мужественно, грамотно руководил подчиненными. Родителям есть чем гордиться.

– Дети не хотели пойти по стопам родителей и стать учителями?

– Нет. Они знали, что педагогическая работа очень трудная, нервная, к тому же с низкой зарплатой, – говорит Нина Васильевна. – Сыновья с детства любят музыку, всегда хотели быть похожими на отца, который хорошо играет на баяне. Роман окончил музыкальную школу по классу баяна, Максим учился игре на пианино, участвовал во многих конкурсах и стал дипломантом одного из них. Иван учился на духовом отделении. Никто их не принуждал, дети выбирали сами. У нас сохранились аудиокассеты с голосами детей. Раньше бывало устраивали семейные гулянья, пели песни, читали стихи. Все делали сообща. Например, идем картошку полоть, а рядом детская коляска стоит с малышом. Короче говоря, и сами работали, и детей приучали к труду с пеленок.

Материнское сердце

Учителя рассказывают памятные случаи из жизни.

– Однажды я припозднился домой, – вспоминает Евгений Дмитриевич. – Дети и жена уже крепко спали. Стучу в дверь, никто не открывает. Подошел к окну, стучу сильнее, Нина Васильевна не просыпается. Стал уже нервничать. Потом вижу – ребенок завозился, и жена проснулась. Представляете, громкий стук не услышала, а неудобства ребенка почувствовала. Вот что значит чуткое материнское сердце.

Нина Васильевна скромно дополняет рассказ мужа:

– Помню, маленькому Ивану делали операцию, он был в тяжелом состоянии, не приходил в сознание дней десять. Перед тем как ему прийти в себя, я вижу сон. Как будто я поднимаюсь по длинной широкой лестнице, двери открываются, и мне навстречу выходит Ваня. На утро звонок из больницы: «Ваш сын пришел в сознание». После того как Ивану удачно сделали операцию, чтобы сын поправлялся, мы купили корову, она давала 26 литров молока в день. Сыновья никогда не отказывались ее доить, делали это умело, на зиму заготавливали для кормилицы сено.

Боль за школу

Разговор переходит на тему воспитания подрастающего поколения, вымирания русской деревни.

– Знаете, деревня в России всегда была хранительницей нравственности, – в один голос говорят учителя. – Раньше другие идеалы были. В школах работали пионерская и комсомольская организации. Первоклашек принимали в октябрята. Люди добрей были, сердечней. Сейчас детей мало что интересует, обостряются противоречия между учителями, родителями и детьми. В этом главная трудность. В советское время с сельскими детьми работалось легче, они были более послушными. Акцент в школе делался на коллективное воспитание, сейчас это не приветствуется, говорят об индивидуальном подходе. Да, он, конечно, важен. Но школьники почему-то становятся более эгоистичными, многие растут индивидуалистами, живя по принципу «наглость – второе счастье». Как бы там ни было, общечеловеческие ценности никуда не денутся, скромность, порядочность, трудолюбие должны остаться в почете. И мы стараемся эти качества в детях воспитывать. Хотя порой бывает и так, что вроде воспитываешь, воспитываешь ученика, а он становится сомнительной личностью. При встрече упрекает, мол, вы не так меня воспитали, не тому учили.

Нина Васильевна и Евгений Дмитриевич болеют всем сердцем за родное село. А оно вымирает. Когда-то Мосолово было даже районным центром. Лет тридцать назад в селе было две школы, в одной учились 600 детей, в другой – около 300. Работали три десятых класса, минимум по 30 человек в каждом. Сейчас в школе 216 учеников. До горбачевской перестройки в Мосолово работали 14 различных предприятий, были лесхоз, филиал станкозавода, лыжная фабрика. От всего этого огромного хозяйства остался лишь сельскохозяйственный производственный кооператив, осколок совхоза. Если государство в ближайшем будущем не повернется лицом к селу, оно окончательно вымрет. Перспектив здесь нет, молодежи работать негде, вот и подается она на заработки в Рязань и Москву.

В августе исполнится ровно 40 лет, как Арсеньева работает в Мосоловской школе. Не пора ли на заслуженный отдых?

– Года два еще поработаю, – вздыхает Нина Васильевна. – Пока есть силы, надо довести свои классы до выпуска. К тому времени в школе из иностранных языков останется только английский, французский и немецкий сами собой отойдут. Буду осваивать компьютер, помогать ребятам, которые хотят поступать в вузы, где изучают французский язык.

…Выходим во двор, прощаемся с гостеприимными хозяевами. Дружок прячется в конуре от жары и, высунув морду, провожает нас добрым взглядом.

с. Мосолово, Шиловский район, Рязанская область

В Екатерининском зале Кремля

Прогулки по Франции и Парижу

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте