Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

Хокку вместо тысячи слов,

или Как японская поэзия помогает в обучении детей с клиповым мышлением
Учительская газета, №09 от 2 марта 2021. Читать номер
Автор:

Творческие навыки – основа, без которой человек не может состояться в профессиональной деятельности. Ведь в эпоху цифровизации и развития робототехники способность к созидательному труду становится едва ли не единственным фактором, отличающим человека от робота – идеального, безустанного и безотказного работника. При этом современные дети окружены самым высоким уровнем комфорта за всю историю человечества, и необходимость творить появляется в их жизни все реже. В результате творческой прострации подрастающее поколение рискует остаться невостребованным на рынке труда будущего. Как не допустить обесценивания человеческого капитала и помочь современным детям в развитии творческих навыков? Сергей Аркадьевич Новоселов убежден, что технология «Дизайн искусственных стихов» включит детское воображение и позволит ребятам мыслить образами.

В основу технологии лег ассоциативно-синектический метод развития изобретательства в процессе конструирования стихов (терминология С.А.Новоселова). Конструирование стихов – один из этапов «Дизайна искусственных стихов». Технология осуществляется в несколько этапов: 1) подбор определенного количества хокку; 2) конструирование из отобранных японских миниатюр рифмованного стихотворения; 3) иллюстрирование готового поэтического произведения своими ассоциациями. Возможен вариант, при котором сначала иллюстрируются ассоциации к каждому хокку, а затем при конструировании стихотворения рисунки объединяются в один. В результате творческой обработки образцов японской поэзии рождаются новые произведения искусства, развиваются способности к созиданию и ассоциативному мышлению, что приводит к творчеству далеко за рамками поэтического искусства.

Другая неочевидная польза конструирования стихов связана с особенностями сознания современного поколения. Подростки, обладающие клиповым мышлением, лучше воспринимают небольшие отрезки информации, так как не могут долгое время концентрироваться на одном предмете. Хокку как раз и представляют собой один из самых маленьких, но при этом емких поэтических жанров. Из-за своей миниатюрной «внешности» они легко умещаются в детском сознании и поддаются поэтической обработке. С помощью творческого осмысления японских миниатюр ребенок создает крупное, объемное стихотворение и таким образом переходит от клипового мышления к целостному, которое позволяет развивать мысль последовательно, а не отрывочно. Обладатель целостного мышления – несомненно, ценный и редкий экземпляр для работодателя, особенно в сфере интеллектуального труда. Ведь именно такие люди способны глубоко погружаться в изучение предмета.

И еще одна насущная проблема, которую разрешает «Дизайн искусственных стихов», – безграмотное чтение. Из-за него современные дети страдают не только на экзаменах, но и в повседневности. Валерий Игоревич Тюпа, доктор филологических наук, однажды сказал: «Чтобы научиться читать, нужно научиться писать». Ведь как повар в отличие от обычного потребителя иначе относится к еде, так и писатель смотрит на текст совсем другим взглядом. Таким образом, технология С.А.Новоселова значительно увеличивает профессиональную ценность будущего специалиста и передает ему уникальный и необходимый для жизни опыт.

Как же встроить ее в урочную систему? Ведь времени на уроках всегда не хватает. А для хорошего учителя школа, как отдельная планета, где сорок пять земных минут длятся секунду. И «сочинять стихи» в таких условиях – непозволительная роскошь, которая может привести к неусвоению учебного материала. Чтобы этого избежать, мы адаптировали идеи технологии С.А.Новоселова для использования на уроке.

Особенно гармонично дизайн стихотворений выглядит на уроках литературы, где данная технология оказывает еще и мотивационный эффект. Ведь больше всего поэзией интересуется сам поэт. Ребенок, кроме этого, начинает глубже понимать поэтическую «кухню», так как видит ее изнутри. Однако на первых этапах конструирование стихотворений может оказаться для ученика слишком сложным и времязатратным процессом. Поэтому на уроках литературы данная технология была использована в обратном порядке. Ученики не конструировали рифмованное стихотворение из хокку, а, наоборот, «разбирали», «раскладывали» на японские миниатюры.

Первая вариация данного упражнения может быть реализована в следующем виде. К изучаемому стихотворению (например, «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтова) учитель заранее подбирает несколько хокку. Задача учеников – выбрать те японские миниатюры, из которых М.Ю.Лермонтов мог бы сконструировать свое стихотворение. После чего они сравнивают поэтические произведения и аргументируют свой выбор. При такой деятельности ученик развивает не только творческие навыки, но и аналитические, и коммуникативные. Примерная подборка хокку для данного задания:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
М.Ю.Лермонтов

Луна – путеводный знак –
Просит: «Сюда пожалуйте!»
Дорожный приют в горах.
М.Басё

В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеется свежий срез.
М.Басё

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.
Х.Рансецу

Сердце позвало в дорогу,
Не объяснив, зачем…
Властный повелитель.
Алекс Ватсон

Вторая вариация данного упражнения – самостоятельное реконструирование учениками рифмованного стихотворения в хокку. Пример реализации упражнения:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
М.Ю.Лермонтов

Я один иду.
Через туман дорога.
Звезды говорят.

В небе чудеса.
Но почему мне больно?
Чего я жду?
А.С.Штаб

После творческой работы начинается самое важное – обсуждение. Ученик объясняет, почему он оставил именно эти слова, а не другие, насколько точно его хокку передает художественную идею стихотворения М.Ю.Лермонтова, чем они похожи и чем отличаются, а затем сравнивает свое произведение с творчеством одноклассников. Подобная работа вызывает у класса интерес к литературе и вдохновляет на активный анализ поэтического произведения.

Третья вариация упражнения максимально приближена к оригинальной технологии С.А.Новоселова: 1) изучаемое стихотворение заранее трансформируется в хокку; 2) ученики, еще не знакомые с творчеством поэта, из представленных японских миниатюр конструируют поэтическое произведение; 3) сравнивают свое творчество с шедевром литературы и обсуждают результаты (получилось повторить или даже превзойти успех гения? чем произведения отличаются?). После проделанной работы формируется новое, совсем иное отношение к литературному труду.

Описанные выше упражнения не только развивают ряд жизненно важных навыков, но и способствуют активному и эффективному освоению учебного материала. Ведь, производя данные операции, ученики попутно анализируют классические литературные произведения, создают новые, общаются и аргументируют свое мнение. Таким образом, кроме творческих навыков они также развивают способности к коммуникации, аргументации и грамотному чтению.

При этом область применения технологии «Дизайн искусственных стихов» не ограничивается одной лишь литературой. Изначально С.А.Новоселов разрабатывал свою технологию как инструмент развития именно технического творчества. В то же время существуют хокку, где авторы обращаются к теме природы, математики, физики. Дизайн подобных японских миниатюр (изображение ассоциаций на бумаге) также имеет сильный образовательный эффект. Так, например, дизайн следующих хокку на уроке биологии позволит усвоить разницу между фазаном и сазаном, а также закрепить визуальные образы в долгосрочной памяти с помощью ассоциаций:

Жаворонок поет,
Звонким ударом в чаще
Вторит ему фазан.
М.Басё

Колодец в селе.
Сазан заглотил крючок.
Сытный ужин.
А.С.Штаб

Дизайн математических хокку (или, точнее, имитации, пародии на хокку):

Перемена мест
Слагаемых на сумму
Не может влиять.

Сумма квадратов
Синуса с косинусом
Равна одному.

Не пересечься
Двум параллельным прямым.
Врет Лобачевский.

Три, четырнадцать,
Пятнадцать, девять, два и
шесть, самураи!

Удивительно напоминает опорные конспекты В.Ф.Шаталова. Однако в данном случае теоретические знания закрепляются в памяти учеников не только с помощью визуализации, но и поэзии.

Обратный вариант технологии С.А.Ново­селова, подразумевающий «раскладывание» рифмованного стихотворения на хокку, также может применяться на уроках разных учебных дисциплин. Например, стихотворение, посвященное математике:

Если складываешь дробь
С равным знаменателем,
Знаменатель ты оставь,
Складывай числители.

Делали так в древности
Умные мыслители.

Если вычитаешь дробь
С равным знаменателем,
Ты числитель вычитай,
Знаменатель оставляй.

Ведь награды лучше нет –
Верный получить ответ! –

реконструируется в имитацию хокку:

У дроби с равным
Знаменателем сложи
Числители лишь, самурай!
А.С.Штаб

При выполнении данного упражнения ученики находят главную мысль текста (из всего количества строк отбирается только три для хокку), закрепляют в памяти специфическую предметную теорию и осваивают грамотное применение терминов.

Таким образом, из нашего педагогического опыта следует, что использование идей технологии С.А.Новоселова «Дизайн искусственных стихов» расширяет возможности урока, повышает мотивацию учеников и помогает решить такие проблемы, как творческая прострация, пассивность и поверхностное чтение. Достигается это посредством овладения компетенциями, соответствующими ФГОС, и развития навыков, жизненно необходимых современному человеку.

Андрей ШТАБ, преподаватель русского языка и литературы Кемеровского президентского кадетского училища


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt