Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Хочу стать космогеологом. Выбирая профессию, мы строим будущее

Учительская газета, №10 от 8 марта 2016. Читать номер
Автор:

Чтобы понять, кем быть, надо сначала узнать, кем вообще бывают, какие профессии существуют в мире, какие из них наиболее востребованы сегодня, какие будут нужны завтра, а какие, к сожалению, отмирают или уже умерли. Обсуждению этой проблемы был посвящен прошедший в Калужской области XVI Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России», организованный Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего».

Знаете ли вы, кто такой пинспоттер? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой резчик льда? Человек, который раньше, во времена, когда не было холодильников, заготавливал лед. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других тоже. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе лектор, кондуктор, вахтер, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что, дорогие школьники, делать выбор следует с прицелом на будущее. Судите сами: совсем недавно такие профессии, как проектировщик доступной среды, разработчик киберпротезов, архитектор «умного дома», дистанционный координатор безопасности и тому подобное, встречались разве что в фантастических романах. А сейчас этим занимаются сотни и тысячи людей по всему миру, и их количество будет лишь увеличиваться. Специально для того, чтобы будущее стало ближе, создан «Атлас новых профессий» – альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Эта внушительная книга разработана Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» по итогам уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Атлас можно найти на сайте http://atlas100.ru.- В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, – говорит руководитель направления АСИ «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков. – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образованию. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены, и знания сильно устаревают. Даже учебник устаревает за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности. Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. «Атлас новых профессий» как раз дает возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперед. Если не делать этого, всем нам придется жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьезных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.- Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, – уверен председатель МАН «Интеллект будущего» Лев Ляшко. – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянет воз, который ему уже давно ненавистен, в тайне завидуя тем, кто перешел на другую работу и счастлив там. Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди «выпускников» МАН – огромное количество успешных ученых, бизнесменов, политиков, руководителей и так далее. Кстати, многие из них продолжили свое развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать еще в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.Посмотрите на список тем, с которыми ребята приехали на фестиваль! «Сравнение литературных произведений и экранизаций», «Математика в футболе», «Влияние звука на организм человека», «Создание топливного элемента на основе карбида кремния»… Кто знает, может быть, одного из них ожидает Нобелевская премия? Темы взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе. «Диссиденты советской эпохи и российской действительности: принципы, сходства, различия», «Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде», «Технология ведения информационной войны «Окно Овертона», «Проблемы ювенальной юстиции». Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения.Надо просто уметь прислушиваться к юным исследователям. Ведь от них зависит будущее нашей страны, будущее мира.Кому сказать спасибо?Все без исключения участники фестиваля независимо от возраста уже знают, кем они будут. Хотя и допускают возможность, что станут кем-то еще. Но вот кого они должны поблагодарить за это?  Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10-го класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО:- Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы, как история, право, обществознание. На самом деле в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я. Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10-го класса Медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов:- Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой все равно хочется. Как только появилась возможность, в 9-м классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьет у меня охоту. Но нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится. Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трех. Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 «Надежда Сибири», Новосибирск:- Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырех лет играю на пианино. Мне интересны и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я ознакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор. Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий:- Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причем не в теоретическом, а именно в практическом плане – что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это мое. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня  инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу. Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область:- Еще во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители еще что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, не собираюсь от этого отказываться. В школе в основном никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор благодаря родителям, а не учителям.Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан:- Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник еще в четвертом классе, когда вдруг захотелось создать что-то свое, собственное. И с тех пор рисую, придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет. Безусловно, Алиса права. Нужны олимпиады не только по физике и математике, но и по дизайну в том числе. В этом смысле Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс». На сайте http://future4you.ru вы найдете список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвященных «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту