Как доступно и просто объяснить школьнику, что нужно делать, для того чтобы сберечь энергию, а главное – зачем вообще это нужно? Как переработка угля, нефти и других природных запасов влияет на нашу жизнь, почему сегодня так активно используются альтернативные источники энергии?Детям часто бывает скучно слушать сложные рассуждения об энергосбережении и вникать в математические расчеты эффективности использования силы ветра или, скажем, прилива. А что, если проверить все это на собственном опыте? Вот просто взять и построить приливную электростанцию и узнать на практике, можно ли с ее помощью освещать и отапливать целый город. Как такое возможно, спросите вы. А очень просто – с помощью новой интерактивной стратегической игры «Умный город», разработанной компанией «Рукарта» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.Более подробно о новой игре по энергоэффективности нам рассказала ведущий менеджер компании «Рукарта» Светлана ФОМЧЕНКОВА.
– Светлана Александровна, расскажите, почему было принято решение о создании именно игры, а, например, не учебника или методического пособия?- Самое главное – это заинтересовать детей тематикой энергоэффективности, показать, насколько это важно, интересно и нужно. Для этого необходимо найти способы сделать тему энергоэффективности яркой и увлекательной для школьников. И сегодня по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации разрабатываются не только учебники, но и такие учебно-познавательные материалы, которые наверняка привлекут к себе внимание молодежи, – интерактивные пособия и игры.Благодаря такому подходу детям и подросткам будет легче понять и принять современные требования к энергосбережению, заинтересоваться вопросами повышения энергоэффективности, а потом и увлечь своим интересом взрослых. Ведь задачи энергосбережения актуальны во всех сферах – и в быту, и в школе, и на производстве, и в масштабах страны.- А как игра способствует получению знаний по энергосбережению?- Многие сложные вещи школьникам легче понять в ходе игры. Информация становится понятнее, когда есть конкретные примеры, когда видны результаты принятых решений.Игра «Умный город» – это стратегическая игра со своим сюжетом и своими героями.Мы хотели показать детям, насколько важно знать об энергосбережении, научиться добывать и расходовать ее с умом. Сейчас во всем мире активно производится генерация энергии за счет альтернативных источников, таких как электростанции башенного типа, приливные станции, ветряки. И в ходе игры ребята увидят, как их использование влияет на город, на его экологию, на комфорт его жителей. И смогут убедиться на собственном опыте в пользе альтернативных источников энергии.- В чем суть игры «Умный город»?- Каждый игрок на время игры становится мэром целого города. Но сначала он должен этот город построить. В начале игры в городе нет абсолютно никакой энергии, и мэру необходимо научиться эту энергию добывать: вести разведку месторождений полезных ископаемых – нефти, газа, угля, торфа, их добычу, строить нефтеперерабатывающий завод, угольную ТЭЦ и другие традиционные энергогенерирующие предприятия, а также проводить все возможные улучшения на данных объектах.В ходе игры мэр убеждается в том, что эти мероприятия хоть и необходимы, но не так уж и выгодны для города: требуют больших затрат, негативно влияют на экологию, а значит, и на комфорт жителей.Поэтому в дальнейшем игроку предлагается использовать альтернативные источники энергии и усовершенствовать жилые здания, т. е. создавать «умные дома», которые могут не только потреблять меньше энергии, но и самостоятельно вырабатывать ее. Ему приходится развивать городскую инфраструктуру, внедрять энергоэффективные технологи, систему «умные сети» (Smart Grid) и методы управления энергосистемой.В конечном итоге это должно привести к созданию экогорода, эффективно использующего ресурсы данного региона и полностью перешедшего на энергообеспечение за счет альтернативных источников энергии.- А как игрок догадается, что нужно делать? Есть какие-то подсказки? Или, как в прошлой игре «Мы и энергия», есть специальный персонаж, подсказывающий правильные решения?- Есть такой персонаж – Смарт Бот. Это робот, который помогает мэру на протяжении всей игры. Кроме того, перед постройкой зданий или внедрением технологии на экране отображаются показатели их эффективности. Так что игрок может выбирать лучшие меры по благоустройству.На протяжении всей игры можно отслеживать изменения основных показателей, таких как экология, комфорт населения, потребление и производство энергии, а также количество добываемых ресурсов. Все отображается в условных единицах, но основные законы и соотношения, которые действуют в жизни, в игре соблюдены благодаря участию в проекте сотрудников Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС.Игра рассчитана на 100 часов. За это время шаг за шагом игрок продвигается к своей цели – создает «умный город». В конце игры успешный мэр будет переизбран довольными жителями на второй срок, что еще раз покажет игроку результативность его действий.Так как игра занимает очень много времени, в ней предусмотрена возможность сохранения статуса прохождения игры.- На какой возраст рассчитана игра «Умный город»?- Игра будет понятна любому школьнику начиная с 7-го класса. Тем более что мы предусмотрели наличие специального обучающего уровня. В ходе его прохождения подробно объясняется, как внедрять какой-либо ресурс, как заключать контракт на поставку энергии и как применять различные технологии. Объяснения понятны и просты. Кроме того, любое нововведение сопровождается пояснениями, для чего это нужно и что даст городу.- А как учителя отреагировали на вашу разработку? Не критиковали за излишнюю развлекательность?- Мы ни в коем случае не хотим заменить привычные учебники или пособия. Игра разрабатывалась как приложение к классическим формам преподавания. Ее можно использовать во внеклассной работе или в качестве примеров, иллюстрирующих действенность внедрения тех или иных энергоэффективных технологий.Также к игре прилагаются методические рекомендации. В них предлагаются варианты ее использования в учебном процессе, а также уделяется большое внимание актуальным примерам энергосбережения.- А где можно найти эту игру? Насколько она доступна?- Игра размещена на сайте Центра энергоэффективности Минобрнауки России energoeducation.ru. Там же выложены файлы с методическими материалами и документацией. В ближайшее время игра будет размещена на портале Государственной информационной системы «Энергоэффективность» gisee.ru.Видия ЖЕЛЕЗНОВ, руководитель Департамента внешних коммуникаций Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС:- Нам очень приятно, что наша компания смогла принять участие в создании этой увлекательной игры. Концепция Smart City – достаточно сложная тема, и далеко не каждый энергетик разбирается во всех ее аспектах, поскольку она затрагивает огромное количество технологий и решений из совершенно разных областей. В рамках созданной игры предусмотрено знакомство прежде всего с энергетическими аспектами «умного города»: понятием ресурсов, вопросами генерации, экологии, создания сетей и управления.Сейчас более половины жителей земли проживают в городах. Города потребляют порядка 75% мировых ресурсов и вырабатывают такую же пропорцию отходов. Создание «умного города» помогает решать все урбанистические задачи – надежного снабжения энергией, безопасности, транспорта, экологии. Во многих странах сегодня реализуются проекты создания таких городов как с нуля, так и на базе существующей инфраструктуры. Самые яркие примеры проектов строительства «умных» городов с нуля – это города Сонгдо в Южной Корее и Масдар в ОАЭ. В них активно используются телекоммуникационная инфраструктура, информационные технологии и инновационное проектирование для реализации экологических, социальных и экономических целей.Крайне удачным выглядит выбор игровой платформы – «пошаговой экономической стратегии», в которой нет определенного алгоритма достижения цели. Здесь каждое решение и действие игрока приводит к определенному результату, который не всегда предсказуем. И главная задача – выбрать оптимальный путь развития города в условиях нехватки ресурсов. Игра получилась действительно увлекательной. Приходится анализировать большое количество информации для выбора оптимальной стратегии. Очевидно, что игра поможет не только ознакомиться с технологиями прошлого, настоящего и даже будущего, но и сформировать понимание необходимости рационального отношения к ресурсам, энергосбережению, вопросам экологии. И очень приятно видеть, что Минобрнауки вносит большой вклад в формирование такого «энергоэффективного» мышления молодого поколения, используя современные и эффективные инструменты.Дмитрий КАЛАЧЕВ, начальник отдела проверок и анализа развития имущественного комплекса Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России:- Одной из важных задач, которые ставит перед собой Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы, является распространение современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях по всей стране.Поэтому мы уделяем большое внимание такому эффективному и важному направлению работы, как создание обучающих материалов, предназначенных для детей. Привлечение внимания детей к вопросам энергосбережения и энергоэффективности позволит сформировать у подрастающего поколения понимание необходимости бережного отношения к ресурсам и навыки энергосберегающего поведения.Кроме того, создание обучающих материалов позволит сформировать соответствующие компетенции у преподавателей образовательных учреждений различного уровня, необходимые для трансляции в образовательный процесс актуальных вопросов энергоэффективности и энергосбережения, ознакомления обучающихся с современными энергосберегающими технологиями и концепциями как применительно к бытовым аспектам нашей жизни, так и в разрезе параметров экономии от внедрения энергосберегающих технологий.В настоящее время по заказу Минобрнауки России разработано учебное пособие «Учимся беречь энергию», а также две интерактивные игры: «Мы и энергия» и «Умный город».Разработка интерактивных пособий и игр позволит вовлечь ребят в увлекательный процесс самостоятельного обучения с использованием современных технологий, так как помимо функции ознакомления с существующими энергосберегающими мероприятиями и подходами такие информационные материалы позволяют получать обратную связь, наглядный результат и оценку эффекта от виртуального внедрения энергосберегающих мероприятий как в быту, так и в масштабах школы или города.Мы уверены, что результатом внедрения интерактивных учебных пособий и игр станет использование практических навыков энергосбережения не только руководством образовательных учреждений, но также преподавателями, учащимися и членами их семей. И что энергосберегающее поведение постепенно будет становиться нормой для нашего общества.
Комментарии