В подростковом возрасте происходит становление личности, формируется мировоззрение. В этот период жизни подросток стремится к автономности, отдалению от семьи, взрослых, избавлению от опеки. Учитывая ярко выраженное стремление подростков к группированию со сверстниками, общению с ними, мероприятие проводят старшеклассники.
Цель: показать, что предрассудки, стереотипы и дискриминация связаны с нарушением права каждого человека на достоинство.
Задачи: показать влияние достоинства каждого человека на развитие общества; воспитывать качества толерантной личности; формировать отрицательное отношение к несправедливости и неравенству; развивать навыки противостояния дискриминации, работать в группах, проявляя самостоятельность суждений.
Подготовка:
1. подготовить все необходимые материалы для проведения;
2. организовать актив школьников для обучения их вожатской работе с группами учащихся (проиграть все блоки мероприятия, составить с ними список речевок, девизов, кричалок, обсудить и проиграть способы хождения от блока к блоку, совместно подготовить материал, распределив обязанности для каждой группы вожатых, распределить группы между вожатыми, определить отличительные знаки для вожатых);
3. организовать классных руководителей, воспитателей, которые будут выполнять роль наблюдателей или станут участниками наравне с учениками во время прохождения каждого блока;
4. согласовать с администрацией школы дату и время проведения мероприятия;
5. согласовать с координатором по расписанию кабинеты; с закрепленными за кабинетами педагогами договорится проведении в их кабинетам отдельных блоков.
Ход проведения
Общий сбор на линейке в актовом зале.
Педагог: Здравствуйте! Задача нашего мероприятия – показать значение достоинства каждого человека для развития общества. А также сплоченно сработать в группах, проявляя самостоятельность суждений.
Сегодня мероприятие для вас, а проводить его будут ваши сверстники из 10-11 классов.
Представление учеников – тренеров стоящих на блоках, учеников, закрепленных за каждым классом, здесь же раздаются маршрутные листы.
Педагог: Мы познакомились, теперь договоримся о правилах игры. Самое главное – постараться быть понимающим, доброжелательным, принять формы проведения мероприятия и активно и бодро в них участвовать, а еще слышать и слушать говорящего. И еще одно – соблюдайте правило поднятой руки, тогда вам будет легче высказать свое мнение и услышать другого. Вожатые будут за этим следить. Каждый блок рассчитан на 10 минут, 2 минуты на переход от блока к блоку (названия блоков на двери кабинетов). По окончании всех блоков мы снова собираемся в актовом зале, где подведем итоги.
А теперь в путь!
Интерактивные стратегии:
1. Упражнение «Я горжусь».
2. Упражнение «Выражаем свое мнение».
3. Упражнение «Определим этноцентризм».
4. Упражнение «Отличаем стереотипы от фактов».
5. Игра « Вне группы».
Словарь урока: достоинство, этноцентризм, предубеждения, стереотипы, геноцид, дискриминация, ксенофобия.
Содержание блоков
Блок 1. Достоинство.
1. Упражнение «Я горжусь!»
Инструкция. Дети располагаются на стульях, поставленных в круг. Участники выходят по очереди и говорят, в чем они видит проявление своего достоинства, чем они могут гордиться. Учитель следит за тем, чтобы никто не осмеивал другого, не прерывал его; не разрешается комментировать, дополнять, критиковать.
Выводы:
ДОСТОИНСТВО – это ценность человека для него самого и для всего общества.
Некоторые люди путают два разных понятия: гордость и достоинство.
ГОРДОСТЬ – это чувство превосходства над другими. Если она рождает эгоизм, себялюбие и неуважение к людям, тогда гордость разрушает мир.
ДОСТОИНСТВО – это способность ценить свои возможности, способность видеть в других равных себе.
Ценнейший бриллиант – это личность каждого человека. От того, как общаются люди между собой, зависит качество жизни.
Умеем ли мы ценить друг друга, видеть в другом Человека с большой буквы?
У каждого есть свое самолюбие, никто не желает унижения и оскорбления собственной личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личностью, зачастую не видят личность в других людях. Такой человек не терпит несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к другим и к окружающему миру. Он готов винить в своих бедах всех подряд, не признавая собственной вины.
Вы, наверное, сами часто бывали свидетелями того, как ученик или студент, получив плохую оценку, заявляет, что к нему несправедлив преподаватель, хотя причина «двойки» – в незнании темы занятия.
Великий дар природы – наша жизнь. Каждый из нас достоин этого счастья. Каждый из нас имеет право на достоинство. Но у всех нас свой ум, свои переживания и интересы. И это тоже право каждого. Право быть индивидуальным. Тот, кто не уважает индивидуальность соседа, тот не уважает и весь многоликий и разнообразный мир.
Каждый человек имеет право на свое достоинство и обязан соблюдать достоинство окружающих его людей.
Человек не имеет право опускаться до уровня биологического существа. Он не имеет право быть разрушителем, не имеет право терять свое человеческое лицо и свое достоинство ни при каких обстоятельствах.
Блок 2. « Выражаем свое мнение»
Инструкция. Классная комната делится на 4 части, в одном углу размещается табличка «Абсолютно согласен», во втором углу – «Абсолютно не согласен», в третьем углу – «Частично согласен», центр остается тем, кто затрудняется ответить.
Тренер зачитывает нижеследующие утверждения вслух. Ученики должны «проголосовать ногами», т.е. занять место в классе, соответствующее их мнению.
– Россия – самое большое государство в мире.
– Дети должны иметь те же права, что и взрослые.
– Пожилые люди должны получать пенсию.
– Глухие дети должны обучаться в специальных школах.
– В нашей стране каждый имеет право стать президентом.
– Большинство богатых людей – нечестные.
– Девочки могут играть в футбол.
– Евреи – хитрые и жадные.
– Бедно живут те, кто ленится.
– Девочки способнее мальчиков.
– Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока муж на работе.
– Мальчики могут играть в куклы.
– Учителя должны быть не старше 35 лет.
– Плохо успевающих нужно отдавать в спецклассы.
– Все азиаты некультурные.
– Мальчики храбрее девочек.
– Руководить – это удел мужчин.
– Женщины больше мужчин озабочены внешностью.
– В России проживают в основном русские.
– Все цыгане – танцоры и попрошайки.
– Чукчи умеют только ездить на оленях.
– Все в нашей стране должны равняться на русскую культуру.
– Самая справедливая и удобная для жизни страна – США.
– Афроамериканцы внесли свой вклад в развитие мировой культуры.
– Белых на Земле большинство.
– Мусульмане и христиане должны дружить.
– Я не буду возражать против родственника с темной кожей.
Совет педагогу: Воздержитесь от суждений по поводу мнений учеников. После каждого «голосования» обращайте их внимание на то, что каждый участник постоянно меняет группу, и что нет людей, абсолютно согласных друг с другом. Определите вопросы, которые, на ваш взгляд, вызывают наибольшее расхождение во мнениях.
Выводы по итогам упражнения:
Зачастую наше обыденное сознание опирается на предубеждения, стереотипы (ярлыки), предрассудки, нам иногда не хватает научных знаний.
Однажды усвоенный образ становиться привычным для человека, определяет его ролевое поведение.
Большую опасность представляет такой стереотип как этноцентризм.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ – это вера в превосходство своей группы или культуры, сопровождающаяся пренебрежением или презрением к другим группам или культурам.
Блок 3. «Определим этноцентризм»
Инструкция. На доске плакат со списком характерных черт и особенностей. Ребята должны оценивать свой народ по пятибалльной шкале.
1. Технический прогресс.
2. Доброжелательность к иностранцам.
3. Честность.
4. Политическая свобода.
5. Щедрость.
6. Стремление к миру.
7. Вклад в науку.
8. Вклад в искусство.
9. Равенство полов.
10. Расовая терпимость.
11. Религиозная терпимость.
12. Забота об окружающей среде.
13. Забота о детях.
14. Манеры.
15. Стиль одежды.
Вопросы для обсуждения:
1. Объясните, почему вы дали именно такую оценку своему народу?
2. По каким пунктам вы поставили низкий бал, а по каким – высший?
Выводы: этноцентризм возникает там, где недостаточно знаний, низкий уровень патриотизма. Очень опасно проявление этноцентризма, основанное на межкультурном невежестве и грубом нарушении прав других культур.
Стереотипы (обобщения) необходимы и бывают очень полезны. Например: Грипп – опасен! Закаляться – полезно! Полезная пища – невкусная! Но стереотипы могут ограничивать кругозор человека, делать из него послушного робота, что особенно опасно, если в этом участвуют СМИ или властные структуры.
Человек сам в состоянии определять уровень своего сознания, но в одном он должен быть убежден: чрезмерное обобщение, касающееся людей, способствует сохранению предрассудков и ведет к дискриминационному поведению, оно вредно для всех.
Строя свое отношение к человеку на основе категоричного (и возможно, неуместного в конкретном случае) обобщения, мы не увидим в нем его неповторимой индивидуальности. Ваше предвзятое стереотипное поведение причинит вред ему (он будет оскорблен) и вам (вы не получите возможность стать ему другом).
Блок 4. «Отличаем стереотипы от фактов»
Инструкция. Ребята поднимают руки, если высказанная мысль является фактом, и не реагируют, если это стереотип (С – стереотип, Ф – факт).
1. Все кавказцы – торгаши. (С)
2. Россия никогда не вела захватнических войн. (С)
3. Худые люди злые. (С)
4. Рыжие люди вредные. (С)
5. Толстые добродушные. (С)
6. Негры – грязнули. (С)
7. Мальчики умнее. (С)
8. Мексиканцы все хорошо поют. (С)
9. Кареглазые – нерусские. (С)
10. Азиаты – наркоманы. (С)
11. Кавказ – часть Азии. (С)
12. Каждый четвертый на Земле – китаец, (Ф)
13. Родина всех людей – Африка. (Ф)
Стереотипы, ярлыки и межкультурное невежество – инструменты нарушения прав человека.
Нацисты пропагандировали стереотипы по отношению к евреям, гомосексуалистам, цыганам и психически больным людям, называя их «неполноценными» людьми.
Испанские, французские, германские, итальянские колонизаторы в Африке, Азии и Америке определили коренные народы как нецивилизованные, неразумные и даже схожие с дьяволом, чтобы оправдать разрушение их культуры. Белые американцы называли африканцев недолюдьми и просто собственностью – рабами, безнаказанно эксплуатировали их.
Предрассудки и власть – опасная комбинация которая слишком часто приводит к нарушению прав тех людей которые были определены как «другие». Если к этому добавить пропаганду морального, расового, полового, религиозного или культурного превосходства, то возможность геноцида возрастет.
ГЕНОЦИД – это физическое унижение людей по одному из различий: расовому, религиозному и др.
ДИСКРИМИНАЦИЯ – это умаление или унижение человеческого достоинства.
Дискриминация проявляется в произвольном, незаконном ущемлении и ограничении прав человека, в отказе от его универсальности.
Дискриминация – это один из главных источников таких беззаконий, как:
1) использование рабского или принудительного труда;
2) использование пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство отношения или наказания;
3) расизм, апартеид, геноцид;
4) неравноправие женщин в обществе и семье.
Иными словами, дискриминация направлена против равенства людей и их универсальности.
К сожалению, ни одно общество, ни одна культура не могут похвалиться тем, что они обладают абсолютным иммунитетом к предрассудкам и дискриминации.
Ряд предрассудков и стереотипов имеют следующие причины:
1. Исторические традиции в развитии народа, проявляющиеся в отношении к другим народам – в нетерпимости, настороженности, ксенофобии (боязни всего нового, непонятного).
2. Недостаток научных знаний, отсутствие в человеке навыков и способностей к анализу.
3. Предрассудки культивируют массмедиа по заказу официальных лиц.
4. Бытовая, на вид безобидная, лексика, основанная на предубеждениях в виде прозвищ, «дразнилок», отторжения и т.д.
Блок 5. Чтение статьи 7 Всеобщей Декларации прав человека
Всеобщая Декларация прав человека
Статья 7 (извлечение)
«…все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона… от какой – либо дискриминации или какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».
Игра «Вне группы»
Цели: показать поведение человека, чувствующего себя отрезанным от группы, провести координацию взаимоотношения в классе.
Инструкция: Группа из 10 – 12 учеников формирует плотное кольцо и берется за руки.
Ученик, находящийся за пределами этой группы, упорно пытается прорваться в середину группы. В случае, если ученику удается это сделать, то он/она становится частью этой группы. Затем кто-то другой занимает его/её место за пределами группы и пытается прорваться внутрь кольца. Таким образом, каждый ученик по очереди побывает за пределами группы.
В процессе этой игры может проявиться множество различных эмоций. Человек, находящийся вне группы, будет испытывать чувство изолированности, оторванности. После нескольких безуспешных попыток прорваться в середину аутсайдер может демонстрировать значительную агрессию, дурачиться, отступать, разыгрывать равнодушие или проявить другую реакцию.
Группа может почувствовать единение в их общей задаче или, предположительно, даже пожалеть аутсайдера и допустить его/её в кольцо.
После этого обсудите чувства и типы поведения, которые проявились в процессе игры: каково ощущать себя изолированным; каково ощущение неудачи или успеха; какие приемы были использованы различными участниками для того, чтобы добиться входа в группу. Вы можете сравнить чувства и поведение аутсайдера с чувствами людьми в нашем обществе, которые считаются отверженными.
Блок 6. Упражнение «Сотрудничество»
Инструкция. Все участники образуют, стоя лицом друг другу, коридор из двух шеренг. Середина – это полоса около 8 м.
Нужно быть внимательным к тому, что говорит тренер (учитель). Если вы согласны с ним, то делаете шаг вперед. Если не согласны, то делаете шаг назад. Ширина шага равна 20 см.
1. Сотрудничество – это когда мы вместе против проблем.
2. В нашем классе все уважают друг друга.
3. Мне не нравится человек, который срывает урок.
4. Нельзя присваивать клички и прозвища.
5. Даже если мне объявят бойкот, я не могу сбегать с уроков.
6. Я ориентируюсь главным образом в школе на учебу.
7. Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
8. Я дружу только с одним человеком, с остальными просто в хороших отношениях
9. Мне интересно общение с каждым в классе.
10. У нас очень демократичные ребята: простые, дружные, добрые.
11. В нашем классе уважают ребят всех национальностей.
12. Нет плохих учителей, есть плохие ученики.
13. Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
14. Я не даю никому списывать.
15. Я не списываю.
16. Мне нравится учеба в нашем классе.
17. У нас на уроках все внимательны и дисциплинированны.
18. Мы часто собираемся все вместе на школьные вечера и дискотеки.
19. Когда я болею, ребята заходят или звонят, беспокоятся обо мне.
20. На летних каникулах мы всем классом обычно выезжаем куда-нибудь.
21. У нас не звучат нецензурные слова.
22. Мне не нравится, когда при всех юноша и девушка начинают обниматься и целоваться.
23. Все учителя в школе уважают наш класс.
24. Мы редко ссоримся.
25. В классе нет проблем по поводу дежурства.
26. Если я что-то не понимаю на уроке, то мне помогут обязательно.
27. Все в нашем классе следят за своей внешностью.
28. Для меня каждый день в школе – праздник.
29. Ребята в классе ведут здоровый образ жизни.
30. Мы все стремимся быть честными и порядочными людьми.
Итоги упражнения: Если вы подошли близко к полосе, которая была серединой вашего коридора или вступила на нее, то вы готовы сотрудничать, вы дружелюбны, вы демократичны. Но жизнь в школе полна сложностей. Очень часто возникает необходимость решить дилемму. А решить её однозначно невозможно.
Подведение итогов педагогами, закрепленными за блоками.
Выводы.
Если мы не исключим нарушения прав и свобод других людей, то с каждым фактом попрания чужого достоинства будет умирать часть человечности и в нас самих.
Наше занятие должно вдохновить вас на пересмотр своих ценностей и поведения, научить распознавать предрассудки и дискриминацию, воодушевить на действия во имя справедливости.
Только так мы можем построить и поддержать общество, которое уважает достоинство всех людей.
Татьяна Булавлева, социальный педагог Лобнинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Московская область
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии